Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 2 года обучения
рабочая программа

Мустапаева Асель Ердаулетовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ №3

Тематическое планирование

по формированию элементарных математических представлений

для 2 года обучения

3 часа в неделю

             

                                                              Учитель- дефектолог: Мустапаева Асель Ердаулетовна

г. Нефтеюганск

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

     

 

п /п

Кол-во

часов

Дата

Тема занятия

Знания и умения

Словарь

Материал для развития слухового восприятия

1

16.09

Сравнение групп предметов

(много – мало, столько же)

Умеет сравнивать группы предметов разного и одинакового количества.

Здесь много карандашей, здесь мало карандашей. Поровну.

1

18.09

Один - много

Умеет сравнивать количество предметов, различает, где 1 предмет, а где много предметов

Покажи один мяч, тут один мяч. Покажи много мячей, тут много мячей.

3

19.09

23.09

25.09

Счёт предметов до 5-х

Умеет считать до 5-х, соотносит последнее число со всей перечисленной  группой.

Соотносит количество предметов в пределах 5 с количеством пальцев

Считай до 5.  Один, два, три, четыре, пять.

 

     2

26.09

29.09

 Cравнение предметов по

 величине

Большой – маленький

(больше-меньше)

Умеет показать большой  и  маленький предмет, сравнивает предметы по величине путём прикладывания друг  на друга по подражанию и самостоятельно, подставляет таблички, называет сопряжено и отражённо, читает таблички.

Умеет раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке

Вот большой мяч. Это маленький мяч. Покажи большую машину,

Маленькую  машину

 

    2

01.10

03.10

  Cравнение предметов по

 величине

 Высокий – низкий

    (выше-ниже)

Умеет сравнивать предметы путём накладывания друг на друга, подставляет соответствующие таблички.

Умеет раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке

Это высокий дом, это низкий, это выше, это ниже.

Покажи высокое дерево, покажи

низкое дерево

      2

07.10

09.10

  Cравнение предметов по

 величине

 Длинный – короткий

(длиннее – короче)

Умеет сравнивать два предмета

по высоте путём прикладывания,

по образцу,   подставляет соответствующие таблички, называет сопряжено, отражённо, самостоятельно.

Умеет раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке

  Какая полоска длинная, короткая? Какая длиннее? Какая короче. Эта длиннее, эта короче.

Дай такую же, положи одну полоску  на другую.

2

10.10

Cравнение предметов по

 величине

  Широкий – узкий

    (шире – уже)

 Умеет показать широкий, узкий

предмет с опорой на картинку и

табличку, путём сравнения предметов (накладывая друг на друга),  подставляет таблички, называет сопряжено и отражённо, читает глобально таблички.

Умеет раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке

Широкая лента, узкая лента

Широкая дорога, узкая дорога. Эта дорога шире, дорожка уже.

1

14.10

Сравнение групп предметов по количеству

Умеет сравнивать группы предметов разного и одинакового количества.

Здесь 5 яблок, здесь 3 яблока, 5 больше, 3 – меньше.

2

16.10

17.10

Число и цифра 1

Соотносит цифру с количеством предметов, подкладывает табличку со словом к цифре.

Цифра один. Сколько мячей? Один мяч.

2

21.10

23.10

Число и цифра 2

Соотносит цифру с количеством предметов, подкладывает табличку со словом к цифре.

Два зайца, 2 машинки. 2 – это 1 и 1.

2

24.10

28.10

Числа  и цифры 1, 2

Сравнивает числа, определяет, где больше, где меньше.

Сравни числа 2 и 3. Тут меньше, тут больше

2

30.10

31.10

Число и цифра 3

Считает до трёх. Соотносит цифру с количеством предметов, подкладывает табличку со словом к цифре

Считай до  3-х. Сколько яблок? 3 яблока.

05.11-14.11

Каникулы

1

06.11

Праздник музыкальных игрушек.

Различает  звучание музыкальных игрушек, умеет играть на музыкальных игрушек в соответствии с возможностями

Барабан – стучит, дудка – играет, пианино – играет, бубен – звенит.

1

07.11

Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Понимает содержание сказки, называет героев. Расставляет по порядку героев по сюжету сказки.

Пузырь, соломинка и лапоть, лопнул, сломалась, утонул.

1

11.11

Развлечение « В гости к бабушке в деревню»

Умеет назвать  домашних животных по подражанию. Построить двор из конструктора, расставить животных и человечков на свои места. Называет действия с помощью педагога в процессе игры.

Корова, лошадь, свинья, собака, кошка, курица, петушок, утка, цыплята.

