проект «Коррекционно-педагогическая работа по формированию социальных навыков самообслуживания у воспитанников с ОВЗ»
проект (8 класс)

Катаева Светлана Викторовна

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость воспитанниц от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах

Занятия по уходу за вещами имеют практическую направленность и относятся к бытовой ориентировке подростков. На них формируются и совершенствуются необходимые навыки самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой и обувью, чистить, стирать, поддерживать порядок в шкафах с бельем. Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений учащихся об окружающем мире, обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, развивается самостоятельность в организации своей жизни

Привитие навыков самообслуживания — это начальная стадия трудового воспитания. Исследования показывают, что, если подростки  имеют возможность практиковаться в навыках в безопасной атмосфере общежития, то они могут быть, более подготовлены к тому, чтобы использовать их вне его стен.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Коррекционно-педагогическая работа по формированию социальных  навыков самообслуживания у воспитанников с ОВЗ»

                                             

Автор проекта: Катаева С.В., Сотникова Т.А.

Проект: социальный, практический, долгосрочный. 

Актуальность проекта

Обучать воспитанниц  с ОВЗ и девиантным поведением намного сложнее, чем нормально развивающегося. Воспитанницы с ОВЗ, прибывающие к нам, часто не имеют элементарных навыков, ведомы и не способны выстраивать бесконфликтные  отношения с окружающими.

Однако именно педагогика решает проблему их социальной адаптации. В школе они занимаются по специальной коррекционной программе, а быту нет программы по формированию социальных практических навыков самообслуживания. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важно и необходимо формировать навыки самообслуживания у воспитанниц, с другой – отсутствие целенаправленной систематической работы  привели к выбору темы проекта.

Краткая аннотация проекта

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость воспитанниц от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах

Занятия по уходу за вещами имеют практическую направленность и относятся к бытовой ориентировке подростков. На них формируются и совершенствуются необходимые навыки самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой и обувью, чистить, стирать, поддерживать порядок в шкафах с бельем. Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений учащихся об окружающем мире, обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, развивается самостоятельность в организации своей жизни

Привитие навыков самообслуживания — это начальная стадия трудового воспитания. Исследования показывают, что, если подростки  имеют возможность практиковаться в навыках в безопасной атмосфере общежития, то они могут быть, более подготовлены к тому, чтобы использовать их вне его стен.

Цель проекта: Развитие умений самообслуживания и самостоятельного
жизнеобеспечения.

основных задач:

1.  Выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств. 

2.  Повышение эффективности педагогического воздействия на воспитанниц  с ОВЗ, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества

Участники проекта: обучающиеся Куртамышского СУВУ с ОВЗ, воспитатели.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, занятия по 30 минут.

 Основное содержание проекта. Специально организованные коррекционные занятия будут способствовать формированию навыков самообслуживания у воспитанниц с ОВЗ.

Этапы работы:

1.  подготовительный;

2.  коррекционный;

3.  социально-адаптационная работа

Методическая работа воспитателя:

1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи и вело бы к достижению поставленной цели.

2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практичную значимость труда.

3. Ставить трудовые задачи, требующие волевых усилий обучающихся, развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.

4. Использовать такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умение пользоваться инструментами, приспособлениями, инвентарем.

Воспитательные возможности коллективного труда реализуются в трех этапах организации трудовой деятельности подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации труда должно быть сосредоточено внимание педагога. В этом ключ к использованию воспитательных и образовательных возможностей общественно полезного труда учеников в его коллективных  формах.

Деятельность в рамках проекта:

I Этап. Подготовительный

  1. Подобрать соответствующую литературу.
  2. Составить тематический план.

II Этап. Коррекционный

Беседы

III этап Социально-адаптационную работа (Обучение стирке)

1.  Учить стирать мелкие вещи (платочки, кукольную одежду, кукольное постельное белье);

·  Наполнение емкости для стирки водой (определение количества и температуры воды), Определение количества моющего средства для данного количества белья с использованием мерок (мерный стакан, ложка) и растворение его в воде,

·  Замачивание, опускание белья в воду

·  Намыливание белья (в случае использования мыла)

·  Движения рук при стирке

2.  Полоскание белья

·  Отжим белья различными способами (выкручивание, сжатие в руке )

·  Встряхивание белья

·  Учить аккуратно, развешивать белье на специально подготовленных стеллажах для развешивания мелкого белья, вывешивание белья на просушку (с использованием сушилки или веревки с прищепками)

3.  Знакомство со стиральными машинами разного типа (машина автомат, машина активаторного типа),

