Игровые технологии на уроках химии
материал

Ахатова Гузалия Владимировна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_himii.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Ахатова Гузалия Владимировна – учитель химии и биологии

МБОУ ЦО «Наследие» (д. Уфа-Шигири)

Игровые технологии на уроках химии

«Игра – это огромное светлое окно, через которое

 в духовный мир ребенка вливается живительный поток

 представлений и понятий. Это искра, зажигающая

 огонек пытливости и любознательности»                                                                                                                                                                 

В.А.Сухомлинский

Ни для кого не секрет, что школьники часто ждут начала изучения химии: таинственный мир превращений, опытов, взрывов привлекает многих. Но уже с момента изучения языка химии – химических знаков, формул, уравнений, свойств веществ – интерес угасает. Ведь это все абстрактно, они не видят реальной связи с окружающим миром, не понимают, зачем необходимо все это, как им кажется, «вызубривать». Как результат, для многих школьников по окончанию обучения – химия – один из самых сложных, абсолютно ненужных в повседневной жизни учебных предметов. Поэтому основная задача – связать предметное содержание с реальной жизнью. Для этого особенно важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка.

Чтобы не потерять интерес учащихся, в качестве средства, стимулирующего эффективность обучения возможно применение дидактических игр.

Именно в игре создаётся обстановка непринуждённости, в которой дети могут в полной мере проявить свои индивидуальные способности, возможности, склонности, достигая при этом определенных целей и выполняя необходимые задачи. 

Достоинства игровых технологий:

   1.В работе принимают участие все ученики класса.

   2.Пассивность невозможна, ученик находится в иной психологической ситуации

      (через интерес игрового момента выходит на результат).

   3.Работа ученика оценивается непосредственно на уроке, где делаются замечания

      по   ответам и даются дополнения ответов.

   4.Каждый ученик справляется с заданием в меру своих способностей и знаний.

Признаки дидактической игры:

  1. Строгие правила, которые лучше не нарушать;
  2. В игре должен принимать участие весь класс;
  3. Игры с возрастом должны усложняться.

Если не следовать этим правилам, то очень быстро у детей пропадает интерес.

    Без игры нет, и не может быть полноценной умственной деятельности, развития. Игра помогает увидеть ученика в особой ситуации: в условиях интеллектуального напряжения. Игра помогает школьникам самоутвердиться в кругу товарищей и в собственных глазах. А это так важно растущему человеку.

Примеры игр, которые я использую на уроках химии:

Химический кроссворд

Игра «Цепочка»   Первый вопрос по теме урока задаёт ученику учитель. Ученик отвечает и дальше сам задаёт вопрос своему товарищу. И так далее по цепочке. По характеру вопросов и ответов можно оценить знания учащихся.

Игра «Химическая разминка»

а) краткие вопросы с еще более краткими ответами;
б) показываем карточки с формулами, дети дают названия и наоборот;
в) карточки с формулами или названиями показывают друг другу команды, на которые делится класс.

Игра «Установи соответствие»  В качестве задания можно использовать любые химические понятия.

+2    2)

Хлор

+4    2)2)

Гелий

+12  2)8)2)

Кальций

+17  2)8)7)

Бериллий

+20  2)8)8)2)

Магний

Игра «Делай как я»

Мною написаны электронные формулы двух химических элементов. По моему образцу составь электронные формулы алюминия и серы.

Na +11  2)8)1 ,      Cl  +17  2)8)7.

Игра «Продолжи ряд»

Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:

а) Li, Al, As, :;      б) F,- :, Na+, S2-, Ar, :

Варианты ответов:

а) Li, Al, As, Ts;    б) F,- Ne, Na+, S2-, Ar, Ca2+, As3-, Kr, In3+.

Игра «Убери лишнее»

В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их:

а) NaCl; AgNО3; KCl; ;    б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S.

Можно придумать множество таких игр-тренажеров.

Загадки.  Несложные, интересные загадки тоже могут активизировать мысленную деятельность учащихся и вначале урока и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали.

Результаты опыта

  1. Учащиеся активно включаются в предлагаемую игру, руководят работой в микрогруппах, сами придумывают игры.
  2. «Слабые» учащиеся справляются с заданием в меру своих возможностей, активизируется их познавательная деятельность, повышается авторитет среди одноклассников и их самооценка.
  3. Применение на уроках химии дидактических игр облегчает процесс обучения, делает его интересным и наиболее содержательным, а это конечным счетом приводит к лучшему усвоению материала, способствует формированию и развитию интереса к химии.

В заключении хочу подвести итог:

Игра – не самоцель, а средство обучения, способствующее активизации учебной деятельности школьников, применение, которого в сочетании с другими средствами должно внести свой вклад в решение учебно – воспитательных задач общеобразовательной школы.

Но следует отметить и негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:

во – первых, подготовка к игре и демонстрация игры занимает много времени. Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал. 

во – вторых, нередко нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий.

в-третьих, после проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в классе.

И всё же я считаю, что если школьники будут обучаться в игре, то они не только многому научатся и сохранят свое здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интересное и выполнять ее с желанием, то есть со стремлением к качеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика применения игровых технологий на уроках химии

Материал к аттестации в раздел"Владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками"...

Реализация игровых технологий на уроках химии в 8 классах

Увеличение  умственной  нагрузки на уроках заставляет задуматься  над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится ...

Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...

Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...

Презентация на педсовт с темой "Игра и игровые технологии на уроках химии"

Данную презентацию можно использовать на педсовете с тематикой выступления "Игра и игровые технологии на уроках химии" Можно использовать презентацию и на методическом объединении,. презентация отвеча...

Игровые технологии на уроках химии

Принципиальным отличием ФГОС является усиление ориентации на результаты образования. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Основная...