Эссе для конкурса "Учитель года Дона" 2019г.
материал

Слабогуз Екатерина Вадимовна

Эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_1.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Учителя английского языка

МБОУ СОШ №1 г. Азова

Слабогуз Екатерины Вадимовны

Эссе

на тему: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».

В.Г. Белинский

Воспитание… Как много заложено  в это слово! Мыслится это понятие очень широко, хотя подразумевает под собой передачу жизненного опыта  старшего поколения младшему. Кто может быть воспитателем? На мой взгляд, это все те люди, которые нас окружают: родители, старшие (бабушки, дедушки, няни, воспитатели, учителя).

Опыт… Каким он бывает? Для каждого он свой. Будь он положительный или не очень, в любом случае, отталкиваясь от этих двух характеристик,  мы получаем как результат совершенно разных воспитуемых.

Воспитание начинается в семье! Главным наставником и первым проводником во всевозможные сферы жизнедеятельности общества становится родитель. Первый шаг ребенок  делает, опираясь на руки родителей, под их подбадривающие возгласы: «Беги скорей ко мне! Не бойся! Молодец! Я держу тебя!»; произносит первые слова, копируя звуки и речь ближайшего окружения; чувствует радость своего существования и бытия: восторженные взгляды взрослых при встрече, любящий взгляд при первых неловких попытках подражания действиям окружающих людей или животных, крепкие и надежные объятия при любом «глобальном несчастье», нежный голос мамы перед сном. И каждый наверняка все это помнит, при условии, что у него это было…

Но почему у одних все это есть, а у других - нет? Предлагаю заглянуть в историю, чтобы понять, каков опыт наших предков, передаваемый из поколения в поколение.

Вернемся к началу двадцатого столетия, ко времени детства прапрабабушек и прапрадедушек настоящих школьников. Большинство из них родились во времена Русской революции, активного строительства заводов, множества промышленных предприятий в нашей стране. В то время родители были вынуждены заниматься тяжелым трудом, усердно работать для  повышения уровня отстающей экономики нашей страны.

Затем пришли годы Октябрьской Революции и затянувшейся Гражданской войны. Рождалось новое поколение людей, которое, в свою очередь, дало жизнь детям Великой Отечественной Войны. Мужское население страны погибало, на плечи женщин ложились колоссальные работы по восстановлению нашей страны. Мужское население "на вес золота", женщины холят и лелеют выживших в войне спутников жизни, или же не нарадуются на тех, кто им встретился на пути. Затем страна постепенно оживает после затяжных трудностей и испытаний. Люди живут хорошо, коммунизм в обществе создает благополучную внешнюю картину. Но давайте посмотрим на это с другой стороны, со стороны развития личности: многое подвергается цензуре (литература, музыка, проявление молодежных движений), нельзя открыто высказывать свои мысли, в коммунистическом обществе все равны, и мужчины, и женщины, все друг другу товарищи. Далее Холодная война: СССР снова накрывает волна мужских смертей, вызванная войной в Афганистане, а к концу столетия Советский Союз ждет развал, простое население - дефолты, несколько Чеченских компаний, которые будут снова уносить жизни мужчин.

Столетие – смена четырех поколений.

Что видело каждое из этих поколений? Какой опыт передали родители своим детям?

На мой взгляд, очень печальный. На долю каждого из этих поколений выпали нелегкие испытания: моральные (постоянные переживания и страх за неверно сказанное слово, за которое можно получить тюремный срок, давление деспотичного режима), эмоциональные (тревога за будущее страны, за близких на войне, за пропитание семьи из-за нищеты в ранние годы становления государства или вследствие потери кормильца в годы боевых действий), физические (изнуряющий, в основном, физический труд в равной степени и для мужчин, и для женщин). Такой эмоциональный груз и был передан будущим поколениям: держать себя в строгих рамках, испытывать чувство вины за имеющиеся материальные блага, не показывать излишнюю веселость, как любят приговаривать бабушки: «И смех, и грех!», «Долго смеешься, потом плакать будешь!», соответствовать ожиданиям общества, думая всегда: «А что ж, люди-то скажут!». Женщина, вместо того, чтобы быть нежной, ласковой, заботливой, истинной хранительницей очага, за годы отсутствия сильного плеча рядом, превращалась в истинную главу семьи, становясь для мужчины не спутницей жизни и второй половинкой, а "мамой". А будущий мужчина, в свою очередь, воспитанный такой "мамой", становится инфантильным, зная, что все судьбоносные решения за него всегда будет принимать женщина. Его главная задача – приносить зарплату. И находит ли он такую жену в будущем? Да! Т.к. она тоже была воспитана примером мамы, привыкшей тянуть на себе все.

