Моя педагогическая философия
статья

Чыргал Валентина Реповна

Перед школой, а значит перед каждым педагогом, стоит одна задача – выпустить в жизнь творческих, нравственно чистых, порядочных людей, отличающихся и образованностью, и высоким уровнем культуры. А жизнь нашего сегодняшнего ученика  проходит в быстро  изменяющемся информационном мире. Чтобы найти своё место в жизни,  ученику нужно:

  • быть коммуникабельным;
  • уметь ориентироваться в потоке информации;
  • уметь всегда учиться;
  • быть креативным.

Именно школа закладывает основы таких качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола

города Кызыла Республики Тыва»

Педагогическая концепция

«Опыт применения личностно- ориентированных технологий в содержании образования при изучении математики и воспитания учащихся в условиях ФГОС»

(Описание инновационной деятельности)

Учитель: Чыргал Валентина Реповна

Учитель высшей категории

Почетный работник образования.

г. Кызыл

2015 г.

Основные принципы концепции:

  • Принцип индивидуальности;
  • Принцип самоактуализации;
  • Принцип творчества и успеха;
  • Принцип выбора;
  • Принцип доверия и поддержки.

Все выше перечисленные принципы описывают, что ученику отводится роль самостоятельного субъекта взаимодействующего с окружающей средой, что означает  свободы, самостоятельности, трудолюбие и долг.

  Задачи концепции:

  • Формирование у ученика индивидуального стиля познавательной деятельности;
  • Предоставление каждому ученику права и возможности в выборе заданий разного уровня сложности и темпа учебной деятельности;
  • Пробуждение и поддержка учащихся проявить и развить свои природные и социально приобретенные возможности;
  • Взаимодействие на основе межсубъектных отношений с учащимися;
  • Создание атмосферы доверия и поддержки, содействие раскрытию их творческого потенциала.

Цели концепции:

  • сформулировать у учащихся систему научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного опыта.
  • оказать помощь ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии индивидуальных познавательных процессов и интересов.
  • Содействовать ребенку в формировании положительной  я – концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самосовершенствования.

Описание опыта

         Перед школой, а значит перед каждым педагогом, стоит одна задача – выпустить в жизнь творческих, нравственно чистых, порядочных людей, отличающихся и образованностью, и высоким уровнем культуры. А жизнь нашего сегодняшнего ученика  проходит в быстро  изменяющемся информационном мире. Чтобы найти своё место в жизни,  ученику нужно:

  • быть коммуникабельным;
  • уметь ориентироваться в потоке информации;
  • уметь всегда учиться;
  • быть креативным.

Именно школа закладывает основы таких качеств личности.

Это очень серьезная задача. Основная идея моей деятельности как учителя математики следующая: Учить математике надо так, чтобы ребенку захотелось изучать математику. Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Я, конечно же, пытаюсь передать определенную сумму знаний, но дело не в том, что ученик должен знать точную формулировки теоремы Фалеса или как решается уравнение высшей степени, а он должен, прежде всего, уверенно чувствовать себя в математическом пространстве. Применяя  личностно-ориентированную технологию в течение многих лет, я уверилась, что могу  в этом оказать ему помощь. Для меня математика, обучение математике не цель, для меня главное – давать возможность каждому расти настолько, насколько он способен. При этом он постоянно должен чувствовать удовлетворение от своей деятельности, он должен самостоятельно понимать, что обязан перед самим собой дальше продвигаться  в своих знаниях.  Успех в работе становится возможным тогда, когда уделяешь каждому  ребенку постоянное внимание,  радуясь его самостоятельным действиям, поощряя словами и оценками. Так и по ФГОС, что современный учитель - это не тот, который наглядно и доступно дает знания, а тот, который умеет включить самого ученика в учебную деятельность. Для такого подхода личностно-ориентированная  технология в обучении является наиболее эффективным в создании необходимых условий для полноценного развития личности, так как в его основе заложены гуманистические идеи личности, сотрудничества, диалога, индивидуализация образования.

Актуальность, перспективность и практическая значимость моего опыта проявляется в необходимости развития индивидуальных способностей и способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умения учиться.

В основе новизны моего опыта лежит системно-деятельностный подход, т. к механизм  личностно-ориентированной технологии является не передача знаний, а управление учебной деятельностью, по которому в течение многих лет сознательно пользовалась в своей педагогической практике.  

А технология изучения математики представлена в комплексе: коллективная работа в классе, групповая, индивидуальная работа учащихся.