·  Сортировка белья на цветное и белое перед стиркой

·  Закладывание и вытаскивание белья из машины

·  Определение количества моющего средства для данного количества белья с использованием мерок (мерный стакан, ложка) и закладывание порошка в машину

·  Закрывание и открывание дверцы машины

·  Установка регулятора машины на определенную программу и температурный режим работы (по меткам),

·  Запуск машины (нажатие на пусковую кнопку)

4.  Складывание белья и одежды:

·  сворачивание белья,

·  выворачивание одежды на лицевую сторону,

·  сворачивание одежды,

·  вывешивание на «плечики»,

·  сортировка по полкам в шкафу.

5  Уход за обувью:

·  хранение обуви в специально предназначенном месте,

·  мытье обуви,

·  просушивание обуви (около обогревательных систем, специальными приборами),

·  чистка обуви:

·  знакомство с назначением щёток и средств для чистки обуви,

·  движение руки со щеткой по обуви.

1. Обучающиеся, воспитанники должны знать:

Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля).

Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы-интерната, правила организации рабочего места школьника.

 Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани.

Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия.

2. Обучающиеся, воспитанники должны уметь:

Стирать вещи индивидуального пользования.

Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду..

Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.

Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки.

Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани.

Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом.

.

Тематическое планирование:

№ п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Количество часов

теория

практика

1.

Одежда и обувь: 

Цель:

-Формировать знания учащихся о видах одежды, обуви, головных уборов; соблюдение техники безопасности при работе с колющими, режущими предметами, правила пользования утюгом.

Задачи:

-Иметь представление о том, почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте, и как сохранить внешний вид одежды, обуви и головных уборов;

 Формировать знания детей:

- виды одежды и обуви;

- правила ухода за одеждой и обувью.

1.1

«Виды одежды и головных уборов, их назначение»;

1

1.2

«Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению»;

1

1.3

«Хранение одежды»;

1

1.4

«Чистка одежды щёткой»

0,5

0,5

1.5

«Стирка одежды»;

0,5

0,5

1.6

«Утюг. Правила техники безопасности при работе».

«Глажение одежды»;

0,5

0,5

1.7

«Пришивание пуговиц»;

0,5

1.8

«Пришивание вешалок к одежде»;

0,5

1.9

«Пришивание кнопок, крючков и петель».

0,5

1.10

«Чистка и сушка повседневной одежды»;

0,5

0,5

1.11

«Виды обуви, их назначение».

1

1.12

«Повседневный уход за кожаной обувью»;

(памятка)

0,5

0,5

1.13

«Подготовка  сезонной обуви к хранению».(памятка)

0,5

1

1.14

«Ремонт одежды – наложение заплаты»;

1

1.15

«Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка»;

1

1.16

«Стирка белья с помощью стиральной машины»;

1

1.17

«Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную и с помощью стиральной машины».

0,5

1

1.19

«Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях»;

0,5

0,5

1.20

 «Определение размеров одежды и обуви»;

0,5

0,5

1.21

 «Примерка одежды и обуви»;

0,5

1.22

«Обобщение пройденной темы. Проверочная работа».

1

2

Быт

Цель:

Формировать знания о жилых помещениях: виды жилых помещений, уход за жилищем, почтовый адрес дома, школы.

Задачи:

Дать знания детям:

- виды жилых помещений в городе и деревне и их различие;

- гигиенические требования к жилому помещению;

- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

- санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом;

- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

- способы и периодичность ухода за окнами;

- виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;

- способы утепления окон;

- правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытия;

- правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;

2.1

«Виды жилых помещений»

1

2.2

«Значение уборки жилых помещений. Периодичность уборки (еженедельная, недельная, сезонная)»;

1

2.3

«Требования к организации спального места. Гигиенические требования к постельному белью»;

1

2.4

«Ковры и ковровые покрытия, их виды. Способы  ухода за ними (влажный веник, пылесос)»;

1

2.5

«Сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету»;

«Способы и периодичность ухода за окнами. Виды моющих средств»;

0,5

0,5

2.6

«Инвентарь и приспособление для уборки»;

0,5

2.7

«Последовательность уборки детской комнаты»;

«Правила вытирания пыли»;

«Правила подметания пола»;

0,5

1

2.8

«Инвентарь, приспособления и средства по уходу за полами»;

«Пылесос. Правила и техника безопасности при работе с ним».

0,5

0,5

2.9

«Способы ухода за мебелью. Средства и приспособления».

