Перспективный план по самообразованию на тему: "Формирование творческих способностей детей посредством декоративно- прикладного искусства"
календарно-тематическое планирование

Сабурова Надежда Николаевна

Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел; воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_samoobrazovaniyu_na_2018-2019.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по самообразованию на тему:

«Формирование творческих способностей детей посредством декоративно- прикладного искусства»

на 2018-2019 гг.

Разработала и подготовила:

воспитатель Сабурова Н.Н.

Люберцы, 2018 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в формировании творческих способностей детей дошкольного возраста через приобщение к русскому народному прикладному искусству.
Задачи: расширить знания о народных промыслах;

создать условия, способствующие формированию творческих способностей детей по средствам декоративно – прикладного искусства;

формировать умения воспитанников применять полученные знания, создавая декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских, городецких узоров… ;

воспитывать устойчивый интерес народному творчеству как эталону красоты.

Актуальность:
Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Этапы работы:

Подготовительный этап:

подбор методической литературы, ознакомление с опытами педагогов на интернет-сайтах;

подбор художественных произведений художественно – прикладного искусства;

подбор и дидактических игр по ознакомлению детей с народно – прикладным искусством;

разработка и составления перспективного плана по ознакомлению детей с народно – прикладным искусством.

Основной этап:

проведение дидактических игр;

проведение консультаций для родителей;

проведение консультаций для педагогов;

проведение НОД согласно перспективного плана.

Заключительный этап:

создание уголка «Русские узоры»;

альбом творческих работ детей по русским народным промыслам;

выставка работ детей «Диво дивное»;

отчет по самообразованию на итоговом педсовете.

Сентябрь

  1. Оформление выставки книг по детскому фольклору.
  2. Подготовить беседу с детьми о культуре и быте русского народа.
  3. Подобрать для чтения детям русские народные сказки, малые фольклорные формы
  4. Консультация для родителей: «Приобщение детей к Русскому народному творчеству».
  5. Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен.
  6. Взаимодействие с инструктором по физической культуре: разучивание русских народных подвижных игр.

Октябрь 

  1. Знакомство детей с жостовской росписью, беседа, консультация для родителей.
  2. Рассматривание иллюстраций с жостовской  росписью.
  3. Проведение НОД «Жостовский букет»
  4. Выставка детских работ.
  5. Беседа с родителями: «Значение декоративного рисования для ребёнка».
  6. Взаимодействие с логопедом: Проведение с детьми лексико-грамматического занятия с использованием русского народного творчества.

Ноябрь 

  1. «Организация центров художественного творчества в группах».
  2. Рассматривание иллюстраций с городецкой росписью.
  3. Изготовление подарка для мамы «доска с Городецкой росписью».
  4. Изготовление стен газеты: «Совместное творчество детей и родителей».
  5. Выставка рисунков.

Декабрь:

  1. Рассматривание иллюстраций с дымковской росписью.
  2. Д/и «Найди нужный элемент», «Подбери правильно цвета».
  3. Мастер – класс «Сувениры к празднику своими руками»
  4. Выставка детских работ.
  5. Взаимодействие с музыкальным руководителем: подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».

Январь:

  1. Подготовка наглядного материала: рассматривание иллюстраций с гжелью.
  2. Знакомство детей с гжельской роспись.
  3. Выставка совместного творчества родителей и детей «Рождественская звезда» 
  4. Взаимодействие с инструктором по физ. культуре: разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки».

Февраль:

  1. Создание альбома «Виды и элементы хохломской росписи»
  2. Рисование элементов хохломской росписи.
  3. Чтение русских народных сказок.
  4. Чтение и заучивание наизусть пословиц, загадок.
  5. Выставка детских работ «Золотая хохлома».
  6. Консультация для родителей: «Народные промыслы».

Март:

  1. Знакомство детей с народным промыслом «Полхов-Майдан».
  2. Проведение НОД «Народные матрешки»
  3. Изготовление альбома детских работ по декоративно-прикладному искусству «Творим и мастерим»
  4. Выставка детских работ.

Апрель:

1.  Просмотр компьютерной презентации «Филимоновская игрушка», беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Филимоновской игрушки.
2. Рассматривание альбомов с иллюстрациями Филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек.
3. Рисование с детьми. Тема: «Филимоновская радость». Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.
4.Взаимодействие с логопедом: «Народные потешки для логопедических упражнений с детьми».
5. Мастер класс для педагогов по ручному труду: «Использование шерстяных ниток для украшения Филимоновских игрушек».

Май :

  1. Отчет по результатам самообразования на педсовете.
  2. Игра в русские народные игры: «Поймай рыбку», «Золотые Ворота», «Краски», «Гуси-лебеди».
  3. Консультацию для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры».
  4. Выставка работ детей «Диво дивное».

Литература:


1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
2. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
4. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
5. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
6. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
7. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
8. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
9. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.
10. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
11. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
12. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
13. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа – детский сад №1607. 1999.
14. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.