Личностно – ориентированная технология позволяет параллельно применять разные современные методы и технологии для успешной организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

Современные дети требуют современного подхода в преподавании математики,  поэтому перед учителем определены задачи:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • создание условий для возникновения у учащихся положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов.
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

И, в общем, работая по личностно – ориентированной технологии, пришла к выводу что, новый стандарт образования это не «ужас-ужас», а моя профессиональная  задача, а точнее  личностно – ориентированная технология - это во многом совпадает к сегодняшнему дню, системно-деятельностный подход, цель, которой определяется воспитание личности ученика как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом - это значит быть хозяином своей деятельности: ставить цели; решать задачи; отвечать за результаты.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным задачам и наиболее универсальными, являются обучение в сотрудничестве (коллективный способ обучения), метод проектов, игровые технологии и развивающий подход к обучению, ИКТ.

При стандартном построении уроков нередко проходят дни, недели, в течение которых многие ученики ходят в школу только слушать. Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников с крайними, противоположными друг другу уровнями развития: от высокого до низкого. В данной ситуации учитель вынужден выбирать формы и методы обучения, чтобы поддержать активность и интерес учащихся  на уроке. Предлагаю фрагмент урока: решение задач  по геометрии в работе со слабоуспевающими учащимися (см. приложение 1, опорная задача – при разноуровневой технологии).

Наша традиционная трехрядная расстановка ученических столов в кабинетах приспособлена в основном для слушания. При обучении в сотрудничестве или коллективный способ обучения немаловажную роль играет нетрадиционная расстановка, которая  позволяет учащимся общаться между собой, помогая,  друг другу. Класс делится на группы, чтобы  в каждой группе  был ученик - координатор, способный помочь, поправить и направить работу. Основная задача учителя – добиться полного осмысления  ранее пройденного материала. Перед проверкой домашнего задания необходимо предоставить ученикам еще одну возможность прояснить непонятные в ходе выполнения домашнего задания детали. При этом каждому ученику разрешено дополнить высказывание своего товарища по группе. В приложение 2 показана разработка урока в коллективной форме в 10 классе. Тема: Свойства степени с действительным показателем.

Аналогично организуется подготовка учащихся к контрольной работе или тестированию. Данную технологию удобно организовать с  классом, который ты ведешь предмет с 5 класса, и умеют работать самостоятельно. Ведь не секрет, что это сложная проблема научить ребенка самостоятельно выразить свою точку зрения, не оставаться только слушателем и бывает, что ребенок и не готов к общению. В сфере межличностных контактов мы используем свой собственный, индивидуальный стиль общения, который отражает наши личные качества и психологические особенности. Мне этот вопрос всегда остро вставало особенно с теми детьми, которые пришли только в 5 класс и из неблагополучных семей, социально неблагополучных, к сожалению таких семей, в нашем обществе куда больше, а также этот вопрос стоит и в языковом барьере. Ведь учителю надо уметь поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности. Бывает, случаи очень долго ждешь инициативу от конкретного ученика и к этому можно прийти в течения нескольких лет.

Хочу поделиться  фрагментом одного урока в 5 классе. Тема: Натуральные числа.. Стараюсь всегда разнообразить домашние задания. На этот раз дети должны были найти из дополнительных источников разные информации о натуральных числах, их свойствах, занимательные задачки, кроссворды, т.е. кто что может. Современные дети и родители, многие покопались в интернете. Принесли много разных информаций о натуральных числах. Эти информации у тех, у кого есть дома компьютер, интернет и имеющих собственный уголок для занятий. Видно, что дети на перемене же начали обмениваться информациями. Оживленность и среди них есть только слушатели. Есть, которые неподдельным интересом слушают, а бывают, задумчивые взгляды слушают или не слушают, что у них в маленьких головках нам, взрослым только догадаться. Проблема! Для таких случаев, которые часто происходят, у меня есть готовые занимательные задачки для разных классов, дополнительные литературы. Дети самостоятельно разбирают задачки, и они становятся фокусниками, загадчиками, и.т.д.  Вот и происходит между членами группы: взаимопередача текстов; взаимообмен информациями. В приложении 3 предлагаю занимательные задачки по натуральным числам, в котором каждый ученик и весь класс становится в целом в субъекты самообучения. Дети беседуют, поправляют, оценивают друг друга. Данные задачи можно использовать при изучении темы: Сложение и вычитание натуральных чисел. Вот с урока на урок, с года на год твои ученики становятся самостоятельными и самодобытчиками знаний, особенно пригодятся при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Отрадно видеть своих детей, которые проводят  сами консультации, показывают и спорят о разных методах решения сложных задач, помогают своим одноклассникам. Чувствуешь гордость за свой труд, хотя сегодня деятельность учителя отодвинута на второй фланг, но труд учителя, ни с чем несравним. Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном результате: если успешно формируются УУД (способность субъекта к саморазвитию), значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.

