«Идем по городу»
план-конспект занятия (6 класс)

Еремеева Оксана Алексеевна

Поведение в общественных местах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idem_po_gorodu.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • расширить знания учащихся о понятии «этикет»;
  • воспитать в учащихся культуру поведения, вежливого, уважительного отношения к людям;
  • развить у детей творческое оригинальное мышление, сообразительность.

Форма проведения: беседа, рассказ, кейс-стадии.

Литература:

Прогнозируемый результат: предполагается, что учащиеся больше узнают о правилах поведения в общественных местах, расширят свой кругозор, узнают об истории становления общественных норм.

«Идем по городу»

(поведение в общественных местах)

Ход классного часа

I.Оргмомент

II.Основная часть

1. Интерактивная беседа

-Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Например,дикая груша от культурной, породистой груши?


-Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

-Как вы считаете, людям прият. нее общаться с культурным человеком или с диким?

-Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

-Что значит быть культурным человеком?:

-Я с вами согласен. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?

-Действительно. Обтесать бревно или камень - значит сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный - значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в словаре Даля.

-Хотите ли вы быть культурными людьми?

-Теперь, прежде чем послушать ваших одноклассников, я хотела бы  узнать у вас, что такое этикет?

2.Сообщения учеников

Первый ученик: Начнем с истории. Первые упоминания об
этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера  "Первые моральные идеалы". Высокие моральные качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богами, и человек должен был следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменились, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.

Второй ученик: Первые пособия по правилам поведения,
трактаты, появились в Средние века. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо и назывался "Дисциплина клерикалис". На основе этого сочинения были составлены книги по этикету.
Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приема гостей и т.п. Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Третий ученик: На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих "Поучениях" мудрый князь писал: "Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях,: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего : чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, -простой ли человек, или знатный - угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить:Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово:"

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения – обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.


3. Беседа со словарной работой

- Ребята, что вы узнали нового из сообщений одноклассников?

- Придерживались раньше ли правил этикета?

Исходя из словаря Ожегова, этикет -  установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. 

4. Анализ ситуаций

Сейчас я вам прочитаю ситуации, а ваша задача- определить, какие ошибки допустили ребята


Ситуация 1. «В транспорте».

Женя и Вася на остановке
в ожидании автобуса играют в салочки, не обращая внимания на находящихся рядом
людей.

- Смотри, наш
автобус!

- Женька, займи
мне место у окна!

Садятся рядом.
Входит контролер.

- Ваши билеты!

- У нас денег нет.

- Мы вообще
платить не обязаны. Мы – дети.

Анализ ситуации:

- находясь на остановке,
нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим;

-воспитанный человек
никогда не будет стараться забежать в автобус первым, чтобы занять место: он
займет свободное или останется стоять;

-необходимо всегда
оплачивать проезд в общественном транспорте.


Ситуация 2. «В театре».

Мальчик и девочка входят
в двери. Их встречает билетер.

- Ваши билеты.
Проходите, пожалуйста, раздевайтесь быстрее: скоро третий звонок.

«Зрители» проходят в
«гардероб», снимают пальто, подают, отходят.

- А номерок?- сказала
им гардеробщица и протянула металлический кружок.

«Зрители» молча взяли
номерок и пошли в зрительный зал.

- Где наши места?

- Смотри, вон
Вовка сидит из 6 «А», пошли к нему: вместе веселее.

- Идем! (Кричит): Вовка,
привет!

Садятся рядом, начинают
оживленный разговор. К ним подходят другие зрители.

- Извините, но это
наши места.

- Подумаешь, вон
сколько мест свободных! Садитесь, куда хотите!


Анализ ситуации:

- не стоит
забывать о «волшебных» словах при общении с людьми;

- в театре, как и
в других общественных местах, не принято громко разговаривать и кричать;

- места для
зрителей указаны на билетах.


Ситуация 3. «В кафе».

Петя и Маша пришли в
кафе, сели за столик.

- Уф, жарко!
– Петя развалился на стуле и стал обмахиваться салфеткой.

- Ой, у нас соли
нет! – заметила Маша.

- Вон там возьми,
на другом столике,- посоветовал Петя.

Маша молча взяла солонку
с соседнего столика… Сидящие за столом проводили ее недоуменным взглядом. Петя
в это время  увлеченно играл ножом и вилкой.

- Петь, что это ты
делаешь?

- Хочу прокатить
эту горошину вокруг тарелки, а она все время откатывается!

Анализ ситуации:

- салфетка не
предназначена для того, чтобы ею обмахиваться;

- не стоит
разваливаться на стуле и играть со столовыми приборами;

- если хочешь
что-то взять с другого стола, надо спросит разрешения у сидящих за ним людей.


4. "Да - нет"

Ребята, давайте ответим на вопросы

1.     За столом ведут громкие разговоры? (нет)

2.     Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)

3.     Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)

4.     Хлеб со стола берут вилкой? (нет)

5.     Мальчик первым входит в темную комнату? (да)

6.     Если молодой человек идевушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)

7.     На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)

8.     Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)

III.Подведение итогов

Ученик читает отрывок из стихотворения С. Маршака "Ежели вы вежливы";-):

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

То место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы вежливы, -

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным, не робея.

Итак, какой вывод мы можем сделать? А именно: какой человек вызывает к себе уважение?

Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е.этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает,но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

IV.Рефлексия

Понравился ли вам классный час? Если да, то чем?

Что вы узнали для себя нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Идем по городу". Правила этикета. Классный час в игровой форме.

Занятие поможет детям усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения....

Школьный фестиваль "Города-герои - города воинской славы" (город-герой Волгоград)

Материал подготовлен для выступления на школьном фестивале "Города-герои". Может быть использован на кл.часах, внеклассных мероприятиях ко Дню ВОВ, Дню защитника Отечества. (презентация + материал для...

Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город

Конспект занятия об экологических проблемах города и пути их решения...

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня го...

Новороссийск - город-порт, город-труженник, город-герой

Конспект классного часа, приуроченного к празднованию дня города и  дня освобождения города от фашистских захватчиков...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...