Краеведческий квест как способ познания.
методическая разработка (8 класс)

Корягина Любовь Леонидовна

Несомненен факт всё возрастающей роли молодёжи в государственном и национальном развитии страны. Сегодняшние школьники через 10-20 лет будут определять политическое и экономическое развитие нашей Родины, и от того, какие знания они получают сейчас, какие ценности считают важными для себя, зависит будущее нашей страны!  Метод квестов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Образовательный  квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Знать историю родного края – это значит быть настоящим патриотом. Наша история – это то, что выделяет нас, делает особенными. Не зная ничего про свою малую родину, человек просто теряется в толпе, лишается своей индивидуальности. Современные подростки часто не готовы быть вовлеченными в предлагаемые мероприятия, направленные на изучение истории малой родины. Так как форма организации подобных мероприятий носит часто поучительный, назидательный характер информация не усваивается. Поэтому исторические квесты для учеников средних школ – это именно то, что нужно современным ученикам в наше время.

Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Этим критериям в полной мере отвечает так называемый «квест» или «игра-поиск».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_kak_sposob_poznaniya.docx562.9 КБ

Предварительный просмотр:

Квест как способ познания

Корягина Л.Л., учитель истории и

 обществознания МОБУ лицей №1

с.Большеустьикинское муниципального

 района Мечетлинский район

Республики Башкортостан

Несомненен факт всё возрастающей роли молодёжи в государственном и национальном развитии страны. Сегодняшние школьники через 10-20 лет будут определять политическое и экономическое развитие нашей Родины, и от того, какие знания они получают сейчас, какие ценности считают важными для себя, зависит будущее нашей страны!  Метод квестов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Образовательный  квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Знать историю родного края – это значит быть настоящим патриотом. Наша история – это то, что выделяет нас, делает особенными. Не зная ничего про свою малую родину, человек просто теряется в толпе, лишается своей индивидуальности. Современные подростки часто не готовы быть вовлеченными в предлагаемые мероприятия, направленные на изучение истории малой родины. Так как форма организации подобных мероприятий носит часто поучительный, назидательный характер информация не усваивается. Поэтому исторические квесты для учеников средних школ – это именно то, что нужно современным ученикам в наше время.

Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Этим критериям в полной мере отвечает так называемый «квест» или «игра-поиск».

Что такое «квест»? Очевидно, что в русский язык слово «квест» пришло из английского («quest» - «поиск»). Само это понятие происходит из средневековой литературы, где оно обозначало долгое и трудное путешествие героя, чаще всего рыцаря, за каким-либо предметом, обычно волшебным. На пути героя встречались многочисленные препятствия, которые он преодолевал благодаря своим физическим возможностям, интеллектуальным способностям или при помощи друзей.

Квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, а также другие образовательные средства.

Объект исследования: учебно-воспитательная среда         на ступени  основной и средней  общеобразовательной школы (5-11 классы). 

Предмет исследования: использование активных методов обучения в  форме  метода квестов   в  образовательном процессе.

Цель исследования: сформировать теоретическую и практическую готовность  педагогических работников  к проектированию образовательного процесса на основе метода квестов, а учащихся – к  активной  подготовке  и участию  в  них.

Основные задачи:

  •  формировать  у  учащихся навыки поиска полезной информации на различных носителях, ее обработки и использования;
  • содействовать  становлению у подростков эстетических и нравственных ценностей;
  •  способствовать развитию творческих способностей школьников, коммуникативности,  умению взаимодействовать в команде;
  • обеспечить формирование   метапредметных  умений обучающихся  процесса на основе использования   метода квестов;
  • мотивировать  учащихся  к саморазвитию через  освоение умений и навыков, необходимых для решения заданий квестов.

     Гипотеза исследования: при условии организации образовательного процесса на основе   метода квестов последний будет оказывать позитивное влияние на  развитие, воспитание, обучение и профессиональное самоопределение  обучающихся и рост профессиональной компетентности педагогов.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; диагностический эксперимент, включающий целенаправленное наблюдение педагогического процесса,  опросы школьников, беседы и конференции с обучающимися, сравнительный анализ полученных данных.

     Новизна исследования:  психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми, методологические и методические особенности организации образовательного процесса для развития детской одаренности; технологии, методы, приемы, педагогические техники, обеспечивающие интерактивный режим обучения; технологию организации образовательного процесса на основе применения метода квестов.

Практическая значимость исследования заключается  в умении проектировать  образовательный процесс на основе интерактивного метода квестов, приемов, обеспечивающих самостоятельную познавательную деятельность учащихся; выбирать и выстраивать стратегии проведения квестов с учетом индивидуальных особенностей школьников разных возрастов,  разрабатывать сценарии квестов по определенны темам.

Этапы работы над квестом:

  • Начальный этап: обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
  • Ролевой этап: индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
  • Заключительный этап: команда работает совместно, под руководством педагога. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится оценивание выполненных работ, критериями которого являются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, логичность, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность.