Ученики быстро привыкают к одному методу преподавания и устают от однообразия его организации. Часто ученики перед началом урока спрашивают у учителя: «что сегодня у нас будет на уроке». При этом их больше интересует не сама тема, а тот вид деятельности, который придумал для них учитель. В таких случаях, чтобы заинтересовать учащихся нередко приходит  в помощь проведение урока с использованием технологию развивающего обучения.

В качестве примера можно предложить  такие начала уроков:

- предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят или на их смекалку;

- на доске написаны уравнение и ответы к ним, среди которых есть верные так и неверные. Предлагается проверить их – можно составить кодированные упражнения, допустим, на имя известного математика; примеры с помощью электронной таблицы. (Диплом и сертификат Томского ГУ №071/кт/15. Апрель 2015 г. Тема: Создание электронных таблиц и кроссвордов). 

- применяя развивающую технологию, мы на уроках обсуждаем различные способы решения задачи, которые требуют  применения исследовательской работы.

Используя различные способы организации и мотивации первых минут урока, содержащие элементы новизны, необычные формы подачи материала, учитель стимулирует познавательную активность учащихся, развивает мышление и речь. Новаторство и инициативность, стремление к экспериментам – вот залог успеха учителя.

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа, общество. А учитель остается в постоянном поиске, какой бы ни был строй или каково бы ни было содержания образования, учитель в поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно.

Под развивающим обучением понимается активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. Развивающее обучение ориентированно на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью учителя.

Ведущие идеи: развивать самостоятельность мышления, способность к самообразованию и саморазвитию.

Довольно часто мы встречаемся с ситуацией, когда учащиеся, имея в целом

положительную мотивацию на учение, не проявляют в достаточной степени

самостоятельную познавательную активность. 

Как же включить в процесс обучения собственную деятельность учащихся, заинтересованную и активную? Оказывается, нет нужды придумывать новые методы

передачи знаний и умений. Да это и невозможно. Необходимо увидеть внутреннюю

разницу между двумя главными способами обучения: репродуктивным (делай, как я,

думай, как я, как указано в учебном пособии) и развивающим (а что будет, если...?

давайте подумаем, как сделать...? поищем выход из ситуации). Во втором случае истина

не преподносится в готовом виде, а идёт совместный её поиск. Правила, теория сообщаются в ходе рассуждений, размышлений. При этом учитель использует всё тот же

древний словесный способ передачи знаний, но суть его меняется, т. к. оно (объяснение)

строится таким образом, что ученик становится причастным к поиску ответа, ставится в

положение задающего вопросы, на которые учитель отвечает, рассуждая вместе с ним.

Мы часто говорим, что урок - основная форма организации обучения. При этом мы

чётко осознаём, что нужно дать на уроке, ведь перед нами программа и учебник. И поэтому всё чаще задумываемся не над тем, что изучать, а как преподнести учебный материал. И постепенно, год за годом, я пришла к выводу, что центральной фигурой на уроке является учащийся, то есть учащий сам себя, а учитель – только помощник. Хотя не каждый учащийся сможет выступить центральной фигурой, в классе все равно какой-то процент детей остаются слушателями, наблюдателями, т.е. «скромными».  По новому стандарту II поколения учитель – это артист второго плана.  Значит, надо сделать так, чтобы ребёнок стал учить себя сам и помогать учиться своим товарищам. В большей мере, это зависит от семейного воспитание ребенка, от детского сада и, конечно же, много от начальной школы. Что заложено в первые годы! К знаниям нужно идти через интерес, нужно учиться работать, учить поиску, исследованиям. В выборе методов, я думаю, нужно отталкиваться от ученика, иметь нужно в виду то, что нравится учителям, детям часто неинтересно.

Предлагаю разработку урока по алгебре, 8 класс. Урок «открытия» нового знания, в основе, которой выделены приоритетные слова: «Могу», «Хочу» и «Надо»- три кита. Тема: Решение полного квадратного уравнения. Приложение 4. В основе успеха удовлетворенности лежат три компонента: «Могу» - показывает способность ученика выполнять предложенные задания самостоятельно; «Хочу» - актуализация знаний, этап предполагает создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими, выявления места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения. Этап предполагает  обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий; «Надо» - включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает закрепление и использование полученных знаний или востребованность конкретных знаний для дальнейшего изучения математики. (Фестиваль открытых уроков. Издательство 1 сентября. Диплом № 218-282-256/ОУ-12 и сертификат. 2014-2015 учебный год. Урок представлен с презентацией.

