Проблемы преподавания предметной области «Искусство»
презентация к уроку

Слащева Мария Михайловна

Проблемы преподавания предметной области «Искусство»:

  • проблемы мотивационного характера;
  • проблемы содержательного характера;
  • проблемы методического характера;
  • кадровые проблемы.

Основные направления реализации Концепции:

  • общие направления;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • мировая художественная культура;
  • подготовка кадров;
  • материально-техническое обеспечение.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы преподавания предметной области «Искусство» Презентацию подготовила: Слащева М.М. учитель изобразительного искусства

Слайд 2

Проблемы преподавания предметной области «Искусство»: проблемы мотивационного характера; проблемы содержательного характера; проблемы методического характера; кадровые проблемы. Основные направления реализации Концепции: общие направления; изобразительное искусство; музыка; мировая художественная культура; подготовка кадров; материально-техническое обеспечение.

Слайд 3

Содержание Значение предметной области «Искусство». Цели и задачи Концепции. Предметная область «Искусство»: проблемы мотивационного характера, вопросы подготовки кадров.

Слайд 4

Значение искусства Искусство — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.)

Слайд 5

«Искусство, отрасль человеческой деятельности, стремящаяся к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному; другими словами, искусство есть тот род деятельности, в которой человек воспроизводит природу так, как она воспринята его внешними и внутренними чувствами, и притом во всей ее полноте, «очищенную от всего случайного»

Слайд 6

Иван Александрович Ильин (1851 - 1921) – русский философ, писатель и публицист «Истинное искусство требует духовной сосредоточенности, духовных усилий, очищения, углубления; и обещает за это прозрение, мудрость и радость».

Слайд 7

Д.С. Лихачев (1906-1999) - советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986—1993) «Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее. Ибо награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить». Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром»

Слайд 8

«Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения. Источником доброго является всякое подлинное искусство. Оно в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает в читателе, в зрителе – во всяком, кто его воспринимает, - сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству». Е.А. Маймин (1921 - 1997) – российский литературовед. Евгений Александрович Маймин «Искусство мыслит образами»

Слайд 9

В.В. Ванслов (1923) - советский и российский искусствовед, музыковед. Виктор Владимирович Ванслов в книге «Что такое искусство» (1988) пишет: «Искусство приумножает в человеке прекрасное, формирует и развивает человека всесторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и ухо, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы и идеалы, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции. Искусство является одним из важнейших источников наших знаний о мире. Воспитывая человека как человека, искусство формирует его нравственно, влияет на духовный мир и критерии поведения человека в жизни, на отношения его к другим людям, к коллективу, народу, обществу».

Слайд 10

М.С. Казиник (1951) - советский, российский и шведский скрипач, лектор-музыковед, искусствовед, педагог, культуролог, писатель-публицист, поэт. Автор и ведущий оригинальных музыкальных и искусствоведческих программ, популяризатор классической музыки. Михаил Семёнович Казиник: «Только глубоко постигая искусство, начинаешь понимать, как велика ценность человека и значимость его жизни, какой судьбы достойно человечество, породившее не только войны, тоталитаризм, нивелирование личности, разрушения, но и великое Творчество. Ибо подлинность творчества гениальных композиторов, поэтов, художников проявляется не в большей или меньшей красоте мелодий, аккордов, рисунков, поэтических образов или колорита, а в наличии невиданных глубин, открывающих иные измерения человеческого бытия, меняющих представления о жизни».

Слайд 11

Значение предметной области «Искусство» «В Российской Федерации как многонациональном государстве особое значение приобретает искусство, обладающее способностью опосредованно передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры». Ирина Эмильевна Кашекова: « Изучение отечественного и мирового искусства; приобщение к сфере духовной жизни общества; развитие духовно-нравственных ориентиров, способности к художественному восприятию и познанию мира окажет существенную помощь в формировании общероссийской культурной идентичности, ценностных ориентаций обучающихся, способности творческого освоения окружающей среды».

Слайд 12

Задачи Концепции совершенствование содержания предметной области «Искусство» на всех уровнях общего образования; развитие общедоступных информационных ресурсов как инструментов деятельности обучающихся и учителей; обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусства; создание условий для повышения кадрового потенциала педагогических работников предметной области «Искусство». Цель Концепции заключается в обеспечении высокого качества изучения и преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения, перспективными задачами развития российского общества и вызовами времени.

Слайд 13

Проблемы преподавания предметной области «Искусство» Проблемы мотивационного характера. Концепция: «Изменение форм существования музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства в современном мире (виртуальные интерактивные формы искусства; произведения искусства, созданные с применением компьютерных технологий, основанные на сложном нелинейном восприятии музыкального или живописного текста и др.) оказывает влияние на снижение интереса обучающихся к предметной области «Искусство».

