«Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где росла одна» Э.Хаббард
методическая разработка (8, 9, 10 класс)
Теория и практика написания сочинения на основе педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 387.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где росла одна»
Э.Хаббард
Методическая копилка: «Теория и практика написания сочинения».
Я всегда на протяжении всей своей педагогической деятельности особо уделяла внимание литературному творчеству учащихся. Мне хочется начать размышления по этому вопросу со слов М.А.Рыбникова: «Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело - подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя».
Сейчас и раньше вела кружки литературного творчества, на которых учились и учимся писать сочинения на разные темы.
В результате многолетней работы сложилась определенная методика, я нашла возможность видеть её результаты, то есть в работе с определенным классом в течение определенного времени и в практике работы с самым разным возрастом.
В качестве основного принципа я вела работу со всем классом, включая в неё всех учеников.
Когда пишет каждый, каждый творит, никто никем не подавлен, каждый должен почувствовать свою силу, узнать свои слабости. Но я убеждена, что методика должна быть такова, чтобы весь класс получал одно задание, все были бы поставлены в равные условия: и тот, кто блистает на уроках литературы, и тот, кто, обычно, рта не раскрывает. Надо добиваться того, чтобы каждый брал ручку и писал, думал, чтобы вершилась работа души, чтобы каждый через себя пропускал те проблемы, которыми богата жизнь: ведь, по существу, от того, как эти проблемы будет решать для себя каждый, зависит и мировоззрение общества, и его нравственный уровень.
Также я считаю, что должно быть глубокое взаимодоверие между учителем и учеником, построенное на взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу.
При этом важно не уходить от острых проблем, волнующих молодёжь, и смело ставить их и решать совместными учителями – и учащихся и педагогов. Бывает так, что ученик, имея начальный опыт общения, замыкается. А учитель порой считает бестактным пытаться подобрать к нему ключи.
Вот отрывок из размышлений на эту тему ученицы 9 класса: «Мне, например, не всегда понятны поступки моей младшей сестры, её, как мне кажется, переживания из-за мелочей. Хотя в её возрасте наверняка поступала так же и так же мучилась из-за пустяков. А ведь сейчас мне это кажется странным, хотя прошло всего четыре года. Так что же говорить о родителях, ведь разница в возрасте у нас больше 20 лет…»
А между тем без понимания и доверия не может быть подлинного воспитания. И здесь основная роль в установлении доверительных отношений принадлежит, конечно, учителю. Он должен верить в искренность ученика, даже если знает что-то, что ученик пишет, не соответствует фактам его жизни, его поведению, его взглядам. И когда ученик, казалось бы, известный как лгун и лодырь, пишет о правде и трудолюбии, надо понимать, что он никого не хочет обмануть, что в его душе скрытно живет эта потребность. Взаимодоверие начинается тогда, когда учитель умеет уважать чужое мнение.
Ну и, конечно, чтобы дети начали писать, их должна увлечь тема сочинения.
В какой же последовательности давать темы? Есть, конечно, темы «космические» - «Земля», «Небо», «Солнце» - это для учащихся 2-5 классов. Например, ученик 5 класса пишет на тему «Звёзды»: «Звёзды… Они бывают всякие: маленькие, большие. И все они разные: по смыслу, по форме, по образованию. Есть звёзды, которые скрывают под собой и под своим блеском много тайн, другие говорят о мужестве и героизме людей. А есть еще звёзды, к которым стремится человечество. В тех звёздах много загадок и чудес»
Вторым, или следующим этапом, может служить тема отношений с живым миром. Это могут быть «Этюд о животном», «Этюд о цветке», сказки о цветах, деревьях. Когда ребята начинают об этом писать, они размышляют о тех, кто рядом живет, что они получают от них и что отдают им. Ребенок пишет о брошенном котенке, о пойманной птице. Близки ему собака и птица, ровны – бабочка и цветок, в камушке и ракушке он видит брата. Ребенок не будет добрым сам по себе. Его надо добрым воспитать.
Сочинения, которые я предлагаю ребятам, всегда требуют выработки собственной позиции. Дети сами ставят проблему и сами её разрешают.