Знаменитый педагог К.Д.Ушинский в своей книге для родителей «Советы родителям» писал о том, что  ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит деятельность, хочет все делать сам. Нет детей ни к чему не способных. Способности можно развить, не развить или пригасить. Можно целенаправленно способствовать развитию всех детей и индивидуально каждого, и одним из наиболее эффективных способов является проблемное обучение, которое особенно необходимо для более сильных учащихся. Постановка уроков проблемного типа не может осуществляться повседневно. Потому, что их проведение требует больших затрат времени, которого нам учителям не всегда хватает.  На таких уроках изложение теоретического материала начинаю с проблемной задачи и показываю исторически возникшую проблему, которая привела к появлению нового понятия. Например,  проблема, с загадочным названием «Число - магический геометрический символ», которая ставилась на уроке, проведенного мною в 9 классе.    Приложение 5.  Тема: Длина окружности.

Урок, во-первых, должен быть продуман во всех деталях, чтобы они логично следовали друг за другом, а учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на занятиях.

Во-вторых, всё, что учитель говорит, желательно воплощать в какие-то зримые образы, поэтому полезно придерживаться принципа «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В-третьих, учащихся надо подготовить к пониманию и осознанию темы урока, а не писать её на доске заранее. Целесообразность изучения материала должна осознаваться постепенно, а не навязываться в начале урока, когда дети к её восприятию не готовы.

В-четвёртых, на уроке должно быть интересно, ведь без эмоций, без переживаний

ум не напрягается. Интерес возникает там, где учителю удаётся заразить своей

эмоциональностью, подобранным дидактическим материалом и умением его преподнести.

Поэтому девизом моей работы, как и у многих творчески работающих учителей математики стали слова: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Вовлеки – и я пойму». Приложение 6. Представляю урок,  который удостоен Дипломом II степени (№ 019/т/15. Июнь 2015 г.) в всероссийском конкурсе творческих  уроков, которые организованы центром инновационной деятельности Томского Государственного университета.

 Используя уроки презентации в своей работе, я заметила, как легко пробуждается интерес детей к предмету, как возрастает их активность и производительность на уроке, как идет наиболее успешное усвоение материала. В учебном процессе появление элемента новизны, всегда повышает мотивацию  учения. Уроки с элементами новации позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение и создавать идеальные условия для самостоятельной работы. Конечно, хотелось бы иметь в своем кабинете интерактивную доску, индивидуальных компьютеров  и использовать их каждодневно на уроках математики. Но хоть с одним компьютером, проектором и старым экраном стараюсь чаще использовать уроки с презентациями. Использование компьютерных технологий позволяет увлечь ребенка школьными предметами и тем самым эффективнее проводить уроки. Отличные возможности предоставляет нам программа PowerPoint. ИКТ дает возможность использовать блочно-модульную технологию – УДЭ (укрупнение дидактических единиц),  чтобы вовлечь учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применение их на практике. Применение такой технологии удобна особенно после 45 -го мороза Тувинской земли.

Каждый учитель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица учеников. Когда ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Конечно это отдельная тема о том, как учителю самому, работая на радость себе, сохранить эмоциональную устойчивость и здоровье. Проведенный творчески, без психологической напряженности и угнетенности урок дает чувство гордости за свой труд и его результаты. Изжить скуку на уроке, особенно в средних классах, помогают математические игры - соревнования. Схема их проста, правила быстро усваиваются и не отвлекают ребят от изучаемого материала. Их можно использовать почти на каждом уроке: в виде вопросов для разминки; для гимнастики ума; для разгрузки и.т.д. Вот один из задач: Исправьте ошибку. В неверном равенстве 101=10-1 передвиньте одну цифру так, чтобы оно стало верным. И ниже я привела разработку урока - игры, проведенного мною в 5 классе «Математические ралли». Материал данного урока еще и относится к здоровьесберегающей технологии. Приложение 7.

