Главные вкладки

    Литературный час «Основоположник мордовской литературы З. Ф. Дорофеев».
    классный час (9 класс)

    У истоков мордовской литературы и просвещения заслуженно стоит имя известного поэта, педагога, фольклориста, переводчика и общественного деятеля Захара Федоровича Дорофеева.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literaturnyy_chas_z.f.dorofeev.doc209.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературный час «Основоположник мордовской литературы

     З. Ф. Дорофеев».

    Провела: Моисеева Л.М.

    Литературный час «Основоположник мордовской литературы

     З. Ф. Дорофеев».

    У истоков мордовской литературы и просвещения заслуженно стоит имя известного поэта, педагога, фольклориста, переводчика и общественного деятеля Захара Федоровича Дорофеева.

    Захар Федорович Дорофеев родился 24 марта (5 апреля) 1890 года в большом мокшанском селе Салазгорь бывшего Спасского уезда Тамбовской губернии, ныне Торбеевского района Республики Мордовия. Семья была большая. С ранних лет все дети приобщались к труду: пахали, сеяли, косили, жали, молотили, помогали по хозяйству, ухаживали за младшими.

    В семье высоко ценилась грамотность и, несмотря на трудности, дети ходили в школу. Салазгорьское училище окончил и Захар, радуя родных успехами. Ему хотелось учиться дальше, и он в 1901 году предпринял попытку поступить в начальную мордовскую школу при Казанской учительской семинарии, но принят не был. Вернувшись домой, Захар Дорофеев продолжает образование в Виндреевском двухклассном церковно-приходском училище с четырехгодичным сроком обучения. Здесь властвовали муштра, зубрежка, молитвы, суровый режим. Отдушиной было чтение стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Но мальчик не оставлял мечты о профессии учителя, о семинарии. «Завернусь бывало в зимнюю ночь в мордовскую шубенку и долго-долго не засыпаю на полатях: все мечтаю о семинарии, о семинаристах, где жизнь мне казалась, как в раю», – писал в автобиографии Захар Дорофеев.

    Осенью 1905 года после отличной сдачи вступительных экзаменов он был зачислен на подготовительное отделение семинарии. Способного юношу заметил Макар Евсевьевич Евсевьев. Он привлекал его к изучению мордовского фольклора, поддерживал его первые стихотворные опыты.

    З. Ф. Дорофеев любил деревню, мордовский трудовой народ, любил мордовскую народную поэзию. Свое литературное творчество Дорофеев начал со сбора и изучения устного поэтического творчества мордовского народа. Им было накоплено много ценнейшего материала по народному творчеству мордвы, записанного в разных селах и деревнях Спасского и Темниковского уездов Тамбовской губернии, Краснослободского и Инсарского уездов.

    Собранный фольклорный материал Дорофеев пытался издать. Это удалось сделать частично. В конце 1911 года он предпринимает поездку в Москву с целью издания сборника своих стихов и собранных народных песен, переведенных им же на русский язык. Летом 1912 года в Москве опубликован сборник стихов З. Ф. Дорофеева «Песни и думы народного учителя», в который вошли 107 его стихотворений и 16 мордовских народных песен.

    Появление сборника было радостью не только для автора. Это событие стало большой вехой в культурной жизни мордовского народа.

    Стихотворения, включенные в этот сборник, преимущественно относятся к 1907–1912 гг.

    В минуты горести и скуки,

    Когда душа объята мглой,

    Ко мне польются с неба звуки

    Воздушной тихою волной.

    Из звуков тех я песнь слагаю

    О мире, жизни и любви;

    Зачем? К чему? Я сам не знаю,

    О, боже, душу вдохнови!

    В творчестве З. Ф. Дорофеева большое место занимала пейзажная лирика: «Зима», «Метель», «Зимою», «Весна», «Шумят леса зеленые», «Летнее утро», «Осень» и др. О природе он пишет и в стихотворении «Русь», восхищаясь ширью родной земли, её нивами и лесами. Вот некоторые строки стихотворения «Русь»:

    Люблю, люблю я, Русь родная,

    Твой грозный, мощный, дивный лик,

    Люблю твой гнев я, дорогая,

    Твой стон надорванный и крик...

