«Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где росла одна» Э.Хаббард
методическая разработка (8, 9, 10 класс)

Теория и практика написания сочинения на основе педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_praktika_napisaniya_sochineniya.docx387.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где росла одна»

Э.Хаббард

Методическая копилка: «Теория и практика написания сочинения».

Я всегда на протяжении всей своей педагогической деятельности особо уделяла внимание литературному творчеству учащихся. Мне хочется начать размышления по этому вопросу со слов М.А.Рыбникова: «Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело - подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя».

Сейчас и раньше вела кружки литературного творчества, на которых учились и учимся писать сочинения на разные темы.

В результате многолетней работы сложилась определенная методика, я нашла возможность видеть её результаты, то есть в работе с определенным классом в течение определенного времени и в практике работы с самым разным возрастом.

В качестве основного принципа я вела работу со всем классом, включая в неё всех учеников.

Когда пишет каждый, каждый творит, никто никем не подавлен, каждый должен почувствовать свою силу, узнать свои слабости. Но я убеждена, что методика должна быть такова, чтобы весь класс получал одно задание, все были бы поставлены в равные условия: и тот, кто блистает на уроках литературы, и тот, кто, обычно, рта не раскрывает. Надо добиваться того, чтобы каждый брал ручку и писал, думал, чтобы вершилась работа души, чтобы каждый через себя пропускал те проблемы, которыми богата жизнь: ведь, по существу, от того, как эти проблемы будет решать для себя каждый, зависит и мировоззрение общества, и его нравственный уровень.

Также я считаю, что должно быть глубокое взаимодоверие между учителем и учеником, построенное на взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу.

При этом важно не уходить от острых проблем, волнующих молодёжь, и смело ставить их и решать совместными учителями – и учащихся и педагогов. Бывает так, что ученик, имея начальный опыт общения, замыкается. А учитель порой считает бестактным пытаться подобрать к нему ключи.

Вот отрывок из размышлений на эту тему ученицы 9 класса: «Мне, например, не всегда понятны  поступки моей младшей сестры, её, как мне кажется, переживания из-за мелочей. Хотя в её возрасте наверняка поступала так же и так же мучилась из-за пустяков. А ведь сейчас мне это кажется странным, хотя прошло всего четыре года. Так что же говорить о родителях, ведь разница в возрасте у нас больше 20 лет…»

А между тем без понимания и доверия не может быть подлинного воспитания. И здесь основная роль в установлении доверительных отношений принадлежит, конечно, учителю. Он должен верить в искренность ученика, даже если знает что-то, что ученик пишет, не соответствует фактам его жизни, его поведению, его взглядам. И когда ученик, казалось бы, известный как лгун и лодырь, пишет о правде и трудолюбии, надо понимать, что он никого не хочет обмануть, что в его душе скрытно живет эта потребность. Взаимодоверие начинается тогда, когда учитель умеет уважать чужое мнение.

Ну и, конечно, чтобы дети начали писать, их должна увлечь тема сочинения.

В какой же последовательности давать темы? Есть, конечно, темы «космические» - «Земля», «Небо», «Солнце» - это для учащихся 2-5 классов. Например, ученик 5 класса пишет на тему «Звёзды»: «Звёзды… Они бывают всякие: маленькие, большие. И все они разные:  по смыслу, по форме, по образованию. Есть звёзды, которые скрывают под собой и под своим блеском много тайн, другие говорят о мужестве и героизме людей.  А есть еще звёзды, к которым стремится человечество. В тех звёздах много загадок и чудес»

Вторым, или следующим этапом, может служить тема отношений с живым миром. Это могут быть «Этюд о животном», «Этюд о цветке», сказки о цветах, деревьях. Когда ребята начинают об этом писать, они размышляют о тех, кто рядом живет, что они получают от них и что отдают им. Ребенок пишет о брошенном котенке, о пойманной птице. Близки ему собака и птица, ровны – бабочка и цветок, в камушке и ракушке он видит брата. Ребенок не будет добрым  сам по себе. Его надо добрым воспитать.

