«Адаптированные программы . Особенности и трудности».
статья

Попыталова Елена Александровна

Адаптированные программы .
Особенности и трудности

 

Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. Адаптированная программа составляется на основе определенных  нормативно правовых документах, в которых встречается два термина: адаптированная образовательная программа (далее АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП).

            Встал вопрос «в чем принципиальная разница между АОП и АООП»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.51 КБ
Office presentation icon aoop.ppt476.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированные программы .
Особенности и трудности

Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. Адаптированная программа составляется на основе определенных  нормативно правовых документах, в которых встречается два термина: адаптированная образовательная программа (далее АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП).

        Встал вопрос «в чем принципиальная разница между АОП и АООП»?

Примерная ООП 

основная образовательная программа

примерный учебный план, примерный календарный учебный график и т.д

Примерная АООП 

адаптированная основная образовательная программа

имеются на сайте росреестр

от 20 декабря 2015 года

ООП 

основная общеобразовательная программа

составляется по ступеням образованиям

АООП 

адаптированная основная общеобразовательная программа

является локальным нормативным актом

составляется на весь период обучения

ОП 

образовательная программа

АОП 

адаптированная образовательная программа

разрабатывается на одного ребёнка

составляется на 1 год обучения.

СИПР

специальная индивидуальная программа развития

В ФЗ №273 даны четкие определения, что такое образовательная программа, примерная основная образовательная программа и адаптированная образовательная программа. Рассмотрим их более подробно.

Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Таким образом, ООП составляется по ступеням образованиям

К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы (далее – ООП) – образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов. Таким образом ОП рассчитана для всех ступеней образования, т.е на всю школу.

Если к термину «основные общеобразовательные программы» добавить слово «адаптированные», то получится «адаптированные основные общеобразовательные программы». По АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ

Примерные АООП имеются на сайте росреестр от 20 декабря 2015 года.

Адаптированная основная общеобразовательная программа — составляется на основе Примерной АООП. Адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная образовательная программа пишется на основе ООП и АООП программа АОП, с учетом рекомендаций ПМПК и с учетом того что прописано в ИПРА. Определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) — программа разрабатывается в рамках ПМПК учреждения. Если ребенок не усваивает АОП. Документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой, или глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Так, например, для обучающегося по варианту 7.1. вашей образовательной организации необходимо разработать АООП на весь период обучения. Затем, в соответствии с разработанной АООП необходимо составить АОП.  АОП составляется на 1 год обучения.

Варианты СФГОС,
предусмотренные для детей с ОВЗ

Вид

Категория детей с ОВЗ

Варианты СФГОС

I

Глухие дети

1

2

3

4

II

Слабослышащие дети

1

2

3

-

III

Слепые дети

1

2

3

4

IV

Слабовидящие дети

1

2

3

-

V

Дети с речевыми нарушениями

1

2

3

-

VI

Дети с двигательными нарушениями

1

2

3

4

VII

Дети с ЗПР

1

2

3

-

VIII

Дети с УО

-

-

3

4

IX

Дети с расстройствами аутистического спектора

1

2

3

4

Для детей с ОВЗ разработаны от 2 до 4 вариантов примерных АООП

• Любой вариант АООП реализуется в любой форме

(инклюзивный класс, класс для детей с ОВЗ,

ресурсный класс и т.д.)

• В АООП 1 и 2 планируемые результаты практически не меняются

• В АООП 3 и 4 планируемые результаты изменены

или упрощены

• СИПР – механизм индивидуализации АООП

Структура АООП

Целевой

пояснительная записка,

планируемые результаты освоения АООП;

система оценки достижений в освоении АООП

Содержательный

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий для обучающихся с УО);

Программа отдельных учебных предметов (и курсов коррекционной области; в зависимости от категории детей с ОВЗ)

Программа духовно-нравственного развития;

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

Программа коррекционной работы (АООП ОВЗ вариант 1.1 – 8.4, АООП УО вариант 1)

Программа сотрудничества с семьей обучающегося (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой УО – АООП УО вариант 2)

Программа внеурочной деятельности (АООП ОВЗ вариант 7.2, АООП УО вариант 1,2)

Организационный

учебный план;

система условия реализации АООП

Кроме указанных разделов АООП школы может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам и др.

При разработке АООП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.

Кто составляет АОП?