В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной  инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России, введения ФГОС второго поколения возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. В личностно-ориентированном технологии, в ее системно-деятельностном подходе в деятельности классного руководителя входит задачи:

  • Формирование и развитие классного коллектива;
  • Создание благоприятных психолого - педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • Формирование здорового образа жизни;
  • Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • Защита прав и интересов обучающихся;
  • Организация системной работы с обучающимися в классе;
  • Гуманизация отношений между обучающимися;
  • Формирование  у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • Организация социально значимой, творческой деятельности.

А также важно учитывать уровень воспитанности учащихся, социальные и материальные условия их жизни.

Итак , для решения выше перечисленных задач классный руководиль ставит седующие цели в своей работе.  

Цель работы: Создание единого воспитательного пространства как условия присвоения личностью общечеловеческих ценностей, развитие ее духовно-нравственного и интеллектуального потенциала, удовлетворение потребностей в самореализации.

Воспитательная система класса:

Цель -  Мониторинг – Анализ – Проектирование воспитательной работы – Планирование работы по основным направлениям - Деятельность – Результат.

Компоненты воспитательной системы:

  • Индивидуально - групповой (совместная жизнедеятельность класса: учитель, ученик, родитель);
  • ценностно-ориентационный;
  • функционально-деятельностный (совместная деятельность и общение в коллективе, КТД);
  • пространственно-временной (формирование эмоционально-психологической и духовно-нравственной среды коллектива);
  • Диагностико-аналитический (диагностика, анализ, оценка результативности).

Направление воспитательной работы в классе:

  • Интеллектуальное – познавательное
  • Нравственное.Право.
  • Отечество (гражданство, патриотизм, толерантность, и.д.т.)
  • Творчество.
  • Труд (Общественно-полезная деятельность, социальный выбор профессии).
  • Самоуправление.
  • Спортивно –оздоровительное.
  • Работа с родителями.

Направление «Интеллектуальное – познавательное»

Задачи:

  • Контроль успеваемости учащихся класса, посещение уроков. Аттестация учащихся.
  • Сотрудничество с учителями-предметниками, изучение учебных достижений учащихся класса по каждому предмету.
  • Индивидуальная работа с учащимися и родителями по предупреждению неуспеваемости и деструктивного поведения учащихся.
  • Изучение и развитие интеллектуальных способностей учащихся.
  • Участие на олимпиадах, конференциях. Индивидуальная работа с «сильными» учащимися.
  • Развитие читательского интереса и читательских умений учащихся.

Возрастной состав: 1999 рождения – 1; 2000 года рождения – 21; 2001 года рождения – 3.

С 2011 по 2015 учебные годы данный класс стабильно держит 100% успеваемость, а качество знания колеблется от 35% - 40%.

1-3 отличники – Донгак Дидим-оол, Домбуу Ачыты, Дамдын Темир.

Ударники – 7: Оюн Ай-Суу, Сан-оол Айрана, Сурунчап Дайана, Хертек Айдыс, Хертек Чечек, Шыырап Олеся, Дондук-оол Дайана.

Победители:  в  школьном конкурсе чтецов, посвященном «Героям России» -II, III места; в интеллектуальной игре «Географический марафон» среди параллелей 7-ых классов: команда 7 «г» класса заняла I место; I место в интеллектуальных играх по русскому языку и по физике по темам «Космос», «Космонавтика» среди 7-х классов; заняли III место в городском географическом конкурсе «Робинзонада»; 2014-2015 учебный год: интеллектуальная игра «Фестиваль дружбы народов» - I место; Заняли призовые места: В конкурсе чтецов, посвященном 200-летию М.Ю. Лермонтова; конкурсе презентаций «Моя любимая книга»; конкурсе чтецов, посвященном 80-летию писателя К.Кудажы; интеллектуальной игре муниципального уровня;  олимпиадах по математике школьного тура. Получили VIII туре дистанционной олимпиады  «Центр развития интеллекта и мышления» - дипломы II, III степеней; IX туре  «Центр развития интеллекта и мышления» - дипломы III степени; в олимпиаде  «Я - Энциклопедия» - Диплом III степени, олимпиаде по математике «Инфоурок» - дипломы III степени; I, II, III места  на конкурсе «Пятерочка», посвященном ко Дню Великой Победы, а также стали победителями конкурса «Ученик года-2015» (Донгак Дидим-оол, Домбуу Ачыты); класс занял 3 место в конкурсе «Класс года-2015». А также в каждый год  в системе проводятся разные внеклассные мероприятия: внутри класса для интеллектуального развития: Урок знаний, посвященный ко Дню знаний,  Конкурс знатоков – в четверть 1 раз Урок знаний, посвященный ко Дню знаний,  Конкурс знатоков – в четверть 1 раз, «Звездный час» - «Моя Тува», посвященный к Шагаа и.т. д.