И сейчас встречаются молодые родители, говорящие о том, что младенца нельзя приучать к рукам, опираясь на то, что это всего лишь детский каприз. Современные родители стесняются проявлять самые нежные чувства по отношению к своему крохе. Я уверена, что это вовсе не потому, что они не любят или не рады появлению на свет своих чад, а потому, что у них именно такой эмоциональный опыт, переданный родителями: холодный, отрешенный. Грустно.

Примеры такого стиля воспитания мы встречаем в жизни героев фильма «Офицеры». Алексей – герой Георгия Юматова -  достаточно жестко воспитывает и сына, и внука, попрекая свою жену в баловстве мальчишек, называя так ее любовь и мягкость. Он не считается с мнением жены, которой надоела жизнь в казарменных условиях. «Похороните меня за плинтусом» — автобиографическая повесть Павла Санаева, написанная в 1994 году на основе его детских впечатлений, когда он девять лет (с двух до одиннадцати ) прожил в семье его деда, известного советского актёра Всеволода  Санаева и его жены Лидии, повествует о жестокой любви бабушки к внуку, который остался у нее на воспитании, причем достается крепко и дедушке, которому приходится выслушивать пустые обвинения в свой адрес, а иногда терпеть побои. Инфантильную модель мужского поведения в противовес «сильной» женщине  мы можем наблюдать в фильмах «Афоня», «Любовь и голуби». Современный фильм-драма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» демонстрирует нам модель поведения современных родителей, выросших в постсоветское время, каждый из которых занят чем угодно, только не жизнью собственного ребенка, сына Алёши. Супруги собираются развестись. В череде бесконечных взаимных конфликтов они откровенно забывают о существовании в доме ребенка, напоминанием служит звонок от школьного учителя с сообщением об отсутствии мальчика на уроке. Алеша исчезает… Навсегда…

Работая в школе на протяжении долгого времени, я повидала немало примеров холодного отношения родителей к собственному ребенку. Так, у учащихся есть четкое убеждение, что родители любят их за отметки: за полученную двойку родитель может «убить», а те, кто ожидают отличных успехов от своего чада, изводят изнуряющим контролем за выполнением домашнего задания и изучением дополнительного материала, вызывая тем самым только отвращение к получению школьных знаний и увеличивая пропасть разрыва между собой и ребенком.

А как же личность ребенка? Неужели, он не представляет из себя ничего кроме успехов и неуспехов? Задумайтесь!  

На мой взгляд, так происходит по причине зависимости от общественного мнения, «Нельзя оказаться хуже, чем кто-то другой!». А как на счет того, что у ребенка просто может не получаться или ему нужна помощь? Как родитель об этом узнает, не спрашивая? А ребенок не говорит об этом, просто потому, что у него не было примера обсуждения сложных вопросов или просьб о помощи.

  Много раз убеждалась в том, что родители не разговаривают со своими детьми, не обсуждают проблемы, не беседуют на важные темы, не объясняют последствия необдуманных поступков,  редко проводят время в совместном досуге. Это подтверждается в ходе классных бесед или анкетирования. На вопросы: «К кому вы обратитесь за решением проблем?», «С кем вы можете поделиться своими переживаниями?», «К чьему мнению стоит прислушаться?», дети отвечают единогласно: «к другу», «с другом», «к мнению друга». В классе, где я являюсь классным руководителем, таких ответов 25 из 27. Страшно. Не хотелось бы мне, чтобы мой ребенок решал трудные вопросы исключительно с друзьями. Но это мое решение, отличное от мнения большинства современных родителей. Жаль.

