П Р О Г Р А М М А Ф А К У Л Ь Т А Т И В А «Особенности и трудности сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)». (1 час в неделю, 70 часов)
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Программа факультативного курса по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (частьС) ЕГЭ по русскому языку (1 час в неделю, 70 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено Директор МОУ гимназия 18 ________ /Герасимова О.Н./ «____»__________2012г. | Согласовано с НМС МОУ гимназия №18 Председатель НМС МОУ гимназия №18 __________/Журавецкая М.А../ Пр.№ ___________ «____» __________2012г. | Рассмотрено и рекомендовано к использованию на заседании кафедры гуманитарных наук Зав.каф. ______/Бучацкая О.М../ Пр.№_________ «_____»_________2012г. |
П Р О Г Р А М М А Ф А К У Л Ь Т А Т И В А
«Особенности и трудности сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)».
(1 час в неделю, 70 часов)
Автор
Колупаева О.В.,
учитель русского языка
и литературы
МОУ гимназии №18
г.Томска
Томск – 2012
Пояснительная записка
В течение последних лет Министерством образования РФ проводится эксперимент, связанный с поиском новых форм проведения выпускных экзаменов (итоговой аттестации) в 11 классе. Одна их этих форм – Единый государственный экзамен (ЕГЭ).
В 2010 году Управление образования Администрации Томской области совместно с Центром оценки качества образования было проведено социологическое исследование по проблемам ЕГЭ[1]. В исследовании приняли участие 2618 человек, среди которых 846 выпускников средних учебных заведений г. Томска и Томской области. Анализ результатов показал, что главным фактором, определяющим отношение к ЕГЭ обучающихся, является их подготовленность к экзамену и объективность его оценки. Того же мнения придерживаются и их родители. Если объективность оценки зависит не от обучающихся, то подготовленность к нему всецело лежит на их собственных плечах (при бесспорном участии родителей и педагогов).
Отвечая на вопрос о целесообразности дополнительной подготовки, большинство обучающихся предпочли готовиться к экзаменам самостоятельно – 52,1%; 8,4% считают, что дополнительные занятия вообще не нужны; различные подготовительные курсы (в вузе в том числе) выбрали 44,2% респондентов; вузовские классы в школе – 10,2%; занятия с репетитором – 25,0% ответивших на данный вопрос (сумма процентов более 100, так как респонденты могли выбирать более одного ответа). В итоге большинство учащихся, принимавших участие в данном социологическом опросе, отметили необходимость дополнительной подготовки по русскому языку в том или ином ее виде, и это не случайно. Изучение основного курса русского языка по сути заканчивается в 9 классе общеобразовательной школы; в 10 – 11 классах на повторение и закрепление пройденного ранее отводится по программе старших классов 1 – 2 часа в неделю, что явно недостаточно для систематизации знаний, а особенно для восполнения пробелов знаний учащихся. Поэтому мы и предлагаем факультативный курс «Особенности и трудности сочинения-миниатюры».
В целом структура ЕГЭ по русскому языку определена. Контрольные измерительные материалы (КИМы) состоят из трех частей: 1) тесты по основным разделам школьного курса (фонетике, лексике, орфографии и т.п.); 2) многоаспектный языковой анализ текста; 3) небольшое письменное высказывание (сочинение-миниатюра) в форме отзыва на прочитанный и проанализированный текст.
В последнем задании (часть С) предлагается написать краткий отзыв о прочитанном тексте, выразить свое отношение к проблеме, затронутой автором. Кроме того, необходимо оценить речевое оформление текста, отметить наиболее яркие языковые средства, позволившие автору точно и выразительно передать свои мысли.
Третье задание, которое проверяет умение анализировать содержание исходного текста, точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразие грамматических форм и лексическое богатство русского языка, традиционно оказывается для учащихся наиболее сложным. Поэтому цель данной программы - дать учащимся возможность успешно подготовиться к написанию сочинения - миниатюры.
Задание в свободной форме (тип С) предлагают участнику ЕГЭ записать ответ в развернутой форме. Фактически это небольшая письменная работа по тексту (сочинение-рассуждение), которая проверяется специально подготовленными экспертами.
Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов № 2). Рекомендуемое время выполнения – 90-100 минут. Объем - не менее 150 (150-300) слов. Максимальное количество баллов за выполнение этой работы - 23. Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.
Выполнение третьей части работы является обязательным для тех, кто претендует на отметку «4» или «5» и собирается поступать в ВУЗ.
Требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению
Задание третьего типа с открытым развернутым ответом - это сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Это задание проверяет сформированность у учащихся коммуникативной компетенции - знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и написания собственных высказываний (текстов), адекватных целям и ситуациям общения. Оно проверяет следующие составляющие коммуникативной компетенции:
1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
2) умение анализировать содержание читаемого текста;
3) умение анализировать форму текста;
4) умение выражать собственную позицию;
5) умение последовательно излагать мысли;
6) умение использовать в речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
7) орфографические и пунктуационные умения;
8) владение нормами современного литературного языка.