Направления «Нравственное» и « Право»

  • Воспитание чувства собственного достоинства и моральной стойкости в самых непредвиденных ситуациях.
  • Формирование у учащихся средствами воспитательной работы представлений об общечеловеческих нормах морали.
  •  Воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.
  • Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам.

Взаимоотношение в классном коллективе: спокойный, дружелюбный, активный коллектив. С учащимися регулярно проводятся  индивидуальные беседы; тематические классные часы «Я в мире людей», «Учиться на ЧЕЛОВЕКА надо всю жизнь», поздравление именинников месяца; участие в конкурсах, участие в ежегодных акциях «Помоги другу», «Покорми птиц», поездки-экскурсии «Муравейный городок» в селе «Сесерлиг» Пии-Хемского кожууна, экскурсии по теме «Я – в мире природы». Для духовного развитие организовали выезд на священное место « Кежегелиг».  Классный час « Защита собственных интересов, посещение архива РТ и многое другое по нравственному воспитанию, правовому проводились разные классные часы. и.т.д.

Изучая духовно – нравственную среду семьи, традиции воспитания, учащиеся узнают традиции этноса к Природе, культ огня, священного дерева, ритуал благодарения – повязать на ветке деревьев ленточные чалама,  «буга дагыыры»,  «оваа дагыыры», культ тайги, культ животных, охрана редко исчезающих видов животных и растений. Изучая  возрождение традиций тувинского этноса, традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту, обычаи, национальные праздники, игры, пословицы, поговорки, загадки, приметы учащиеся понимают настолько  важны эколого-этнографические знания, для того, чтобы сохранить природу, живые организмы и нашу планету. Так, по результатам Республиканского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура и этнос» я и моя подопечница Ондар Олеся в 2012 году заняли 1 место (Диплом и Грамота)  в секции «Публицистика в защиту природы и культуры» (Приказ мМОиН РТ №1310/д от 13.12.2012 г.).  

Направление «Отечество»

  • Формирование гражданской позиции, патриотизма.
  • Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям.
  • Воспитание уважительного отношения к Российской армии.
  • Посещение театра и музея, выставок. Воспитание уважительного отношения  к истории и культуры своей страны, фольклор и этнографию своего народа, родной язык.
  • Изучение истории и культуры своего народа.

По направлению «Отечество» в классе проводятся встречи с работниками МЧС и МВД,  участвовали во внеклассных мероприятиях,  была экскурсия в музей  «Алдан-Маадыр».  В 2015 году в школьном конкурсе песни и строя, посвященном 70-летию Победы 8 «Г» занял I место, III место в фестивале-конкурсе патриотической песни, ученики заняли призовые места на конкурсах чтецов разной направленности. Проводились классные часы «Мир прекрасного», заочное путешествие по городам-героям России. Поездка-экскурсия  в с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна – первую столицу Тувы, в местечко Эрзинского кожууна Памятник «Тарлашкын». Заняли II место в  конкурсе  рисунков «Шагаа 2015», II место - интеллектуальном конкурсе «Национальные обычаи».

Направление «Творчество»

  • Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса и школы.
  • Воспитание стремления к интересному и полезному времяпровождению.
  • Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни.
  • Формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, общественных местах, природе.

Активный сформированный творческий коллектив, с ярко выраженными лидерами, особенно отличается самостоятельностью и сплоченностью.  Поэтому коллектив часто занимают призовые места по разным мероприятиям: Конкурс агитбригад – 1 место; конкурсы рисунков по ПДД, ЗОЖ – 1 места, Конкурс презентаций «Моя любимая кгига» - 2 место, призовые место в основном во всех праздничных мероприятиях, 1 место - в фестивале «Дружбы народов» и.т.д.

Направление «Труд»

  • Воспитание социально-значимой целеустремленности в трудовых отношениях.

Проводимые мероприятия по данному направлению: трудовые десанты, дежурство по школе, по учебному кабинету, ремонт кабинета с помощью родителей и классного руководителя, летние трудовые практики, профориентационные классные часы «Мое хобби», анкетирование «Мое будущее» и т.д. В классе имеется трудовой сектор, члены которого  умеют организовать своих сверстников на разные работы.

