Система упражнений, способствующих развитию мышления учащихся 9-10 классов
учебно-методический материал

Максимова Ольга Владимировна

В данном документе собраны различные упражнения для развития словесно-логического мышления у старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_uprazhneniy.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система упражнений, способствующих развитию мышления учащихся 9-10 классов.

1) Нарисовать 6 прямоугольников, пронумеровать их.

1. разделить одной линией так, чтобы получилось 3 прямоугольника,

2. разделить двумя линиями так, чтобы получилось 5 прямоугольников,

3. разделить двумя линиями так, чтобы получилось 3 прямоугольника,

4. разделить одной линией на 2 треугольника,

5. разделить двумя линиями на 3 треугольника,

6. разделить двумя линиями на 4 треугольника.

Правильные ответы:

     

2) Нарисовать 3 треугольника.

1. разделить треугольник одной чертой так, чтобы получилось 3 треугольника.

2. разделить треугольник двумя линиями так, чтобы получилось 6 треугольников (2 варианта)

Правильные ответы:

3) «Шары».

В корзине лежат шары: синие, красные, белые, зелёные. Всего 32 штуки. Сообщение о том, что достали синий шар, несёт 2 бита информации. Синих шаров было в 2 раза меньше, чем красных. Белых и зелёных шаров было поровну. Сколько шаров каждого цвета было в корзине?

  1. Синие – 4 шт; красные – 2 шт; белые и зелёные – по 13 шт.
  2. Синие – 4 шт; красные – 8 шт; белые и зелёные – по 10 шт.
  3. Синие – 2 шт; красные – 4 шт; белые и зелёные – по 13 шт.
  4. Синие – 8 шт; красные – 4 шт; белые и зелёные – по 10 шт.
  5. Синие – 8 шт; красные –16шт; белые и зелёные – по 4 шт.

Ответ: Е, в корзине было 8 синих шаров, 16 красных, белых и зелёных по 4 штуки.

 4) «Мысли другими словами».

Подростку предлагается одна из фраз:

- Нынешняя зима будет очень холодной.

- Нынешнее лето будет тёплым.

- Я прочитал интересную книгу.

- В парке бегает собака.

- Теплоход ушёл далеко в море.

Задание: необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Это упражнение учит точно выражать свои мысли и передавать чужие слова, развивает речь.

5) «Фрукты».

В корзине лежат фрукты: 8 яблок, 32 банана и 24 сливы. Количество информации в сообщении о том, что достали яблоко, обозначили iЯ, банан – iБ, сливу – iС. Для величин iЯ, iБ, iС справедливо неравенство:

  1. iЯ < iБ < iС
  2. iЯ < iС < iБ
  3. iЯ > iБ > iС
  4. iБ < iС < iЯ
  5. iБ > iС > iЯ

Ответ: D. iБ < iС < iЯ

6) Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и одновременно началом второго.

Ме… олад

Прик…ья

У…ова

Обы…ка

По…тра

Ответ: шок, лад, гол, ток, чай, люс.

7) «Взвешивание муки».

В пакете содержится 9 кг муки. Необходимо при помощи чашечных весов с гирями распределить эту крупу по двум пакетам: в один – 2 кг, в другой – 7 кг. При этом разрешается произвести только 3 взвешивания. Имеется неограниченное количество гирь в 50 и 100 г.

8) «Лёгкая монета».

 Решите задачу: изготовили 9 монет одинаковых по внешнему виду, одна легче других. Как отделить эту монету от остальных на весах без гирь с помощью 2-х взвешиваний?

9) «Переливание».

Стоят 3 ведра разных размеров, в ведро А вмещается 8 литров воды, в Б – 5 л, в С – 3 л. Первое заполнено полностью водой. Два других – пустые. Надо напоить двух лошадей, дав каждой п 4 л воды. Обязательно условие: нельзя пролить ни капли воды на землю.

10) Небольшой воинский отряд подошёл к реке, через которую необходимо было переправиться. Офицер замечает у берега 2-х мальчиков, катающихся на лодке. В лодке может разместиться только один солдат или 2 мальчика – не больше. Но все солдаты переправились через реку именно в этой лодке. Каким образом?

11) В бочке не менее 10 л бензина. Как отлить из неё 6 л с помощью девятилитрового ведра и пятилитрового бидона?

12) Имеются шестилитровая банка сока и 2 пустые банки: трёхлитровая и четырёхлитровая. Как налить 1 л сока в трёхлитровую банку?