    Люблю твои леса и нивы,

    Хребты и цепи мрачных гор;

    Морских течений переливы,

    И необъятный их простор...

    Люблю, люблю я всё живое

    В тебе, родимая земля.

    И поколенье молодое,

    И благодатные поля.

    В стихах периода 1915–1916 гг. Дорофеев выступает защитником интересов народа. Вот как он пишет о несчастных беженцах, пострадавших от войны:

    Всех напугал их бой вчерашний,

    Идущий всё еще вдали.

    Сегодня, скарб забрав домашний,

    Куда глаза глядят, ушли.

    Бунтует скот, скрипят телеги,

    Детишки просят молока.

    Но немцы, словно печенеги,

    Настигли их издалека.

    Забрали всех, кто помоложе,

    Коров угнали, лошадей.

    Набег свой дикий подытожив,

    Они исчезли средь полей

    Беженцы, 1916 г.

    В одном из стихотворений, написанном в действующей армии, Дорофеев прямо пишет: «Не люблю я жизнь солдатскую и кровавую войну...». Самым значительным произведением этого периода является стихотворение «Новый человек».

    Дни пройдут, недели, годы,

    Как прошли за веком век,

    Но придет с мечом свободы

    Вольный, новый человек.

    В первые годы советской власти статьи З. Дорофеева печатались в газетах «Революционный народ», «Серп и молот», издаваемых в г. Темникове. В публицистических статьях он давал анализ текущим международным событиям, а также внутреннего положения Советской России.

    С 1924 года, когда была создана мордовская письменность, Дорофеев начал писать стихи на родном языке.

    Послереволюционное творчество З. Ф. Дорофеева впервые было собрано в сборнике «Эсь моронеке» («Наши песни»), выпущенном Центриздатом народов СССР в 1925 году. Сюда вошли оригинальные стихи и песни поэта, а также революционные песни, переведенные им с русского на мордовский-мокша язык. Так, впервые на мордовском-мокша языке были опубликованы: «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Похоронный марш», «Замучен тяжелой неволей», «Проводы», «Коммунары», «Красное знамя» и др. Они сыграли большую роль в развитии мордовской музыкальной культуры. Популярностью пользовалась напечатанная в сборнике «Урямонь мора» («Колыбельная песня»).

    «Колыбельная песня», по словам З. Ф. Дорофеева, задумана еще в 1917 году в польском Ардашеве, куда он заезжал после госпиталя, но оформил её окончательно лишь в 1923 году. В «Колыбельной песне» Дорофеев нарисовал яркую картину положения деревни после войны 1914–1918 гг., когда многие были убиты, а оставшиеся вдовы и сироты плакали от непоправимой утраты и горя. Она написана от лица женщины-матери. В сборнике «Эсь моронеке» автор с большим уважением относится к труду рабочего, подчеркивает его роль и значение.

    Много места в творчестве Дорофеева 20-х гг. занимает отображение новой жизни. Поэт с большой душевной теплотой говорит о судьбе мордовской женщины, которая находилась не только в социальном угнетении, но и угнетена была в семье.

    Не оставляя своей основной работы, Дорофеев составлял учебники для мордовских детей. Сам писал для них стихи, рассказы, сочинял сказки, а также переводил произведения русских поэтов и писателей на мордовский-мокша язык. В 1925 году вышел в свет написанный З. Ф. Дорофеевым первый мордовский букварь «Валда ян» («Светлый путь»). В том же году Центриздатом был выпущен его учебник на мокшанском языке для взрослых – «Мокшень валня». В 1927 году вышла книга для чтения «Пиже пакся» («Зеленое поле»). В 1928 году появились сразу три учебника З. Ф. Дорофеева для 1 и 2 классов начальной школы под общим названием «Од веле» («Новая деревня»), а затем книга для чтения для 4 класса. Эти учебники переиздавались несколько раз и являлись основными в мокшанских школах. В последующие годы З. Ф. Дорофеев принимал активное участие в выпуске учебников по разным предметам на мордовском языке.

