МЕДИАТЕКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, КАК ОСНОВА ЦЕНТРОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
статья

Горелова Елена Витальевна
В статье говориться о проблемах информатизации образовательных учреждений. В частности, о необходимости модернизации медиатек (библиотек) в центры информатизации, с целью улучшения информационных услуг. Приводится пример действующего Центра информатизации школы Нижневартовского района.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В. Горелова

кандидат культурологии

Заведующая Центром информатизации школы

г.п.Излучинск, МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2

МЕДИАТЕКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, КАК ОСНОВА ЦЕНТРОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Аннотация. В статье говориться о проблемах информатизации образовательных учреждений. В частности, о необходимости модернизации медиатек (библиотек) в центры информатизации, с целью улучшения информационных услуг. Приводится пример действующего Центра информатизации школы Нижневартовского района.

Ключевые слова: информатизация, медиатека, информационные услуги, модернизация.

Сегодня система образования призвана решать проблему, равную по глобальности всеобщей информатизации – подготовить человека к жизни в новой, стремительно трансформирующейся информационной среде. О необходимости смены образовательной парадигмы в России нужно не просто говорить, как о архиважной задаче, её надо решать. И в этом направлении уже многое сделано. С 2011 года средние школы страны начали переход на новые образовательные стандарты (ФГОС). Меняется содержание образования, его информационная ориентация. Обучающиеся не просто образовательно «наполняются», но обеспечиваются компетенциями максимально помогающими адаптироваться в информационном обществе, проявить себя как личность, определиться профессионально.

Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов образовательного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В стандартах второго поколения отражается социальный заказ на воспитание и формирование активных, информационно грамотных участников  современного  общества. Достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки.

В нашем случае библиотека (медиатека) – это уже структурная составляющая Центра информатизации школы. Спектр информационно-образовательных услуг, техническое оснащение, фонд традиционных источников информации, ЭОР, технический центр, где учителя и обучающиеся имеют возможность использовать компьютер и периферийное оборудование для образовательных целей, электронные БД, библиотечное делопроизводство, методическое сопровождение учебного процесса – реалии сегодняшнего дня. С 2005 года библиотека модернизирована в медиатеку (библиотека и технический центр на 10 компьютеризированных мест). Однако, вектор ее развития очевиден – улучшение качества предоставляемых образовательных, информационных услуг, в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения и информационного общества.

Основной целью модернизации медиатеки является достижение качественно нового уровня информационно – библиотечного обслуживания участников образовательного процесса на основе новых информационных технологий с учетом требований ФГОС.

Основными задачами модернизации является:

        Обеспечение нормативно-правовых, научно-методических, организационных, информационных, кадровых и материально-технических условий для модернизации медиатеки.

         Формирование информационного пространства школы.

         Обеспечение информационно-методической поддержки образовательного процесса, в том числе обеспечение аккумуляции и общедоступности информационных ресурсов.

         Формирование информационной культуры обучающихся, учителей и сотрудников школы.

         Обслуживание участников образовательного процесса в локальном и удаленном режимах с использованием ИКТ.

         Создание привлекательной, комфортной и современной библиотечной среды.

Участниками модернизации являются библиотекари, педагоги, учащиеся, родители.

Модернизация медиатеки  обеспечивает более комфортный доступ для участников образовательного процесса ко всем ресурсам библиотеки, Интернет, а также улучшает собственные информационные продукты деятельности, что в конечном итоге казывает положительное влияние на качество образования.

Критерии оценки уже имеющихся результатов:

        Обеспечение доступа к информационным ресурсам.

        Увеличение спектра информационных услуг.

        Увеличение количества обучающихся – участников смотров-конкурсов, научно-практических конференций различного уровня, в том числе Интернет-конференций.

        Увеличение количества  педагогических работников – участников смотров-конкурсов, научно-практических конференций различного уровня, в том числе Интернет-конференций.

        Повышение ИКТ - компетентности участников образовательного процесса.

        Повышение результативности учебно-воспитательного процесса.

        Увеличение количества  участников образовательного процесса, использующих ресурсы медиатеки, в том числе и традиционные (печатные).

Перспективы дальнейшей модернизации

        Внедрение комплекса новых автоматизированных библиотечных услуг.

        Повышение уровня обслуживания в локальном и удаленном режимах с использованием новых информационных технологий.

        Продолжение работы по созданию баз данных.

        Накопление и использование фонда информационных ресурсов в соответствии с потребностями всех участников образовательного процесса.

        Развитие материально-технической базы.

        Развитие умений школьных библиотекарей работать в инновационном режиме.

Остановимся подробнее на Центре информатизации школы, как на инновационной составляющей и организующей информационную среду структурной единице образовательного учреждения. Центр информатизации школы (ЦИШ) был организован в МБОУ Излучинская общеобразовательная средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2, в 2011г. В структуре ЦИШ: медиатека; компьютерные классы; административная сеть; учительская сеть; бухгалтерия; специализированные учебные кабинеты.

Являясь частью ЦИШ, медиатека заметно преобразилась. Оставаясь  информационным центром учреждения, вместе с тем, она «вынуждена» была «приобрести» дополнительные опции, базирующиеся на усиленной технической базе. Своим пользователям медиатека предоставила услуги технического центра, где были оборудованы десять рабочих компьютеризированных мест с выходом в интернет, для преподавателей и обучающихся школы. Медиатека обогатила свой фонд электронными изданиями, базами данных (электронные библиотеки, иные электронные ресурсы). На электронную основу был переведен учет печатных изданий (электронные каталоги),  сформированы электронные картотеки.

Расширился штат медиатеки. Сотрудники, постоянно повышая свой профессиональный уровень, приобретали умения и навыки, позволившие им стать в авангарде формирования информационной культуры нового формата для учительского сообщества. В этом направлении, особенно в первые два года создания ЦИШ, была проделана огромная работа. Сотрудники медиатеки из школьных библиотекарей превратились в специалистов достойного пользовательского уровня. Для преподавателей школы проводились занятия по компьютерной грамотности, индивидуальные консультации, оказывалась практическая помощь в освоении инновационных программ, нацеленных на перевод основных отчетных документов на цифровую основу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы в образовательном учреждении, как основа гражданского становления личности

Данная статья предназначена для социальных педагогов, классных руководителей и заместителей директора по УВР. В статье представлена модель воспитательной системы ОУ....

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...

Рабочая программа для 5 класса образовательных учреждений на основе линии УМК «Мир английского языка» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н.М., Перегудовой Э.Ш. и др.

Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе линии УМК «Английский язык» 5 класс ...

Рабочая программа для 8 класса образовательных учреждений на основе линии УМК “Enjoy English” М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва.

Данная программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы курса английского языка к УМК &laq...

Автоматизация эвакуации образовательного учреждения на основе цикла Деминга

Реферат. Предлагаемая к рассмотрению система повышения эффективности безопасности в ОУ, основана на автоматизме процессов эвакуации учащихся....

Санитарно-гигиенические условия реализации примерной основной образовательной программы образовательных учреждений и основы безопасности образовательного учреждения (для занятий по физике)

Санитарно-гигиенические условия реализации примерной основной образовательной программы образовательных учреждений и основы безопасности образовательного учреждения (для занятий по физике). Сравнение...