Образовательные игры как пример успешной социализации и адаптации учащихся 5 класса (на примере ДОИ «Дорогами цивилизаций»)
материал

Анашкина Оксана Михайловна

Понятия социализации и адаптации в широком смысле достаточно схожи. Это процессы интеграции в социальную среду и приспособления к ней личности, то есть совместная со сверстниками и взрослыми выработка своего социального опыта в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей и так далее... Учащиеся 5 класса находятся на грани: с одной стороны, они еще дети, привыкшие жить маленькой «семьей» в пределах класса, а с другой стороны, они уже достигли младшего подросткового возраста, перешли в основное звено, у них появилась возможность чаще пресекаться со старшими школьниками, увеличилось количество учебных дисциплин, учителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_doi_dorogami_tsivilizatsiy.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные игры

как пример успешной социализации и адаптации учащихся  5 класса

(на примере ДОИ «Дорогами цивилизаций»)

Сл. 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Анашкина Оксана Михайловна, я являюсь преподавателем истории, обществознания и географии в МБОУ ООШ №26 х. Заречный. С докладом мне поможет Савранская Елена Владимировна, учитель математики и классный руководитель 6 класса.

Сл. 2. В школу я пришла сразу по окончании университета, год назад. Как вам известно, в прошлом году многие школы района приняли участие в длительной образовательной игре «Дорогами цивилизаций», наша школа не исключение. Так как я учитель истории, то основная нагрузка по подготовке игры в нашей школе легла на меня. Хотелось бы поделиться с вами тем, как игра прошла у нас, и, каким образом она повлияла на адаптацию учащихся 5 класса -  детей, которые только перешли из начального звена в основное.

Сл. 3. Понятия социализации и адаптации в широком смысле достаточно схожи. Это процессы интеграции в социальную среду и приспособления к ней личности, то есть совместная со сверстниками и взрослыми выработка своего социального опыта в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей и так далее... Учащиеся 5 класса находятся на грани: с одной стороны, они еще дети, привыкшие жить маленькой «семьей» в пределах класса, а с другой стороны, они уже достигли младшего подросткового возраста, перешли в основное звено, у них появилась возможность чаще пресекаться со старшими школьниками, увеличилось количество учебных дисциплин, учителей.

Сл. 4. И как же им влиться в совершенно иной режим работы и не потеряться в незнакомой обстановке? Одним из инструментов, который может помочь им в этом, является длительные образовательные игры.

Уникальность ДОИ «Дорогами цивилизаций» заключается в том, что через участие в командной игре-реконструкции каждый участник имел возможность получить опыт погружения в историю на различных ее этапах. И это погружение было не самостоятельным, а проходил в тесном взаимодействии с учащимися старших классов, а также с учителями и родителями. То есть было задействовано все окружение школьника.

Сл. 5. Игра проходила в четыре этапа:

  • «Человечество в начале пути – Первобытное общество»;
  • «Страна песков – Древний Египет»;
  • «Великая Эллада – Древняя Греция»;
  • «Поход 5 легиона – Древний Рим».

Каждая игра была итогом изучения различных эпох и стран, в каждой из которых своя история, особенности культуры, быта, взаимоотношений между людьми.

Сл. 6. Первый этап – «Человечество в начале пути». Как известно эта игра межпредметная, поэтому в подготовке были задействованы практически все учителя, которым помогала рабочая группа из учащихся 6-8 классов. Было выбрано единое место проведения – спортивный зал, разделенный на несколько станций. Также были задействованы родители, которые ответственно подошли к подготовке костюмов.

Было проведено командообразование, так как школа маленькая, то получилось две команды по 4 человека. Игра представляла прохождение нескольких станций, где дети смогли почувствовать себя первобытным человеком:

Сл. 7. они строили себе жилище,

Сл. 8. рисовали на скале сцены из жизни древнего человека,

Сл. 9. лечили больного сородича при помощи магического ритуала, изготавливали оружие и учились стрелять по мишеням… При этом им помогали «Духи предков» - учащиеся 6 класса, которые уже закончили изучение Древнего мира.

Сл. 10. К концу игры пятиклассники были знакомы со многими старшеклассниками, и уже не воспринимали их как каких-то далеких взрослых, а как друзей, которые помогут и подскажут.  

Сл. 11. К концу изучения Древнего Египта пятый класс уже догадывался, что им скоро предстоит путешествие в новую страну.

В этот раз командообразованием дети занимались сами, проблем с этим не возникло. При подготовке также был учтен опыт предыдущей игры и число задействованных учителей в разы сократилось.  

Сл. 12. В Древнем Египте дети побывали в храмах богов, т.е. станциях, где расшифровывали и писали иероглифы, занимались различными видами искусства,

Сл. 13. в том числе ставили импровизированную сценку «Строительство пирамиды»,

Сл. 14. защищали честь фараона на спортивном состязании,

Сл. 15. занимались расчетами гробницы. Но, наверно, изюминкой данной игры стало то,

Сл. 16. что дети из рабочей группы принесли кошку породы сфинкс, которая стала символом «храма Бастет».

Сл. 17. Древняя Греция, как известно – родина театра. К третьему этапу подготовка началась заранее, так как мы готовили постановку комедии и трагедии по мотивам басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Зрителями были ученики 6-9 классов.

Сл. 18. По итогам этой игры можно было уже с уверенностью сказать, что адаптация учащихся 5 класса прошла успешно, так как юные артисты не стеснялись находиться перед лицом своих старших товарищей, которые награждали детей аплодисментами.

Сл. 19. После удачной игры в театре, команды отправились по станциям: побывали в гостях у Пифагора, посетили гимнасию, где писали на восковых дощечках,

Сл. 20. помогли гончару с росписью,

Сл. 21. соревновались в меткости и ловкости в Олимпии.

Сл. 22. И наконец, последний этап – поход римского легиона. Это было спортивное мероприятие на природе,

Сл. 23. где также дети использовали знания, полученные на уроках географии – в расшифровке масштаба и азимута, а также решали математические задачи на логику.

Сл. 24. При подготовке костюмов, которые делали дети под мои руководством после уроков, я отметила, что и процесс социализации проходил успешно.

Сл. 25. Как я уже говорила, это процесс совместной работы и усвоения духовных ценностей.

Сл. 26. Дети не отказывали в помощи отстающим, самостоятельно привлекли друзей из старших классов и даже сделали костюм, для одноклассника, который не мог оставаться…

Сл. 27. К концу года стало заметно, что дети сохранили свою классную «семью», но и то же время полностью влились в ряды старших школьников,

Сл. 28. благодаря различным формам работы со школьниками, среди которых была и

Сл. 29. Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций».

Спасибо за внимание! Сл. 30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постинтернатное сопровождение и адаптация детей – сирот как условие их успешной социализации.

Статья на тему: Постинтернатное сопровождение и адаптация детей – сирот как условие их успешной социализации....

Проблемы социальной адаптации детей-сирот и факторы, препятствующие успешной социализации

Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки выпускники детского дома, ...

Статья "От школьной адаптации к успешной социализации"

В данной статье  авторы освещают  практический аспект  условий успешной социализации школьников, прошедших  обучение в специальной школе-интернате от адаптации до периода выпуска с...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Культурно-образовательная среда школы – основа успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особую значимость приобретает организация культурно-образовательного пространства школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание культурно-образовательного пространства школы дает во...

«Мульт-терапия как способ успешной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе».

Мультипликационная терапия на сегодняшний момент является одной из наиболее эффективных технологий адаптации и социализации детей, так как развитие компьютерных технологий, доступность для использован...