Сочинения, которые я предлагаю ребятам, всегда требуют выработки собственной позиции. Дети сами ставят проблему и сами её разрешают.

Цветы для них не просто красивы – они оживают, они олицетворяют что-то. В сказках о цветах, о деревьях часто встречается борьба добра и зла, победа добра.

Кроме этого, я считаю необходимым давать темы об искусстве. Это «Этюд о книге», «Этюд о фильме», «Этюд об актере». В школе есть определенный стандарт в написании данных сочинений. Но стандарт – и хорошо, и плохо. Скажем, тема «Моя любимая книга». В ней рассказывается о том-то. Мне понравился какой-то герой. Я не предлагаю ученикам идти дальше, касаться проблемы ребенка и окружающего мира. Эти темы сочинений: «Я и мы», «Люблю! Ненавижу!». Они показывают уровень развития ребят, их школу ценностей.

Следуя принципу спирали, я усложняю постановку вопроса, давая ученикам простор в выборе жанров, в выборе ситуаций и проблем. Например, тема «Этот взрослый, взрослый мир…»

Иногда даю тему сочинений совершенно неожиданно, в данном случае дети писали ярко, смело, самостоятельно. Например, о счастье. Вот выдержки из некоторых сочинений:

«Счастье в человеческой мысли? Неправда! Не может этого быть. Я не могу быть счастливой в мечтах»

«Счастье…Что вообще обозначает это слово?

Счастье, настоящее счастье – это не то счастье, что появляется, а потом уходит, - это что-то очень стройное, безукоризненное со всех сторон»

Еще несколько работ на эту же тему:

«В сказке мудреца, говоря о счастье, считали, что счастье – это то, чего им не хватает. Один просил славы, другой дань, третий здоровья, четвертый вдохновенья. Самый правильный был последний, потому что без человеческой мысли, без общения с людьми человек не сможет быть счастлив.

По-моему, счастье – в общении с людьми»

Каждый ученик писал то, что он представляет для себя.

Темы такого рода дают детям возможность подумать обо всем на свете. И здесь очень хорошо использовать сочинение-эссе. Я уже четвертый год веду элективный курс «жанр сочинений – эссе». Этот вид жанра настраивает учеников на свободное высказывание своей мысли. Ребята начинают учиться размышлять. Многие из них начали эссе с уточнением своей проблемы. Они почувствовали необходимость поставить себе какие-то рамки, что уже само по себе говорит о первых слогах к самостоятельности мышления.

«Человек… Что мы понимаем под этим словом? Знакомых? Прохожих? Всех, кто живет на Земле?»

(Элчибекян Р.)

Сложность, однозначность прочувствовали в теме многие ребята.

«Каким же должен быть настоящий человек? По-моему, человек, прежде всего, должен быть самим собой», - рассуждает Самсонов Влад. Но наиболее интересно поставила вопрос Капнина Алёна:

«Человек возделывает земли, строит каналы и плотины, создает великолепные произведения искусства, растит детей – и он же сжигает посевы, рушит, вырезает целые деревни.

Человек прост и в то же время сложен. Именно отгадка этой загадки может послужить переломным моментом в жизни человека».

Сочинение – это творческая лаборатория, которая позволяет нам видеть удивительное вокруг нас. Когда я даю детям написать сочинение о своей малой родине или, например, о впечатлении от поездки куда-либо, то ребята начинают передавать свои впечатления в художественных образах. Тогда, например, каляный холодный собор становится лёгким и теплым, наполняется чудесной музыкой.

Ну, конечно, мы пишем о своем любимом писателе, поэте. Хочу привести для примера одно сочинение о А.С.Пушкине, как органично вошел он в жизнь девушки. Вот выдержки из сочинения:

«Мой Пушкин. Именно так. Не Пушкин вообще, а мой Пушкин. У каждого свой Моцарт, своя Татьяна, свой Онегин и свой Пушкин.