Цветы для них не просто красивы – они оживают, они олицетворяют что-то. В сказках о цветах, о деревьях часто встречается борьба добра и зла, победа добра.
Кроме этого, я считаю необходимым давать темы об искусстве. Это «Этюд о книге», «Этюд о фильме», «Этюд об актере». В школе есть определенный стандарт в написании данных сочинений. Но стандарт – и хорошо, и плохо. Скажем, тема «Моя любимая книга». В ней рассказывается о том-то. Мне понравился какой-то герой. Я не предлагаю ученикам идти дальше, касаться проблемы ребенка и окружающего мира. Эти темы сочинений: «Я и мы», «Люблю! Ненавижу!». Они показывают уровень развития ребят, их школу ценностей.
Следуя принципу спирали, я усложняю постановку вопроса, давая ученикам простор в выборе жанров, в выборе ситуаций и проблем. Например, тема «Этот взрослый, взрослый мир…»
Иногда даю тему сочинений совершенно неожиданно, в данном случае дети писали ярко, смело, самостоятельно. Например, о счастье. Вот выдержки из некоторых сочинений:
«Счастье в человеческой мысли? Неправда! Не может этого быть. Я не могу быть счастливой в мечтах»
«Счастье…Что вообще обозначает это слово?
Счастье, настоящее счастье – это не то счастье, что появляется, а потом уходит, - это что-то очень стройное, безукоризненное со всех сторон»
Еще несколько работ на эту же тему:
«В сказке мудреца, говоря о счастье, считали, что счастье – это то, чего им не хватает. Один просил славы, другой дань, третий здоровья, четвертый вдохновенья. Самый правильный был последний, потому что без человеческой мысли, без общения с людьми человек не сможет быть счастлив.
По-моему, счастье – в общении с людьми»
Каждый ученик писал то, что он представляет для себя.
Темы такого рода дают детям возможность подумать обо всем на свете. И здесь очень хорошо использовать сочинение-эссе. Я уже четвертый год веду элективный курс «жанр сочинений – эссе». Этот вид жанра настраивает учеников на свободное высказывание своей мысли. Ребята начинают учиться размышлять. Многие из них начали эссе с уточнением своей проблемы. Они почувствовали необходимость поставить себе какие-то рамки, что уже само по себе говорит о первых слогах к самостоятельности мышления.
«Человек… Что мы понимаем под этим словом? Знакомых? Прохожих? Всех, кто живет на Земле?»
(Элчибекян Р.)
Сложность, однозначность прочувствовали в теме многие ребята.
«Каким же должен быть настоящий человек? По-моему, человек, прежде всего, должен быть самим собой», - рассуждает Самсонов Влад. Но наиболее интересно поставила вопрос Капнина Алёна:
«Человек возделывает земли, строит каналы и плотины, создает великолепные произведения искусства, растит детей – и он же сжигает посевы, рушит, вырезает целые деревни.
Человек прост и в то же время сложен. Именно отгадка этой загадки может послужить переломным моментом в жизни человека».
Сочинение – это творческая лаборатория, которая позволяет нам видеть удивительное вокруг нас. Когда я даю детям написать сочинение о своей малой родине или, например, о впечатлении от поездки куда-либо, то ребята начинают передавать свои впечатления в художественных образах. Тогда, например, каляный холодный собор становится лёгким и теплым, наполняется чудесной музыкой.
Ну, конечно, мы пишем о своем любимом писателе, поэте. Хочу привести для примера одно сочинение о А.С.Пушкине, как органично вошел он в жизнь девушки. Вот выдержки из сочинения:
«Мой Пушкин. Именно так. Не Пушкин вообще, а мой Пушкин. У каждого свой Моцарт, своя Татьяна, свой Онегин и свой Пушкин.
Мой Пушкин. Это всё, что вокруг меня. Это неправда, что Пушкин был убит на дуэли Дантесом. Это Дантес был убит. А Пушкин жив. И будет жить вечно, пока сверкает снег, пока падают листья, пока человек способен любить и ненавидеть, смеяться и плакать, бороться и искать».