• рабочая группа

• отдельные специалисты данной

образовательной организации

• специалисты других организаций, с которыми заключено соглашение (ППМС-центр,

реабилитационный центр и т.д.)

Структура АОП

  1. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.
  2. Индивидуальный учебный план (если нужен)
  3. Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптированные программы . Особенности и трудности

Слайд 2

Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. Адаптированная программа составляется на основе определенных нормативно правовых документах, в которых встречается два термина: адаптированная образовательная программа (далее АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП). Встал вопрос «в чем принципиальная разница между АОП и АООП»?

Слайд 3

Примерная ООП основная образовательная программа примерный учебный план, примерный календарный учебный график и т.д Примерная АООП адаптированная основная образовательная программа имеются на сайте росреестр от 20 декабря 2015 года ООП основная общеобразовательная программа составляется по ступеням образованиям АООП адаптированная основная общеобразовательная программа является локальным нормативным актом составляется на весь период обучения ОП образовательная программа АОП адаптированная образовательная программа разрабатывается на одного ребёнка составляется на 1 год обучения. СИПР специальная индивидуальная программа развития

Слайд 4

Варианты СФГОС, предусмотренные для детей с ОВЗ Вид Категория детей с ОВЗ Варианты СФГОС I Глухие дети 1 2 3 4 II Слабослышащие дети 1 2 3 - III Слепые дети 1 2 3 4 IV Слабовидящие дети 1 2 3 - V Дети с речевыми нарушениями 1 2 3 - VI Дети с двигательными нарушениями 1 2 3 4 VII Дети с ЗПР 1 2 3 - VIII Дети с УО - - 3 4 IX Дети с расстройствами аутистического спектора 1 2 3 4

Слайд 5

Соотношение компонентов ФГОС для обучающихся с ОВЗ АКАДЕМИЧЕСКЙ КОМПОНЕНТ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Слайд 6

Для детей с ОВЗ разработаны от 2 до 4 вариантов примерных АООП • Любой вариант АООП реализуется в любой форме (инклюзивный класс, класс для детей с ОВЗ, ресурсный класс и т.д.) • В АООП 1 и 2 планируемые результаты практически не меняются • В АООП 3 и 4 планируемые результаты изменены или упрощены • СИПР – механизм индивидуализации АООП

Слайд 7

Целевой пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООП; система оценки достижений в освоении АООП Содержательный 1. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий для обучающихся с УО); 2. Программа отдельных учебных предметов (и курсов коррекционной области; в зависимости от категории детей с ОВЗ) 3. Программа духовно-нравственного развития; 4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; 5. Программа коррекционной работы (АООП ОВЗ вариант 1.1 – 8.4, АООП УО вариант 1) 6. Программа сотрудничества с семьей обучающегося (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой УО – АООП УО вариант 2) 7. Программа внеурочной деятельности (АООП ОВЗ вариант 7.2, АООП УО вариант 1,2) Организационный 1. учебный план; 2. система условия реализации АООП Структура АООП

Слайд 8

Кто составляет АОП? Это может быть • рабочая группа • отдельные специалисты данной образовательной организации • специалисты других организаций, с которыми заключено соглашение (ППМС-центр, реабилитационный центр и т.д.)

Слайд 9

Структура АОП Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период. Индивидуальный учебный план (если нужен) Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Р О Г Р А М М А Ф А К У Л Ь Т А Т И В А «Особенности и трудности сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)». (1 час в неделю, 70 часов)

Программа факультативного курса по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (частьС) ЕГЭ по русскому языку (1 час в неделю, 70 часов)...

Особенности и трудности перевода с английского языка на русский язык

Эта статья посвящена проблемам литературного перевода с английского на русский язык.  Рассмотррены критерии качественного перевода, трудности перевода поэзии на примерах. В заключении приведены п...

Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.

Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....

Революционные события 1917 года в России: особенности и трудности освещения на уроках истории в школе

В статье поднимаются проблемы, связанные с особенностями изучения Революции 1917 года в системе школьного образования. Автор полагает, что трудности с преподаванием данной темы, обусловлены прежде все...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА И УО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ (1-4)

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с НОДА и интеллектуальными нарушениями...

Особенности и трудности второго иностранного языка в школе в 2020 - 2021 учебном году

В современном глобальном мире, иностранный язык нужен «по умолчанию», практически  нужен всем! Сегодня знание иностранного языка необходимо во многих сферах: сервис, творчество, наука...