Результаты:

Подводя итоги  квеста,  нельзя не отметить, что организация и проведение подобного рода мероприятий    дает убедительный импульс к  изучению подростками родной истории через «живое» общение с ней, формированию настоящих исследователей-краеведов, которым в будущем, возможно, удастся вписать новые страницы в летопись села  Большеустьикинское.

  1. Активизации  интереса у подростков к истории  малой родины, к учреждениям, занимающимся сохранением  культурного наследия  села.
  2.  Развитию коммуникативных   навыков  и творческих способностей у подростков, умению находить полезную информацию,  как из традиционных, так и нетрадиционных источников.

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Семенов С. В. Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – с. 37.

2.Степанова И. Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001

3.Чечель И. Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. - № 4. – с. 3

Интернет-ресурсы

1. Быховский Я. С. Что такое образовательный веб-квест? http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php

2. Как          создавать         квест?  http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6

3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство 
развития навыков информационной деятельности   учащихся.
http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm

     4.Википедия:  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%EB%E5%F8%EC%EE%E1.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ  7г класса

1.Вам необходимо добраться до первого пункта своего маршрута, выполнив следующее задание: расшифруйте  надпись.

                                    знак перекрестокзнак моста в пддЗнак Опасный поворот направо

9 апреля 1918 года

2. http://foneyes.ru/img/picture/Jan/06/84ba78d95ebf14c0a80415cfb034a04e/2.jpg  Знак «Воину-интернационалисту СССР» с бланком удостоверения

http://nevsedoma.com.ua/images/2011/76/4/1507-600.jpg

  В  каком месте нашего села можно найти эти артефакты в одном месте?

3.  Вы должны знать этого замечательного человека, встреча с которым вам сегодня предстоит.    Он  родился в 1870 году,  прекрасно учился,  во всех делах  был  заводилой.  Впоследствии  его жизнь и  профессиональная деятельность привели  к появлению  нового государства на политической карте мира   (подсказка: можно использовать Интернет).

4.  Civil  War.  Догадайтесь, что связывает данные английские слова с селом Большеустьикинское. Найдите это место и сведения о нем.

        

5.        Мустафа Сафич Каримов: как он связан с историей нашего села?

        http://edikst.ru/misc/i/gallery/26550/760770.jpghttp://renderman.ru/let.php?tlkp=fafkpavevq/pic1412115.jpg

         

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ  8б класса

1. http://foneyes.ru/img/picture/Jan/06/84ba78d95ebf14c0a80415cfb034a04e/2.jpg  Знак «Воину-интернационалисту СССР» с бланком удостоверения

http://nevsedoma.com.ua/images/2011/76/4/1507-600.jpg

  В  каком месте нашего села можно найти эти артефакты в одном месте?

2 Расшифруйте  надпись.

                                    знак перекрестокзнак моста в пддЗнак Опасный поворот направо

9 апреля 1918 года

3. Мустафа Сафич Каримов: как он связан с историей нашего села?

        http://edikst.ru/misc/i/gallery/26550/760770.jpghttp://renderman.ru/let.php?tlkp=fafkpavevq/pic1412115.jpg

4. Вы должны знать этого замечательного человека, встреча с которым вам сегодня предстоит.    Он  родился в 1870 году,  прекрасно учился,  во всех делах  был  заводилой.  Впоследствии  его жизнь и  профессиональная деятельность привели  к появлению  нового государства на политической карте мира   (подсказка: можно использовать Интернет).

 

        

5. Civil  War.  Догадайтесь, что связывает данные английские слова с селом Большеустьикинское. Найдите это место и сведения о нем.        

         

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ  8а класса

1. Вы должны знать этого замечательного человека, встреча с которым вам сегодня предстоит.    Он  родился в 1870 году,  прекрасно учился,  во всех делах  был  заводилой.  Впоследствии  его жизнь и  профессиональная деятельность привели  к появлению  нового государства на политической карте мира   (подсказка: можно использовать Интернет).

2 Civil  War.  Догадайтесь, что связывает данные английские слова с селом Большеустьикинское. Найдите это место и сведения о нем.

3.  Мустафа Сафич Каримов: как он связан с историей нашего села?

        http://edikst.ru/misc/i/gallery/26550/760770.jpghttp://renderman.ru/let.php?tlkp=fafkpavevq/pic1412115.jpg

4.Расшифруйте  надпись:

                                    знак перекрестокзнак моста в пддЗнак Опасный поворот направо

9 апреля 1918 года

        

5.        

         http://foneyes.ru/img/picture/Jan/06/84ba78d95ebf14c0a80415cfb034a04e/2.jpg  Знак «Воину-интернационалисту СССР» с бланком удостоверенияhttp://nevsedoma.com.ua/images/2011/76/4/1507-600.jpg

  В  каком месте нашего села можно найти эти артефакты в одном месте?

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ  8в класса

1. Мустафа Сафич Каримов: как он связан с историей нашего села?

        http://edikst.ru/misc/i/gallery/26550/760770.jpghttp://renderman.ru/let.php?tlkp=fafkpavevq/pic1412115.jpg

2 Вы должны знать этого замечательного человека, встреча с которым вам сегодня предстоит.    Он  родился в 1870 году,  прекрасно учился,  во всех делах  был  заводилой.  Впоследствии  его жизнь и  профессиональная деятельность привели  к появлению  нового государства на политической карте мира   (подсказка: можно использовать Интернет).