0,5

0,5

2.10

«Правила и периодичность уборки кухни. Моющие средства и приспособления для уборки кухни»;

0,5

0,5

2.11

«Правила и периодичность уборки санузла: ванна, унитаз, раковина. Моющие средства и приспособления»;

0,5

0,5

2.12

Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера (на макете).

0,5

0,5

2.13

Обобщение темы. Срез знаний.

1

3

Культура поведения и общения:

Цель:

Формировать умение быть вежливыми в общении, следовать правилам культуры поведения

Задачи:

Развитие навыков ориентированного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.

Развивать общие психологические компетентности у ребёнка:

- умение сочувствовать другим, оказывать поддержку, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, а также умения нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других;

- углубление сфер применения правил этикета в повседневной жизни;

-привитие знаний и навыков культуры поведения и общения с людьми;

-формирование умений выражать оценку поступков вслух, обосновывать своё суждение;

-воспитание сознательного отношения к своим поступкам;

-осознание учащимися себя как самостоятельной личности, части коллектива, части общества.

3.1

«Правила и нормы поведения; кодекс товарищества»;

1

3.2

«Конфликты в нашей жизни: как их анализировать».

0,5

0,5

3.3

Правила поведения:

- учусь общаться со взрослыми;

- культура общения (ученик – ученик);

0,5

0,5

3.4

«Как влияет выбор профессии на будущее?»

1

3.5

-«Безработица. Как её избежать?

1

3.6

Итоговый срез

1

4

Питание 

Цель:

Формирование навыков соблюдения санитарно – гигиенических правил, правил техники безопасности при работе с электробытовой техникой.

Задачи:

Иметь представления о значении продуктов питания для здоровья человека, о витаминах, содержащихся в основных продуктах питания.

Формировать знания:

- виды бутербродов;

- различные меню завтрака;

- санитарно – гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

- правила сервировки стола к завтраку;

- правила заваривания чая;

- назначение кухонных принадлежностей и посуды;

- правила пользования ножом, плитой,  электрическим чайником;

- санитарно – гигиенические требования к использованию химических средств  для ухода за посудой.

4.1

 «Значение продуктов питания для здоровья человека»;

1

4.2

 «Кухонная посуда, приборы, приспособления, назначение»;

0,5

0,5

4.3

«Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку»;

0,5

0,5

4.4

 «Правила заваривания чая»;

0,5

4.5

- «Поведение за столом»;

0,5

4.6

- «Правила приёма пищи»;

0,5

4.7

- «Правила мытья и чистки посуды».

0,5

0,5

4.8

Итоговый срез

1

5.

Природа

Цель:

Воспитание навыков осознанного экологического поведения

Задачи:

- дать детям знания об окружающем мире природы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями и возможностями;

 - формировать первичные практические навыки ухода за комнатными растениями;

5.1

«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);

1

5.2

«Мытьё цветочных горшков»;

1

5.3

«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений».

1

5.4

Итоговый срез.

1

53

Научно-методическая литература:

1.Большая энциклопедия дома и семьи: в 2-х Т. – М.: ОЛМА – ПРЕСС 2000 – Т.1 – С. 435 «Одежда, обувь».

2. 4000 советов на все случаи жизни. Сост. Е. Ф., СПб, 1994. – С.113 – 123 «Уход за одеждой»;

3.Энциклопедия для девочек и мальчиков. Авт.-сост. – Саратов: Софит – Принт М.: ОЛМА - Пресс, 2000. – С. 236 «Уход за одеждой».

Конспекты занятий,

1.Буровок книга вещей. – М.; Экономика, 1996. – С. 69. «Одежда»

2.«Большая стирка» , учитель.1 сентября.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий анализ проектов и программ работы поста формирования ЗОЖ за 2012/2013 уч. год.

Анализ проведенной работы выявил следующие проблемы: Слабой стороной работы по профилактике вредных привычек является: работа с родителями, проблемы и специфика нашего социума доступность приобретения...

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Данный материал  раскрывает   методы, формы и приёмы  работы по формированию  сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержа...

«Организация работы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности воспитанников детского дома»

формирование у подростков сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных...

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями

  Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств — лексических и фонетических. Важную организу...

Адаптированная программа коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников с нарушением интеллекта.

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла...

«Использование ИКТ в коррекционно-педагогической работе по формированию лексико-грамматических представлений и развития на их базе связной речи у детей с ТНР»

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы  по формированию лексико - грамматических представлений и развития на их базе связной речи детей с ТНР через использование продуктов ИК...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...