13) В бочке 18 л бензина. Имеется 2 ведра по 7 л, в которые надо налить по 6 л бензина, и сосуд объёмом 4л. Как можно осуществить розлив?

14) Круговая анаграмма по теме: "MS Access".

Слова записаны по кругу и дана первая буква слова. Учащимся нужно отгадать понятия по заданным вопросам и вставить их в кроссворд.

Задания

  1. Объект Access для расширения ее возможностей.
  2. Объект БД, содержащий макрокоманды.
  3. свойство поля, характеризующее его содержимое.
  4. Основной объект Access.
  5. Длина для поля – это…
  6. Зависимость между таблицами в СУБД.
  7. Объект для вывода данных на печать.
  8. Электронный бланк Access для ввода данных и просмотра имеющихся.
  9. Объект, итогом работы которого является результирующая таблица.
  10. Одно из свойств поля.
  11. Название строки в БД.

Ответы:

  1. модуль
  2. макрос
  3. тип
  4. таблица
  5. свойства
  6. связь
  7. отчет
  8. формы
  9. запрос
  10. имя
  11. запись

16) Чайнворд по теме "Обслуживание ПК".

(слова записаны по вертикали и горизонтали по буквам, одна буква используется один раз, в скобках указано количество букв в слове и количество слов)

Задания:

Создание на внешнем съемном носителе резервной копии данных(9)

Структурные части диска(7,7,6)

Проверка на логические ошибки диска (11)

Разбиение файла на фрагменты при записи (12)

Процесс, при котором объем памяти диска увеличивается (8)

Один из видов проверки диска (6)

Может быть несущий, жесткий, флоппи и т.д. (4)

Ответы:

архивация, сектор, кластер, дорожка, стандартная, фрагментация, полная, упаковка, диск.

16) Кроссворд «Изобретатель» по теме «PowerPoint».

Учащимся дается задание: выписать все термины, понятия по теме или по нескольким темам. Затем они должны из выписанных слов составить кроссворд, анаграмму, головоломку и т.д.

Пример выполненного задания

17) Графический кроссворд по теме «Структура окна MS Excel».

Дан кроссворд, а вместо заданий рисунки. Нужно заполнить кроссворд, ответом и будет изображение на рисунке.

18) Кроссворды по теме «Вирусы. Антивирусы».

Вместо звездочек следует вставить пропущенные буквы в терминах по теме.

19) Кроссворд по информатике по теме "Состав ЭВМ".

Вопросы по горизонтали:

3. Устройство воспроизведения звука

4. … содержит большое количество кнопок

5. Графический процессор

6. Главная часть системного блока

7. Бывает полевая, ручная и компьютерная

8. Отверстие для подключения различных устройств

10. Шлейф, а по другому…

12. Устройство сканирования информации

13. Устройство отображения информации

14. Их множество на клавиатуре

16. Звуковая…

17. Устройство ввода звуковой информации.

Вопросы по вертикали:

1. Системная плата

2. Жесткий…

3. Устройство охлаждения

4. Как называется одним словом монитор, системный блок, клавиатура, мышь

9. Устройство передачи графической информации в печатном виде

10. Оперативная…

11. Устройство ввода гибких дисков

13. Устройство выхода в Интернет

15. Центральное устройство ЭВМ

Ответы на кроссворд:

По вертикали: 1. Магистраль 2. Диск 3. Куллер 4. Компьютер 9. Принтер 10. Память 11. Дисковод 13. Модем 15. Процессор.

По горизонтали: 3. Колонка 4. Клавиатура 5. Видеокарта 6.Корпус 7. Мышь 8. Порт 10. Провод 12. Сканер 13. Монитор 14. Клавиша 16. Карта 17. Микрофон.

20) Кроссворд «Языки программирования».

Вопросы по горизонтали:

1.Заранее заданная последовательность четко определенных команд для получения решения задачи.

3.Совокупность команд, задающих последовательность действий процессора с целью получения требующегося результата.

5.Законченное смысловое выражение на языке высокого уровня.

6.Язык, разработанный для реализации операций системы UNIX в начале 70-х годов.

7.Язык, созданный в 1959 году. Цель его создания состояла в организации удобства обработки символьной информации.

10.Память для промежуточного хранения данных, используется для компенсации данных.

12.Программа, предназначенная для перевода операторов языка высокого уровня в машинные команды, выполняемые процессором.

Вопросы по вертикали:

1.Язык, предназначенный для представления в удобной символической форме программы на машинном языке.