3.  Civil  War.  Догадайтесь, что связывает данные английские слова с селом Большеустьикинское. Найдите это место и сведения о нем.

4. 

         http://foneyes.ru/img/picture/Jan/06/84ba78d95ebf14c0a80415cfb034a04e/2.jpg  Знак «Воину-интернационалисту СССР» с бланком удостоверенияhttp://nevsedoma.com.ua/images/2011/76/4/1507-600.jpg

  В  каком месте нашего села можно найти эти артефакты в одном месте?

 

        

5.        Расшифруйте  надпись.знак перекрестокЗнак Опасный поворот направо

                                    знак моста в пдд

9 апреля 1918 года

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ  8г класса

1. Civil  War.  Догадайтесь, что связывает данные английские слова с селом Большеустьикинское. Найдите это место и сведения о нем.

2. Вы должны знать этого замечательного человека, встреча с которым вам сегодня предстоит.    Он  родился в 1870 году,  прекрасно учился,  во всех делах  был  заводилой.  Впоследствии  его жизнь и  профессиональная деятельность привели  к появлению  нового государства на политической карте мира   (подсказка: можно использовать Интернет).

3.  http://foneyes.ru/img/picture/Jan/06/84ba78d95ebf14c0a80415cfb034a04e/2.jpg  Знак «Воину-интернационалисту СССР» с бланком удостоверения

http://nevsedoma.com.ua/images/2011/76/4/1507-600.jpg

В  каком месте нашего села можно найти эти артефакты в одном месте?

4. Расшифруйте  надпись.знак перекресток

                                    Знак Опасный поворот направознак моста в пдд

9 апреля 1918 года

         

5. Мустафа Сафич Каримов: как он связан с историей нашего села?

        http://edikst.ru/misc/i/gallery/26550/760770.jpghttp://renderman.ru/let.php?tlkp=fafkpavevq/pic1412115.jpg

        

        

1.

Куда едет автобус? Логическая задача

Куда едет автобус?  

2.

номер парковочного места. Логическая задача

3.Из этих 18 кружков только два совершенно одинаковы. Найдите их.

логическая задача одинаковые кружки

 

4.Какому закону подчиняются числа, размещенные в этих фигурах? Какое число надо вписать в свободный квадратик?

 

логическая задача свободный квадратик

 

5. По некоторым поступившим в полицию города Сан-Франциско сведениям можно было сделать вывод, что готовится похищение драгоценностей жены миллионера миссис Андерсон. Миссис Андерсон жила в одном из первоклассных отелей. По-видимому, здесь же проживал и замысливший злодеяние преступник. Несколько дней дежурил детектив в номере миссис Андерсон в надежде схватить негодяя, но безрезультатно. Миссис Андерсон уже начала подшучивать над ним, как вдруг произошло следующее. Вечером кто-то постучал в дверь номера. Затем дверь открылась, и в комнату заглянул мужчина. Увидев миссис Андерсон, он извинился, сказав, что ошибся дверью. «Я был абсолютно уверен, что это моя комната, - смущенно проговорил он. – Ведь все двери так похожи одна на другую». Тут детектив вышел из засады и арестовал незнакомца. Что смогло убедить детектива в том, что перед ним злоумышленник?

6.Философ         -         первый         слог         шарады,
К         нему         союз         прибавить         надо,
Последний         слог         -         местоимение.
Все - в музыке произведение.

ОТВЕТЫ:

1. Налево, потому что нет двери

2. 87 (нужно перевернуть рисунок)

3. 4 и 14

4. 16. Верхнее число делится на число, записанное справа внизу, и результат удваивается. Так получается число, поставленное в условном квадратике.

5. Если бы незнакомец действительно был уверен, что входит в свою комнату, он не стал бы стучать в дверь.

6.Кантата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Искусство - способ познания себя и мира""

Курс предлагается учащимся 7 кл.  Программа явилась поиском  новых путей эстетического воспитания  средствами музыки, искусным владением слова....

Мифология как способ познания мира

Ресурс содержит материал по теме "Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях" (Боголюбов, Обществознание - 10 класс, профиль). Он предназначен для проведения первого урока по данно...

Урок английского языка для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"

Разработка урока  для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"...

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Путешествие-способ познания мира"

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Путешествие-способ познания мира"...

ИГРА КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА

игра – это работа ребенка над самим собой. Ребенок просто исследует предмет. Вот тут-то незаметно для малыша и осуществляется большая работа изменения самого себя; весело, играючи осваивает он новые п...

Семинар по теме «Исследование – способ познания окружающего мира?»

В рамках президентской инициативы «Наша Новая Школа» работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. Выявление талантливых детей, предоставление возможностей для самореализации в форме самосто...

Музыка как способ познания культуры

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме " Досуг молодёжи"   раздела " Музыка"; совершенствовать знания, умения и навыки учащихся в устной речи, чтении и аудировании по данной т...