1

13.11

Праздник «Мы танцуем и поём – дружно, весело живём»

Умеет подпеть простую песенку, станцевать  в соответствии с музыкальным ритмом по подражанию .

Мы поём, песня, мы танцуем.

1

14.11

Дидактические игры

Играет в дидактические игры по пройденным лексическим темам, подбирает парные картинки, находит недостающий предмет,  собирает разрезные картинки из 4 частей. Называет предметы, действия по подражанию

Я играю, мы играем.  Компот,  варим, яблоко, груша, арбуз, банан, апельсин, слива, виноград. Помидор, морковь, капуста, лук, картошка, варим суп.

Вкусный суп. Кукла, мяч, мишка, юла,

барабан – игрушки

Кукла сидит. Мяч упал.

Мишка спит.

II    период

   2

18.11. 20.11

Состав числа 3

Умеет  раскладывать множества, состоящие из 2, 3,  предметов на группы; составлять число из разных групп: 3= 2+1 = 1+2;

3 – это 2 и 1, 3 это 1 и 2

   2

21.11

25.11

Числа  и цифры 1, 2, 3

Называет цифры, сравнивает числа,  соотносит количество с числом, определяет, где больше, где меньше. Умеет образовывать числовой ряд от 1 до 3 путем присчитывания по единице; владеть операциями объединения и разъединения на предметах в пределах 3

Покажи 2 куклы, 3 куклы, 1 куклу. Сколько? Здесь 3 куклы

1

27.11

 Круг

Называет, умеет найти круг среди других  фигур по

табличке.

Умеет выбрать предметы имеющие форму круга, (одинаковые и разные по цвету. размеру)

Это круг. Покажи большой круг.

Покажи маленький круг.

Дай большой круг, дай маленький круг. Тут 3 жёлтых круга.

1

28.11

Овал

Умеет назвать сопряжено и отражённо, умеет найти овал среди других  фигур по

табличке.

Умеет выбрать предметы имеющие форму овала, (одинаковые и разные по цвету. размеру)

Это овал.

 Покажи большой овал. Это большой овал.

Покажи маленький круг. Это маленький круг. 5 овалов.

Красный овал, зелёный овал

2

02.12

04.12

Круг - овал

Умеет сравнить предметы по форме, выбрать овал и круг, подложить соответствующие таблички.

Умеет  выбрать предметы имеющий форму  круга и овала.

Это круг. Это овал. Покажи большой круг. Это большой круг.

Покажи маленький круг. Это маленький круг. Покажи большой овал. Это большой овал.

Покажи маленький овал. Это маленький овал.

Дай красный круг, дай зелёный овал

   1

09.12

11.12

Объединение  одинаковых  по двум признакам (цвету и форме) предметов в предметные множества

Умеет объединить  одинаковые  по двум признакам (цвету и форме) предметы в предметные множества

Это жёлтые круги, это красные овалы

    1

12.12  

Расположение предмета

вверху -  внизу на  вертикальной плоскости

Ориентируется, может показать верх – низ, расположить предметы вверху – внизу на вертикальной доске, определить расположение предметов по картинке.

Положи круг вверху. Где лежит круг? Вверху.

Положи внизу квадрат. Где лежит квадрат? Внизу.

Где летит самолёт? Где ползёт ёжик?

1

16.12

Расположение предмета

вверху -  внизу на  горизонтальной плоскости

Умеет правильно положить предмет на листе бумаги, на столе по подражанию, называет слова с опорой на табличку.

Положи круг. Где лежит круг? Вверху. Положи внизу квадрат. Где лежит квадрат? Внизу.

2

18.12  19.12

 

      Справа  - слева  на  вертикальной плоскости

Определяет положение предмета на вертикальной плоскости, определяет расположение предметов по картинке.

Бабочка справа от цветка, грибок слева.

    Возьми квадрат. Слева от квадрата положи большой круг, справа  - маленький круг.

2

23.12

25.12

Справа  - слева, посередине  на  вертикальной плоскости          

Определяет положение предмета на вертикальной плоскости, определяет расположение предметов по картинке.

 

   Саша справ от Оли, Оля  посередине,   Вова слева от Оли. Возьми квадрат. Слева от квадрата положи большой круг, справа  - маленький круг.

1

26.11

30.11

Справа  - слева, посередине  на  горизонтальной плоскости          

Определяет положение предмета на листе бумаги по подражанию, обозначает положение предмета с помощью таблички.

    Возьми квадрат. Слева от квадрата положи большой круг, справа  - маленький круг. Посередине положи овал.