Третья часть экзаменационной работы проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют ли аргументировать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для профессионального образования выпускника, становления его как гражданина. Кроме того, на основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре.
Часть С соответствует высокому уровню сложности и способна обеспечить объективный отбор наиболее сильных выпускников.
Вот как выглядит типичная формулировка этого задания: «Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Изложите свое мнение по вопросам, затронутым в тексте, приведите аргументы.
Цель данной программы – дать возможность старшеклассникам приобрести конкретные практические навыки для выполнения задания с развернутым ответом (часть) контрольно-измерительных материалов и подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Курс знакомит с требованиями, предъявляемыми к сочинению-миниатюре, критериями его оценки, имеет практическую направленность.
Программа курса «Сочинение-миниатюра: особенности и трудности» составлена на основе следующих нормативных документов: “Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку” (Приказ МО от 15.05.98 № 1236) и “Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку” (Приказ МО от 30.06.99 № 56). Кроме того, при составлении использована программа для 10-11 классов Пахновой Т.М. «Основы редактирования», опубликованная в сб. «Программно-методические материалы. Русский язык. 10 – 11 кл.\ Сост.Рыбченкова Л.М.. – 2-е изд.» (М.: Дрофа, 1999), а также методические пособия и разработки: «Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом»; «Материалы для проведения зачета по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык»; «Единый государственный экзамен. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С)» (Колупаева О.В.). Использован также практический опыт автора-разработчика программы, накопленный в результате работы в старших классах, в областной экспертной комиссии по проверке части С ЕГЭ, в областной апелляционной комиссии, при участии в различного рода тематических семинарах и творческих группах.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Цели обучения
Данный факультативный курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению языку:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки создания текстов;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при работе с исходным текстом;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся;
- ликвидировать по возможности индивидуальные пробелы школьного образования.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню
подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Умения и навыки
Учащиеся должны уметь:
- распознавать текст по его обязательным признакам;
- различать типы и средства связи;
- различать типы речи;
- определять стили речи по их характерным признакам и свойствам;
- анализировать текст с точки зрения тематики и проблематики;
- определять позицию автора текста;
- определять средства выразительности;
- соблюдать речевые и языковые нормы;
- создавать собственный тексты в соответствии с критериями оценки части С ЕГЭ.
Исходя из содержания программы, занятия организуются прежде всего в форме практикумов, тренингов, семинарских занятий, где предполагается совершенствование практических навыков грамотного построения текста сочинения-миниатюры.
Критерием успешной работы учителя должно служить качество подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приема, формы или средства обучения.
Основное содержание программы
(70 часов)
Структура и содержание программы соответствуют задаче подготовки выпускников по тематическим разделам школьного курса русского языка с учетом тематики курса – «Сочинении-миниатюра: особенности и трудности».
содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции
(28ч)
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров ( чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
содержание, обеспечивающее формирование
языковой и ЛингвистическоЙ (языковедческой) компетенций
(40ч)
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи. Текст и его основные признаки: цельность, связность. Тема и основная мысль текста. Развитие мысли в тексте: “данное” и “новое”; цепной и параллельный способ связи между предложениями в тексте; деление текста на абзацы. Смысловые отношения между предложениями в тексте (причины – следствия; пояснения; противительные и др.), средства выражения смысловых отношений. Композиция текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их тематические и структурные признаки. Особенности каждого типа речи в различных функциональных стилях. Речевые жанры (рецензия, отзыв, эссе) и их функционально-стилистические особенности.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Виды контроля
Уровень лингворечевой подготовки учащихся определяется по результатам их устных сообщений, высказываний, письменных работ: сочинение-миниатюра по исходному тексту, тестовых заданий
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задание типа С) – М., Айрис Пресс, 2006.
- Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык. - М.: Дрофа, 2003.
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
- Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 2000.
- Единый государственный экзамен по русскому языку: эта непростая часть С…: Метод. пособие для учителя. – Воронеж: - ВОИПКРО, 2003.
- Капинос В.И., Пучкова Л.И., Львова С.И. и др. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольно-измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2003.
- Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык. – М.: «Уникум-Центр», 2003.
- Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В., Львова С.И., Васильевых И.П.. Материалы для проведения зачета по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык. – М.: «Уникум-Центр», 2004.
- Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
- Колупаева О.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С) – Томск: ТПУ ЦДП, 2005.
- Лимонад Т.В.С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.
- Литература: Справочные материалы - М.: Просвещение, 1989.
- Мазнева О. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
- Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. - М.: Флинта: Наука, 1999.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение - М.: Просвещение, 1987.