Другим показателем развития творческого потенциала являются для меня сочинения о прочитанных книгах. Каждый учитель четко представляет себе внутреннюю схему, по которой такие работы, как правило, пишутся. Например, я прочитал, посмотрел.…В нём рассказывается о том-то.…В ходе работы, наряду с этюдами, эссе, «размышлениями по поводу», естественно, предлагала ребятам традиционные сочинения на тему: «Моя любимая книга» и т.д. – и видела, что уровень рецензирования возрастает. Наблюдая за творчеством своих учеников, я вижу, что дети идут по пути осмысления восприятия того великого нравственного начался, которые несёт в себе настоящая литература.
Самой удачной и интересной формой литературного творчества в старших классах оказались так называемые «размышления по поводу». Идея эта возникла в ходе работы, точнее, в ходе подготовки школьной олимпиады по литературе. Детям обычно предложено написать рецензию на прочитанный рассказ. Одна работа оказалась абсолютно нетрадиционной. Прочитав рассказ В.Орджоникидзе «Выстрел», ученица, оттолкнувшись от конфликта, написала свой рассказ о взаимоотношении мальчика и взрослого мужчины, где, видимо, почувствовать потребность дать альтернативу, противопоставила злу – добро.
Вот конец этого рассказа: «Что же покоряющего в этой мужской дружбе?»
Да, у них одинаковые глаза – любопытные, умные, с радостью взаимопонимания. Да, у них что-то ещё есть общее. Что-то ещё…
Ученик, оттолкнувшись от чего-то, что его затронуло, вышел на личные размышления, нашел и сформулировал те вопросы, которые возникли именно у него. Размышления по поводу рассказа дают свободу в подходе анализа.
Радует то, что ребята стремятся скорее понять себя, чем осудить кого-то.
Важен контакт учителя и ученика, тогда самые личные чувства и поступки можно было бы обсуждать и корректировать. Вот в сочинении «Мой классный руководитель» ученик пишет:
«Очень хорошо, что в нас воспитывают чувство коллективизма, совести, критическое отношение к себе, уважение к товарищам. До девятого класса это делалось для меня, например, только дома».
А ведь раньше этот ученик был замкнутым. Надо найти ту нужную струну в жизни ребенка, которая в дальнейшем изменит его самого. И всё это благодаря литературному творчеству, позволяющему каждому ученику заглянуть в себя, увидеть и услышать себя, а затем всё это изложить в своём сочинении.
Подвести итог данной работы я хочу своеобразно – рисунком «Духовно-нравственное дерево», выращенное мною в течение многолетнего педагогического опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру
Урок проводится во 2 классе по программе Б.М. Неменского. Данный урок приурочен ко Дню космонавтики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-346095-1384603067.jpg)
Открытый урок по теме «Человек, которым ты восхищаешься». Аудирование. Краткие комментарии
Обобщающий урок по теме "Человек, которым я горжусь"....
Устный журнал «Человек, который любил слова» (Посвящен русскому прозаику, лексикографу, этнографу Владимиру Ивановичу Далю)
Тип урока: урок приобретения новых знаний.Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия (урока, классного часа, факультатива) в 5-6 классах. Сценарий составлен с учетом того, что...
Творческая работа. Сочинение Номинация «Человек, которому я верю» .Автор: Тарасенко Никита, 5 класс
Весь православный мир в этом году чтит память великого старца Сергия Радонежского. Семьсот лет отделяет нас от дня его рождения. Ныне же мы должны особенно благодарить бога за то, что даровал он нам т...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/18/picture-1022400-1521387637.jpg)
Эссе «Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими»
Мне очень нравится данная цитата Ральфа Эмерсона, американского эссеиста, поэта, философа, одного из виднейших мыслителей и писателей США XIX века. На мой взгляд, учитель – это тот человек, кото...
«Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где росла одна» Э.Хаббард
Теория и практика написания сочинения на основе педагогического опыта....
«Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где росла одна» Э.Хаббард
Теория и практика написания сочинения на основе педагогического опыта....