Направление «Спортивно-оздоровительное»

Дети увлекаются музыкой, танцами и спортом. Занимаются в спортивных секциях и участвуют в соревнованиях как городского, так и российского уровня. Домбуу Ачыты  - серебряный призер Кубка Сэнсея в г. Тюмени и серебряный призер в зональном чемпионате в г. Иркутске по дзюдо в своей весовой категории. Санаа Буян –Херел занял 1 место по дзюдо в г. Барнауле и в г. Новосибирске. Хомушку Найыр - бронзовый призер чемпионата России по дзюдо в г. Новосибирске. Сурунчап Дайана – лучший игрок сборной команды школы по волейболу, баскетболу и по футболу. По здоровью и жизнедеятельности учащихся: экскурсия на Аржаан «Кундустуг», Выезд на станции «Тайга».

 Так,  Модель развития самоуправления в 8 «Г» классе:

Определение цели деятельности -  принятие цели коллективом – коллективное обсуждение целей- постановление управленческой цели- выдвижение идей – коллективное обсуждение решения – выбор варианта – оценка вариантов – принятие решения – интенсивная организаторская деятельность – реализация решения – оценка своих возможностей – коллективное подведение итогов.Все это составляет мотив группового действия «Мы хотим».

 И в целом интеллектуальный уровень класса высокий, учащиеся умеют ценить свое время, сознательно относятся к учебному процессу. Не пропускают уроки без уважительных причин.

       В общем плане класс представляет собой единое целое, коллектив активен, полон творческой энергии, многие имеют свои постоянные обязанности.  В классе есть способные организаторы и лидеры, которые оказывают положительное влияние на остальных членов коллектива.

Направление «Работа с родителями»

  • Всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания учащегося.
  • Индивидуальное консультирование родителей в проблемных ситуациях.
  • Привлечение родителей к жизни классного коллектива, школы.
  • Индивидуальные беседы с опекунами.
  • Диагностика социума.
  • Регулярное проведение родительских собраний.
  • Строить отношения с родителями на основе взаимопонимания.
  • Участие родителей в общешкольных мероприятиях
  • Выявление малообеспеченных семей.
  • Моральное поощрение семей, в которых уделяется  должное внимание воспитанию ребенка.
  • Проведение совместных мероприятий в системе «учитель – ученик - родитель.»

Родительский совет дружен и работоспособен. Регулярно  проводились родительские собрания, основная масса родителей мало проявляет  инициативы, является  добросовестными слушателями классного руководителя. Два раза в год дети выступают перед своими родителями, готовят презентации, фотоотчеты, рассказывают о своих достижениях.

Значит, вся работа классного руководителя это и есть симулирование лидерства. По результатам 2014-2014  учебного года наш 8 «Г» класс стал  победителем конкурса «Класс года 2015», стали обладателями диплома III степени. « Ученик года 2015» стали  Донгак Дидим-оол в номинации «Математика», Домбуу Ачыты в номинации «Любительский спорт». Ко всем  проводимым мероприятиям ребята отнеслись с интересом, отличались активностью. Все  внеклассные мероприятия соответствуют  уровню воспитанности и потребностям учащихся. После каждого мероприятия старались провести анализ: недостатки обнаруженные в ходе подготовки и проведения, их причины и возможные  пути устранения обсуждались. Учащиеся 8 «Г» класса уважительно относятся к друг другу,  к старшим, не замечено конфликты с учителями- предметниками.

Прогнозируемые результаты по личностно-ориентированному технологию:

  • Вежливая и интеллигентная  девушка.
  • Вежливый интеллигентный юноша.
  • Человек, не имеющий вредных привычек.
  • Устойчивое положительное отношение к учебе, новым знаниям.
  • Проявление уважительного отношения к старшим.
  • Развитое чувство патриотизма, гордости, любви к родному краю и своей стране.
  • Повышение уровня социальной комфортности.
  • Проявление самостоятельной творческой активности.
  • Владение методами самовоспитания и самоконтроля.

 Технология способствует:

  • гармоничному развитию личности,
  • поддержке талантливой молодёжи,
  • занятости детей в свободное время,
  • организует полноценный досуг,
  • способствует физическому развитию и оздоровлению детей,
  • повышению престижа объединения,
  • презентабельным результатам,
  • раннему профессиональному ориентированию.

Вывод: Подытоживая свою педагогическую концепцию, делаю вывод о том, что, работая по личностно – ориентированной технологии, свободно будешь перемещаться по своей выбранной профессии – учителя математики. То есть, данная технология  позволяет максимально индивидуализировать работу с учащимися и получать обратную связь на каждом этапе урока, какой бы ты не выбрал метод и подход  для обучения  предмета.