- Рахимкулова Г.Ф., Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену и Централизированному тестированию по русскому языку. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
- Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 998
Календарно-тематическое планирование к факультативному курсу «Сочинение-рассуждение: особенности и трудности»
Дата | Тема | Час | Прим. |
1. Текст и его строение. Признаки текста Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность | 1 | ||
2. Типы и средства связи между частями текста. Цепная связь. Параллельная связь Способы связи предложений в тексте | 1 | ||
3. Смысловая цельность и композиционная стройность – обязательные признаки текста | 1 | ||
4. Абзац. Абзацное членение текста. Последовательное расположение частей текста | 1 | ||
5-6. Сочинение-миниатюра. Практическая работа по выявлению признаков текста и средств связи | 2 | ПР | |
7-8. Логичность – признак текста. Типы логических ошибок. Работа по предупреждению логических ошибок | 2 | ||
9-10. Тематика и проблематика текста. Название – ключ к пониманию текста | 2 | ||
11. Типы речи. Их тематические и структурные признаки. Повествование | 1 | ||
12. Типы речи. Описание | 1 | ||
13. Типы речи. Рассуждение | 1 | ||
14. Стили русской речи. Книжные и разговорный стили речи | 1 | ||
15. Научный стиль речи | 1 | ||
16. Научно-публицистический стиль речи | 1 | ||
17. Официально-деловой стиль | 1 | ||
18. Публицистический стиль | 1 | ||
19. Разговорный стиль | 1 | ||
20-21. Особенности литературно-художественной речи | 2 | ||
22. Анализ текста. Работа с основной мыслью текста- рассуждения | 1 | ПР | |
23. Освоение приемов логического разворачивания основной мысли (тезиса) | 1 | ||
24. Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста | 1 | ||
25. Анализ композиции научного и публицистического текстов | 1 | ||
26. Выразительность русской речи Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | 1 | ||
27. Выразительные словообразовательные средства. | 1 | ||
28. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи | 1 | ||
29. Выразительные средства лексики и фразеологии. | 1 | ||
30-31. Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова. | 2 | ||
32. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов | 1 | ||
33. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки, использование их в речи | 1 | ||
34. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций | 1 | ||
35-36. Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов | 2 | ПР | |
37. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения | 1 | ПР | |
38. Языковые нормы Нормативное употребление форм слова | 1 | ||
39. Нормативное построение словосочетаний и предложений разного типа Нормы согласования в предложении. Нормы управления | 1 | ||
40. Нормы построения предложений с деепричастиями | 1 | ||
41. Нормы построения сложноподчиненного предложения | 1 | ||
42.Часть С. Требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению. Критерии оценки сочинения рассуждения | 1 | ||
43. К1. Понимание содержания исходного текста (ИТ). Формулировка проблем ИТ | 1 | ||
44.Как определить основные положения содержания ИТ и избежать пересказа. Комментарий к сформулированной проблеме ИТ (К2) | 1 | ПР | |
45. Жанр сочинения-рассуждения (рецензия, эссе, отзыв):общее и различное | 1 | ||
46. К3. Отражение позиции автора ИТ. Как выявить позицию автора? | 1 | ПР | |
47-48. Практическая работа по анализу текста | 2 | ПР | |
49-50. К4. Изложение собственного мнения по проблеме. Как аргументировать свою позицию. Какие аргументы можно использовать в сочинении | 2 | ||
51-52. Практическая работа по аргументированию собственного мнения | 1 | ПР | |
53.К5. Смысловая цельность и композиционная стройность сочинения | 1 | ||
54. Как начать сочинение | 1 | ||
55. Как закончить сочинение | 1 | ||
56. К6. Точность, богатство и выразительность речи | |||
57. Как работать над точностью и выразительностью речи | 1 | ||
58. К7. Соблюдение орфографических норм | 1 | ||
59. Работа по предупреждению орфографических ошибок | 1 | ПР | |
60. Соблюдение пунктуационных норм | 1 | ||
61. Работа по предупреждению пунктуационных ошибок | 1 | ПР | |
62. Соблюдение языковых норм. Работа по предупреждению грамматических ошибок | 1 | ПР | |
63. Соблюдение речевых норм. Работа по предупреждению речевых ошибок | 1 | ПР | |
64. Общие рекомендации к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку. Правила оформления работы | 1 | ||
65-66. Итоговое сочинение-рассуждение по ИТ | 2 | ПР | |
67-68. Анализ сочинений-рассуждений по ИТ | 2 | ||
69-70. Итоговые уроки-консультации |
[1] Менькова С.В., Пермяков О.Е. Результаты социологического исследования. Томск, 2010. 60с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические и практические особенности подготовки выпускников к сдаче ГИА по русскому языку по части С2.1 (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)
Статья предназначена для учащихся 7-9 классов и учителей, работающих в основной школе. она содержит памятку для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, методические особенности работы...
"Обучение сочинению-рассуждению в части С при подготовке к ЕГЭ"
Данная работа представляет собой конспект урока, главная цель которого - обучение выпускников умению выполнять часть С при подготовке к ЕГЭ. ...
Урок "Речеведческий анализ текста при написании сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ"
Представлен поэтапный речеведческий анализ текста, необходимый для создания собственного текста-рассуждения по проблеме, поднятой автором. Даются памятки для учащихся, алгоритм написания сочинения, от...
Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.
Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....
Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению по части С ЕГЭ.
Урок предназначен для подготовки к сочинению - рассуждению по части С ЕГЭ в 11 классе....
Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.
Данная работа содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С....
Речевые клише сочинения -рассуждения по части с по русскому языку в 7 классе.
Речевые клише по части с в 7 классе по русскому языку....