    В своих произведениях Захар Федорович Дорофеев опирался на богатое устно-поэтическое творчество мордовского народа. Любя поэзию, создавая прозаические произведения – рассказы, повести, – он почти всегда обращался и к музыке. Музыку, особенно вокальную, любил с детских лет. Начиная с 1928 года, во всех написанных им учебниках появляются песни, переложенные на музыку мордовскими композиторами.

    Дорофеев писал в очень простой, доступной для народа форме, часто в форме обращения.

    Пой, пой звончей, певец свободы

    На свист и шум, и смех толпы.

    Во дни ненастья-непогоды

    «Не зарастут к тебе тропы».

    Играй немолчно ты на лире

    Под говор волн, лесов, полей,

    Звени о воле, братстве, мире

    Среди заблудших злых людей.

    Веди, мани с любовью

    К прекрасной истине святой.

    Не дай окрепнуть празднословью

    Над миром, жизнью и тобой…

    Учась у А. Пушкина, Н. Некрасова, Д. Бедного и других русских поэтов, иногда приближаясь к ним по художественной манере, по интонации, Дорофеев вырабатывает свой стиль, одновременно стремясь осмыслить современность.

    В этом ему помогло занятие переводами произведений Пушкина («Зимний вечер», «Кавказ» и др.), Некрасова («Мороз, Красный нос»), Кольцова, Никитина, басен Крылова. Переводил Дорофеев и стихи советских поэтов – Ольги Берггольц («Пять ночей и дней», «Партбилет», «Советский часовой»), русский фольклор.

    Творчество З. Ф. Дорофеева сыграло заметную роль в становлении мордовской советской литературы, особенно на ранних этапах её развития. На произведениях Дорофеева росли и овладевали мастерством многие мордовские учителя, поэты, журналисты.

    В 1959 году в Мордовском книжном издательстве вышел сборник стихов Захара Дорофеева «Избранное», а в 1964 году здесь же были выпущены два тома «Собрания сочинений». В первый том вошли стихотворения и песни 1908–1920 гг., во второй – стихи, рассказы, переводы, публицистика.

    К 100-летию со дня рождения Захара Федоровича Дорофеева в 1990 году в Мордовском книжном издательстве вышла книга «Окрыленные мечтания» – «Пацяяф мяльхть» – в неё вошла поэзия и проза на русском и на мордовском-мокша языке.

    Не мудрец я и не знахарь

    И не доблестный герой.

    Я учитель, вольный пахарь

    В жизни нашей молодой.

    Поднимаю крепким плугом

    Борозду за бороздой,

    Вырываю друг за другом

    Камни с сорною травой.

    Сею знанья. Много песен

    За работой я пою.

    Как прекрасен и чудесен

    Труд мой в жизненном бою!

    Хоть рожден нуждой и горем,

    Но счастливо я живу.

    Плыть житейским бурным морем

    Всех, кто хочет, я зову.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В.В.Докучаев - основоположник почвоведения

    Урок - конференция о Докучаеве прошёл в 8 классе после изучения темы "Почвы России". Учащиеся подготовили материал о жизни и трудах Докучаева, приняли участие в обсуждении вопроса о рациональном испол...

    Презентация к уроку литературы в 11 классе. В.Я.Брюсов как основоположник символизма.

    Презентация к уроку литературы в 11 классе. В.Я.Брюсов как основоположник символизма....

    Литературная гостиная "Певцы мордовской земли"

    Презентация содержит материал, связанный с основными этапами жизненного и творческого пути  поэтов Мордовии....

    Воспитание любви к мордовскому краю через литературное краеведение.

    Доклад о работе с материалами краеведения на уроках литературы. Воспитание любви к родному краю...

    Конспект литературно-музыкальной композиции "Живи мой край, народ и язык мордовский родной!"

    Конспект литературно-музыкальной композиции "Живи мой край, народ и язык мордовский родной!"...

    Проектная работа «Мордовский национальный костюм. Изготовление куклы в мордовском наряде.»

    «Мордовский национальный костюм. Изготовление куклы в  мордовском наряде.»...

    Программа для обучения учащихся 5-8 классов литературному творчеству на мордовском языке в образовательных учреждениях

    Цели и задачи кружка: - Приобщать детей к творчеству, развивать их способности, воспитывать чувства коллективизма, чувства прекрасного.  - Прививать любовь к мордовскому литературномуяз...