Слайд 14

В результате ограничено знакомство обучающихся с возможностями самореализации в области современного искусства, предполагающего использование компьютерных технологий и интерактивности художественного процесса, что снижает уровень мотивации к изучению предметной области «Искусство». Фундаментальный уровень существующих педагогических технологий и методик недостаточно адаптирован к новым формам современного искусства. По этой причине происходит расхождение между эталонами искусства, которым обучающиеся хотят соответствовать, и недостатку их умений и навыков. Такой подход не позволяет строить образовательную деятельность на основе духовно-нравственной сущности искусства, а также не в полной мере способствует развитию критического отношения к прагматическим повседневным ценностям, пропагандируемым средствами массовой информации».

Слайд 15

Проблемы влияющие на преподавание предметной области «Искусство» 1. Количество часов в неделю. 2. Оборудованный учебный кабинет для преподавания уроков музыки и изобразительного искусства. 3. Недостаток межведомственного взаимодействия между учреждениями культуры (музеями, театрами) и образовательными организациями. 4. Профессиональная подготовка педагогов искусства.

Слайд 17

Кадровые проблемы Концепция: «Система подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров недостаточно отражает современные тенденции в преподавании предметной области «Искусство» и не в полной мере отвечает современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в поликультурной среде, предусмотренных профессиональным стандартом «Педагог». - Совершенствование системы высшего образования по педагогическому профилю и дополнительного профессионального образования, направленное на модернизацию педагогической и методической составляющих содержания образовательных программ; повышения значения специальных, культурологических и психолого-педагогических курсов; практико-ориентированный характер обучения; Подготовка кадров

Слайд 18

- Оптимизация системы оценки качества работы учителей предметной области «Искусство», в том числе аттестации; - Развитие системы олимпиад и конкурсов художественно-творческого (музыка, живопись и др.) и педагогического мастерства для педагогических работников предметной области «Искусство» как формы повышения уровня профессионализма, результаты которых должны учитываться при аттестации учителя и влиять на рейтинг образовательной организации.

Слайд 19

Вариант предложения для решения проблемы Педагогическая мастерская Фестиваль педагогических идей

Слайд 20

Педагогическая мастерская Педагогическая мастерская — это форма взаимодействия и обучения воспитывающих взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Первый этап – погружение в контекст темы. Целью данного этапа является актуализация личностного опыта участников и подготовка к дальнейшему движению творческой мысли. Второй этап педагогической мастерской – обращение к новой информации и ее обработка. Заключительный этап. Проходит в форме «письмо к самому себе». Рефлексия участников встречи, позволяющая осмыслить увиденное и услышанное. этапы проведения педагогической мастерской

Слайд 21

Фестиваль Согласно словарю С.И. Ожегова фестиваль – это широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства: музыкального, театрального и других видов искусств, а также фестиваль молодежи и студентов Для организации и проведения фестиваля есть свои особенности. Исследователи выделяют устойчивые и подвижные семиотические структурные признаки фестиваля . По мнению П.В. Николаевой, устойчивыми структурными признаками фестиваля выступают: открытие; демонстрация достижения в какой-либо сфере; закрытие, которое в основном организуется в форме концерта. К подвижным семиотическим (семиотика – наука исследующая свойства знаков и знаковых систем) признакам фестиваля относят конкурс творческих достижений, мастер-класс, ярмарка, карнавал, шествие и т.п.

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ в процессе преподавания предметной области «Искусство»

Использование ИКТ на уроках - требование современности, поэтому накопление программно-методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка методик и программ - актуа...

Методические рекомендации «Основы преподавания предметной области «Технология» модуля «Художественная обработка материала»» направление: «Технологии ведения дома»

Методические рекомендации «Основы преподавания  предметной области «Технология»  модуля «Художественная обработка материала»»  направление: «Технологии ведения дома»...

Документ 6. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области "Естественнонаучные предметы. Химия"

В данном разделе представлены основные документы на основании которых осуществляется педагогическая деятельность учителя: ФЗ об образовании, Концепция ФГОС общего образования, Фундаментальное ядро сод...

КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

УТВЕРЖДЕНАпротоколом заседания коллегииМинпросвещения Россииот «___»________ 2018 г. № ____  КОНЦЕПЦИЯпреподавания предметной области «Технология» в образовательных о...

Концепция модернизации содержания и технологий преподавания предметной области "Искусство"

Выступление на методическом объединении учителей эстетическогоцикла ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы    29 октября 2018 г....

Руководство городским методическим объединением предметной области "Искусство" учителей изобразительного искусства, музыки и МХК.

Учительское сообщество учителей изобразительное искусства, черчения, музыки и мировой художественной культуры занимает активную позицию по внедрению и реализации инновационных технологий, методо...