Вспомним о том, что школьные учителя и воспитатели детского сада играют вовсе не маловажную роль в жизни ребенка. Не стоит забывать о том, что помимо знаний и формирования универсальных учебных действий, педагоги передают детям жизненные ценности, нормы морали и законы поведения в обществе. И здесь стоит обратить внимание на тот факт, что средний возраст учителя в России составляет 52 года, они являются потомками людей, выросших в сложных социальных условиях, да и сами повидали немало лишений в ходе развития исторических событий. Пример работы на износ заставляет брать огромное количество часов, из-за чего эмоциональное выгорание наступает очень быстро. Профилактикой данного состояния никто не занимается, ни сами педагоги, не беспокоясь о своем здоровье, ни руководство, не придавая этой проблеме большого значения. Но соль, по моему мнению, в том, что в нашем обществе просто не принято открыто делиться своими переживаниями и проблемами, считать эмоциональные нагрузки чем-то опасным, ведь нас веками учили пахать и не ныть. «Все так жили, и я проживу!». Человеку, который много лет проработал в традиционной системе образования, очень трудно перестроиться на новую модель обучения. Опять же, проблема с психологической точки зрения - никто не дал возможности давно работающим учителям пережить новый опыт в своей деятельности. Вот от чего современные стандарты реализуются недостаточно эффективно, и скорость их внедрения невелика.

Первый учитель, которого я вспоминаю, говоря о своей школьной поре, учитель строгий и деспотичный. Психологические исследования показывают, что работающий учитель перенимает модель поведения педагога, который оказал наиболее сильное эмоциональное влияние на его личность, и не важно, каким оно было, положительным или отрицательным. Вот так может замкнуться круг: каждый деспотичный учитель воспитает себе подобного.

Рассуждая о сказанном, могу сказать, что мне повезло, т.к. первым, кто оказал на меня влияние, как на будущего педагога, были мои воспитатели детского сада: добрые, приветливые, понимающие, справедливые. После знакомства с ними я определилась в выборе профессии.

Помимо этих замечательных женщин меня окружали любящие бабушка и дедушка, которые любили вне зависимости от поступков, но научили трудолюбию и ответственности, справедливости, принятию человека таким, какой он есть, быть доброй по отношению к окружающим.

Когда мне нужно ответить на вопрос: «На кого Вы хотели бы быть похожей?», я, не раздумывая, отвечаю: на бабушку и дедушку, прежде всего. Многие удивляются, что я не стараюсь быть похожей на родителей. Я сделала  свой выбор: главное качество, при формировании личности другого человека, - безусловная любовь и принятие, внимание и заинтересованность к событиям, происходящим в жизни ребенка, а не навязанные обществом ценности.

Мне трудно побороть заложенные социумом и привитые мне моими родителями «правильность», нужду соответствовать ожиданиям, позволить себе хотеть чего-то большего и не стесняться этого, выкинуть из головы все эти: «А что люди скажут!», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Мужики не плачут!» (по отношению к маленькому мальчику), «Жизнь прожить – не поле перейти» и т.д. Лишь владение «другим» опытом, переданным мне старшим поколением – пример безусловной любви, принятия и уважения к людям – дало мне возможность приобрести это «богатство» и успешно передавать его подрастающим поколениям – своим собственным детям и ученикам. Я делаю это в надежде на то, что они продолжат мой путь и будут воспитывать своих детей в другом ключе, меняя наше общество в целом. Потому как «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».А значит и жизнь общества, и судьба всей страны, великого государства, в котором жить еще многим и многим поколениям наших потомков. Думаю, что  усилия по улучшению жизни народа в нашей стране надо направлять не столько на реформы, сколько на воспитание подрастающего поколения, так как все  доброе и важное, что создано и еще будет создано, необходимо передать в надежные руки. И могу сказать, что мне небезразлично то, в какой стране будут жить мои дети и внуки, мои воспитанники. Хотелось бы, чтобы они научились ценить и стремились преумножать то светлое и прекрасное, что уже создано.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе (конкурс "Учитель года")

Педагогическое  эссе «Моя педагогическая философия». Учителя русского  языка и литературы Созиновой И.Н.МКОУ  Кумылженской СОШ №1Кумылженского района Волго...

Эссе "Я учу детей нового поколения" для конкурса Учитель года 2016 года

Эссе написано для муниципального этапа конкурса "Учитель года"...

Эссе конкурса "Учитель года - 2019"

Я - учитель. Для каждого эти слова звучат особым образом. Здесь я попыталась объяснить это выражение для себя....

Эссе на "Учитель года-2020". Тема: "Учиться, чтобы учить"

quot;Уча других, также учишься" Н.В.Гоголь...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2020-2021 учебном году

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственное  понимание миссии педагога в современном мире.......

Конкурсное испытание «Я - учитель» для конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Эссе "Гражданская позиция современного учителя".

Конкурсное испытание «Я - учитель» для  конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Эссе "Гражданская позиция современного учителя".  В современной сис...