Мой Пушкин. Это всё, что вокруг меня. Это неправда, что Пушкин был убит на дуэли Дантесом. Это Дантес был убит. А Пушкин жив. И будет жить вечно, пока сверкает снег, пока падают листья, пока человек способен любить и ненавидеть, смеяться и плакать, бороться и искать».

Другим показателем развития творческого потенциала являются для меня сочинения о прочитанных книгах. Каждый учитель четко представляет себе внутреннюю схему, по которой такие работы, как правило, пишутся. Например, я прочитал, посмотрел.…В нём рассказывается о том-то.…В ходе работы, наряду с этюдами, эссе, «размышлениями по поводу», естественно, предлагала ребятам традиционные сочинения на тему: «Моя любимая книга» и т.д. – и видела, что уровень рецензирования возрастает. Наблюдая за творчеством своих учеников, я вижу, что дети идут по пути осмысления восприятия того великого нравственного начался, которые несёт в себе настоящая литература.

Самой удачной и интересной формой литературного творчества в старших классах оказались так называемые «размышления по поводу». Идея эта возникла в ходе работы, точнее, в ходе подготовки  школьной олимпиады по литературе. Детям обычно предложено написать рецензию на прочитанный рассказ. Одна работа оказалась абсолютно нетрадиционной. Прочитав рассказ В.Орджоникидзе «Выстрел», ученица, оттолкнувшись от конфликта, написала свой рассказ о взаимоотношении мальчика и взрослого мужчины, где, видимо, почувствовать потребность дать альтернативу, противопоставила злу – добро.

Вот конец этого рассказа: «Что же покоряющего в этой мужской дружбе?»

Да, у них одинаковые глаза – любопытные, умные, с радостью взаимопонимания. Да, у них что-то ещё есть общее. Что-то ещё…

Ученик, оттолкнувшись от чего-то, что его затронуло, вышел на личные размышления, нашел и сформулировал те вопросы, которые возникли именно у него. Размышления по поводу рассказа дают свободу в подходе анализа.

Радует то, что ребята стремятся скорее понять себя, чем осудить кого-то.

Важен контакт учителя и ученика, тогда самые личные чувства и поступки можно было бы обсуждать и корректировать. Вот в сочинении «Мой классный руководитель» ученик пишет:

«Очень хорошо, что в нас воспитывают чувство коллективизма, совести, критическое отношение к себе, уважение к товарищам. До девятого класса это делалось для меня, например, только дома».

А ведь раньше этот ученик был замкнутым. Надо найти ту нужную струну в жизни ребенка, которая в дальнейшем изменит его самого. И всё это благодаря литературному творчеству, позволяющему каждому ученику заглянуть в себя, увидеть и услышать себя, а затем всё это изложить в своём сочинении.

Подвести итог данной работы я хочу своеобразно – рисунком «Духовно-нравственное дерево», выращенное мною в течение многолетнего педагогического опыта.

C:\Users\user\Desktop\IMG_5834.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру

Урок проводится во 2 классе по программе Б.М. Неменского. Данный урок приурочен ко Дню космонавтики....

Устный журнал «Человек, который любил слова» (Посвящен русскому прозаику, лексикографу, этнографу Владимиру Ивановичу Далю)

Тип урока: урок приобретения новых знаний.Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия (урока, классного часа, факультатива) в 5-6 классах. Сценарий составлен с учетом того, что...

Творческая работа. Сочинение Номинация «Человек, которому я верю» .Автор: Тарасенко Никита, 5 класс

Весь православный мир в этом году чтит память великого старца Сергия Радонежского. Семьсот лет отделяет нас от дня его рождения. Ныне же мы должны особенно благодарить бога за то, что даровал он нам т...

Эссе «Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими»

Мне очень нравится данная цитата Ральфа Эмерсона, американского эссеиста, поэта, философа, одного из виднейших мыслителей и писателей США XIX века. На мой взгляд, учитель – это тот человек, кото...

«Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где росла одна» Э.Хаббард

Теория и практика написания сочинения на основе педагогического опыта....

«Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где росла одна» Э.Хаббард

Теория и практика написания сочинения на основе педагогического опыта...