29.12- 16.01

Каникулы

Мониторинг, диагностика

III период

2

20.01

22.01

Близко - далеко

Умеет определить место положения предмета, обозначает с помощью таблички.

Где мишка? Мишка далеко.

Где кукла? Кукла близко.

2

23.01

27.01

Число и цифра 4

Соотносит цифру с количеством предметов, подкладывает табличку со словом к цифре. Считает до 4-х. Умеет образовывать числовой ряд от 1 до 4 путем присчитывания по единице; владеть операциями объединения и разъединения на предметах в пределах 4

Считай! Покажи цифру 4. Нарисуй 4 ёлочки.

2

29.01

30.01

Состав числа 4

Знает состав числа 4

4 – это 3 и 1, 2 и 2

2

03.02

05.02

Число и цифра 5

Соотносит цифру с количеством предметов, подкладывает табличку со словом к цифре. Считает до 5.

Умеет образовывать числовой ряд от 1 до 5 путем присчитывания по единице; владеть операциями объединения и разъединения на предметах в пределах 5

Это 1 зайчик. Это 2 кошки,, Это три петуха. Это 4 собачки. Я 5 лягушек

         игрушки

  Мишка , кукла, мяч,

пирамида, машина, само-

лёт, зайка ,лопата

2

06.02

10.02

Состав числа 5

Знает состав числа 5

 Умеет образовывать числовой ряд от 1 до 5 путем присчитывания по единице; владеть операциями объединения и разъединения на предметах в пределах 5

5 – это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4

3

12.02

13.02

17.02

Числа  и цифры 1, 2, 3, 4, 5

Называет цифры, сравнивает числа,  соотносит количество с числом, определяет, где больше, где меньше. Умеет образовывать числовой ряд от 1 до 5 путем присчитывания по единице; владеть операциями объединения и разъединения на предметах в пределах 5

Сколько гусей?  5 гусей. Положи 3 палочки, положи цифру 3

2

19.02

20.02

Обратный счёт в пределах 5.

Умеет считать в обратном порядке от 5 до 1. Умеет образовывать числовой ряд от 5 до 1 путем присчитывания по единице; владеть операциями объединения и разъединения на предметах в пределах 5

Считай от 5 до 1

    1

24.02

Квадрат

Находит квадрат среди других фигур, называет сопряжено, отражённо.

Умеет выбрать плоскостные фигуры, имеющих форму квадрата

Это квадрат. Где квадрат?

Вот квадрат. Покажи большой

квадрат, маленький квадрат. Положи три больших квадрата, два маленьких квадрата.

    1

    26.02

Прямоугольник

Умеет назвать сопряжёно и отражённо, умеет найти овал среди других  фигур по табличке.

Умеет выбрать предметы имеющие форму овала, (одинаковые и разные по цвету. размеру)

Это прямоугольник .

 Покажи большой  прямоугольник. Это большой прямоугольник.

Покажи маленький прямоугольник  круг. Это маленький. прямоугольник

Красный прямоугольник, зелёный прямоугольник

    2

27.02

03.03

Квадрат - прямоугольник

Умеет сравнить предметы по форме, выбрать квадрат, прямоугольник, подложить соответствующие таблички.

Умеет  выбрать предметы имеющий форму   квадрата, прямоугольника.

Это квадрат, а это прямоугольник. У квадрата все стороны равны, у прямоугольника стороны не равны.

Это квадраты, это прямоугольники.

2

15.10

  Треугольник

Находит треугольник среди других геометрических фигур, называет с помощью таблички

Что это? Это треугольник.

Покажи треугольник.

Вот треугольник. Нарисуй. Положи три синих больших треугольников, два красных маленьких

2

05.03

06.03

Круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник

Умеет различать геометрические фигуры разной формы. Выбирает  предметы,  имеющих форму круга, овала, треугольника, квадрата, прямоугольника  (одинаковых и разных по цвету).

Составляет по образцу предметы из геометрических фигур.

Это круг. Это овал. Это треугольник. Это квадрат, а это прямоугольник  Покажи большой круг. Это большой круг.

Покажи маленький квадрат. Это маленький квадрат. Покажи большой овал. Это большой овал.

Покажи маленький треугольник. Это маленький треугольник.

1

10.03

Шар

Умеет назвать сопряжёно и отражённо, умеет найти шар среди других  фигур по табличке.

Умеет выбрать предметы имеющие форму шара, (одинаковые и разные по цвету. размеру).

Это шар. Слепи шар. Я лепил шар.