2.Программа, преобразующая программу на исходном языке в объектную (в машинных кодах).

3. Часть программы, которая выполняет некоторую четкую определенную операцию над данными, определяемыми параметрами.

4. Относительно независимая часть программы.

8. Язык, который был создан французским ученым А.Кальмеероэ в 1973 году.

9. Язык, разработанный в 1964 году, представляет собой язык программирования.

11.Язык программирования, который появился в начале 1995 года и быстро завоевал титул первой системы визуальной разработки приложений для Windows.

Ответы на кроссворд:

По горизонтали: 1.Алгоритм. 3.Программа; 5.Оператор.6.Си. 7.Лисп. 10.Буфер. 12.Компилятор.

По вертикали: 1.Ассемблер. 2.Транслятор. 3.Процедура. 4.Модуль. 8.Пролог. 9.Бейсик; 11.Делфи.

21) Вставьте вместо точек слово из трех букв, которое будет окончанием одного слова и началом другого.

Пример: У(…)ЕСО – У(КОЛ)ЕСО.

СО( . . . )ЬБА

ЗА( . . . )УРА

СА( . . . )ОН

МЕ( . . . )ЛИЦА

ЗА( . . . )ЦЕРТ

АМ( . . . )ОН

БА( . . . )УШКА

КУ( . . . )АЛ

ГОР( . . . )ОЛАД

ПИ( . . . )ЕРЕЯ

ОБЫ( . . . )КА

ПРИК( . . . )ЬЯ        

НАТ( . . . )ВНЕНИЕ

КАР( . . . )ИНА

КИШ( . . . )МУС

БОЙ( . . . )ЕДЖ

КАР( . . . )УС

КОН( . . . )ИВ

ГА( . . . )АРОНЫ

БУ( . . . )НА

НА( . . . )ЛО

НА( . . . )ИНА

АПО( . . . )Б

АМ( . . . )АН

22) Впишите в скобки слева такое слово, чтобы можно было решить эти уравнения.

Б+(ЖИВОТНОЕ)=(ДЕФЕКТ)

АР+(НОТА)=(МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ)

В+(ИМЯ)=(СВОБОДА)

Н+(ДЕРЕВО)=(ПОЛЕ)

И+(ЗЛАК)=(ЦВЕТОК)

ПА+(КРЕСЛО)=(ПУЛЯ В ГИЛЬЗЕ)

Б+(РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИЦЕ)=УКРАШЕНИЕ

С+(ЦВЕТОК)=(ПРИЯТНОЕ ВКУСОВОЕ ОЩУЩЕНИЕ)

З+(КРАСКА ДЛЯ НОГТЕЙ)=(РАСТЕНИЕ С КОЛОСЬЯМИ)

У+(АТМОСФЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ)=(ЗАПУГИВАНИЕ)

23) Анаграммы.

Из приведённых слов путём перестановки букв нужно составить название животного, птицы, растения. Все буквы обязательно должны быть использованы.

  1. араб + ум
  2. лира + гол
  3. фа + жир
  4. липа + нота
  5. бак + бум
  6. перо + лад
  7. ель + газ
  8. сорт + Альба
  9. река + Пи
  10. лик + пена
  11. дно + рак
  12. до + кролик
  13. так + сук
  14. урок + тапка
  15. фа + гном + ил
  16. кожа + ворон
  17. рис + пика
  18. ум + па
  19. каша + вис
  20. пират

Ответы на задания:

  1. марабу
  2. горилла
  3. жираф
  4. антилопа
  5. бамбук
  6. леопард
  7. газель
  8. альбатрос
  9. пекари (дикая свинья)
  10. пеликан
  11. кондор
  12. крокодил
  13. кактус
  14. куропатка
  15. фламинго
  16. жаворонок
  17. кипарис
  18. пума
  19. вискаша

тапир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений, способствующая развитию грамматических навыков на уроках английского языка.

При обучении грамматике, разрабатывается  система упражнений для каждого этапа изучения грамматического  материала.Например, при ознакомлении с The Рresent Perfect Tense   можно пр...

Система работы по развитию УУД учащихся 5-6 классов на уроках математики

Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и с...

Система упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Создание текстов публицистического стиля

Газета – это история мира за сутки. А. Шопенгауэр Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...

Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики

Из опыта работы Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики...

Система заданий, способствующих развитию творческой деятельности учащихся

Система заданий, способствующих развитию творческойдеятельности учащихся...

Система упражнений на развитие креативного мышления

Система упражнений на развитие креативного мышления на уроках английского языка...