Применяя личностно-ориентированную технологию с системно-деятельностным подходом  в последние пять лет успешно сотрудничаю с:

Издательским домом «1 сентября» г. Москва – участие в Всероссийском фестивале «Открытый урок» г., Диплом «Учитель цифрового века», Дистанционные курсы, модульные курсы ШЦВ,  публикации авторских разработок на сайте Фестиваля, на диске и в сборнике тезисов;      

 Томским Государственным университетем – публикации авторских разработок, участие в конкурсе творческих уроков, курс повышения квалификации;

ТГИПиКК – участие в конференциях, распространение своего педагогического опыта, курсы повышения квалификации;

ТувГУ  - проведение мастер- классов студентам 3-5 курсов, распространение опыта;

Участием в открытых мероприятиях школьного, муниципального и регионального уровней;

А также активно пользуюсь услугами Интернета, посредством профильных сайтов общаюсь с педагогическим сообществом всей страны. С интересом и пользой для себя знакомлюсь с разными материалами российских опытных педагогов, кроме того, на сайтах размещаю свои работы с целью распространения собственных практических результатов и в порядке обмена опытом. Стараюсь регулярно участвовать в дистанционных конкурсах, где, используя вышеприведенные технологии, получала призовые места.  

Работая в данной  школе, каждый год, начиная с 1991 года, преподавала математику в старших и в 11 классах. Из них самыми удачными выпусками были 1998 и 2005 годов, 2011 год и нынешние 9 класс, с которыми работала с  5-го класса в качестве классного руководителя с 2011-2012 учебного года. Если смотреть по такому критерию  как поступаемость в высшие учебные заведения, то все мои бывшие ученики поступили  в Вузы России и Тывы. Из них 80% выбрали те учебные заведения, где превалируют экономические специальности и прикладная математика. Что я заметила мои выпускники, где бы они не были,  всегда оставались лидерами и воспитанными людьми.  

Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий вдохновляет. Эти слова Уильяма Уорда еще больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными. Каждому человеку хочется увидеть и оценить результат своего труда. Хочется этого, естественно, и школьному учителю. Но по каким критериям можно оценить вдохновение? Как можно оценить то, что даст результаты не сегодня, а в будущем? Еще древнегреческий философ Платон говорил, что, если дурным мастером будет башмачник, государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане станут несколько хуже обуты.

Дело не в том, куда они поступили, а в том, что я сумела завоевать их доверие и воспитать уверенность к себе, поддержала их способность мыслить свободно, без страха и творчески решать экзаменационные задачи.

В последнее время часто приходится слышать: « Вот раньше учителя уважали, перед ним склоняли голову, и.д.т.» А теперь? Действительно, учитель всегда был первым человеком. Еще в школе, глядя на трудную и интересную работу своих учителей, я твердо решила: «Буду учителем», что и стало моим призванием. Эта преданность своему призванию остается у меня  и сегодня, несмотря на то, что отношение к учительскому труду изменилось и морально, и материально. Я очень люблю свою работу, работу учителя. Она и трудна, и интересна. Она порой  «лечит» тебя от недугов, плохого настроения. Общаясь с детьми, чувствуешь себя веселой и жизнерадостной. Когда придешь в школу, забываешь обо всех проблемах. Кроме того, дети должны чувствовать твое хорошее настроение как одно из главных условий для их восприимчивости и работоспособности. Для своих ребят, я стараюсь, пытаюсь творчески и всей душой работать. Стараюсь искать и найти новые методы обучения, преподавание уроков, избирать новые формы внеклассной работы по личностно - ориентированной технологии.  

В каждом учителе присутствует творческий потенциал в той или иной мере. Учитель обладает теми качествами, которые позволяют творить, ну конечно, в наше нестабильное время есть проблемы, которые тормозят процесс творчества. Но мы должны  верить в свои силы, так как мы учителя!

В своей практике придерживаюсь следующих заповедей:

  1. Быть хозяином своей судьбы
  2. Достигать успеха в том, что ты любишь
  3. Вносить свой конструктивный вклад в общее дело
  4. Строить свои отношения с людьми на доверии
  5. Развивать свои творческие способности
  6. Культивировать в себе смелость
  7. Заботиться о своем здоровье
  8. Стараться мыслить позитивно
  9. Сочетать материальное благополучие с духовным удовлетворением

Для меня самое главное – это потребность моей души осмысленно и с глубокой радостью служить людям. Поэтому в моем понимании учитель – это человек -  целый мир, сложный, интересный, и обширный.

Приветствую Беспрерывно Ищущего...Себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...