1

12.03

Куб

Умеет назвать сопряжёно и отражённо, умеет найти куб среди других  фигур.

Умеет выбрать предметы имеющие форму куба, (одинаковые и разные по цвету. размеру)

Это куб. Слепи куб. Я слепил куб.

2

13.03

17.03

Шар - куб

Умеет назвать шар и куб сопряжёно и отражённо, умеет найти куб среди других  фигур по табличке.

Умеет выбрать предметы имеющие форму куба,  и шара(одинаковые и разные по цвету, размеру), сравнить их

Это шар, он круглый, это куб – у него углы

2

19.03

20.03

Объединение  одинаковых  по трём признакам (цвету, размеру и форме) предметов в предметные множества

Умеет объединить  одинаковые  по двум признакам (цвету и форме) предметы в предметные множества

Это жёлтые круги, это красные треугольники

23.03-29.03

Каникулы

24.03

Праздник музыкальных игрушек.

Различает  звучание музыкальных игрушек, умеет играть на музыкальных игрушек в соответствии с возможностями

Мы играем, мы поём.

26.03

Кукольный театр. Драматизация  сказки   «Три поросёнка»

Понимает содержание сказки, умеет исполнить роли, повторить сопряжёно и отражённо.

Поросёнок, соломенный домик, домик из прутьев, каменный домик.

27.03

Развлечение «В гости к матрёшке»

Умеет назвать   игрушки по подражанию. Называет действия с помощью педагога в процессе игры.

Мишка, кукла, Буратино, зайка, петух – игрушки.

2

31.03

02.04

Порядковый счёт

Умеет считать по прядку в прямом и обратном порядке. Умеет отвечать на вопрос: какой по счёту?

Первый, второй, третий, четвёртый, пятый

3

03.04

07.04

09.04

Времена года

Знает и различает времена года. Выбирает картинки соответствующие времени года, читает  подписи к картинкам. Умеет расставить цифры  к времёни года в порядке их следования

Осень. Идёт дождь.

На улице холодно. Дует ветер.

На небе тучи. Падают листья.

Это зима, выпал снег, сугробы, на улице мороз. Это весна. Тает снег, бегут ручьи. Прилетели птицы. Это лето. Жарко. Дети купаются, собирают грибы ягоды.

2

10.04

14.04

Части суток

Утро, день, вечер,ночь

Знает и различает части суток. Выбирает картинки соответствующие частям суток, читает  подписи к картинкам.

Утро. Утром мы просыпаемся, делаем зарядку, идём в садик. Днём в садике играем, занимаемся. Вечером играем, смотрим телевизор. Ночью спим

2

16.04

17.04

Смена дней: сегодня, завтра

Понимает смену дней, может определить, что было вчера и происходит сегодня.

2

21.04

23.04

Сравнение чисел в пределах 5

Сравнивает числа, определяет, где больше, где меньше.

Здесь 4 яблока, здесь больше, там 3 яблока, там меньше.

1

24.04

Выравнивание количества путём добавления

Умеет выравнивать  количество путём добавления предметов.

Тут 3, тут 4. Тут меньше – тут больше. Три добавить 1. Тут 4 и тут 4. Поровну.

1

28.04

Выравнивание количества путём убавления

Умеет выравнивать  путём убавления предметов.

Тут 5, тут 4, Пять убрать 1. Тут 4 и тут 4

2

30.04

05.05

Счёт предметов до 10

Умеет считать до10, соотносит последнее число со всей перечисленной  группой.

Соотносит количество предметов в пределах 10 с количеством пальцев

3

07.05

08.05

12.05

Сложение в пределах 5.

Знаком с действием сложения, со значением слова «плюс». Умеет объединить предметы, проговаривает в процессе выполнения действия.

Составляет арифметическую строчку из разрезных цифр. Умеет читать пример вида 3+2 = 5

Плюс, равно. Три прибавить два , получится пять.

3

14.05

15.05

19.05

Решение примеров в пределах 5.

Знаком с действием сложения, со значением слова «плюс». Умеет объединить предметы, проговаривает в процессе выполнения действия.

Составляет арифметическую строчку из разрезных цифр. Умеет читать пример вида 3+2 = 5

Будем решать примеры. Плюс, равно. Три прибавить два , получится пять.

21.05

22.05

26.05

Повторение пройденного

28.05

29.05

Проверка знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Рабочая программа " Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений".

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 1 года обучения

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 1 года обучения...

Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия 1 года обучения

Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия 1 года обучения...

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 3 года обучения

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 3 года обучения...

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 4 года обучения

Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических навыков 4 года обучения...