Рабочие программы и КТП ФГОС ОБЖ
рабочая программа

Гесс Дмитрий Юрьевич

Данная программа и КТП разработано в сполном соответсвии с ФГОС. КТП расчитано на 35 учебных часов в год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа ОБЖ 5-9 ФГОС69.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

РАССМОТРЕНА                        СОГЛАСОВАНА                                УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО                        Заместитель директора по УВР                 приказом директора

протокол   от ________ № ___        ___________/ _______________                от _________ №_____

руководитель ШМО                        (личная подпись)           ФИО                                

____________________                ___________________________        Директор________ М.Ю. Чиркова

(личная подпись)           ФИО                                (дата)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет        основы безопасности  жизнедеятельности

Класс                   5- 9

Уровень освоения    базовый

Срок реализации      5 лет

Составитель программы        Гесс Д.Ю., учитель первой  категории

г. Узловая Тульской области,

2017 год

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для  5-9 классов составлена на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта;

- примерной программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы: проект. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 47 с. — (Стандарты второго поколения). Российская академия образования, 2010. Издательство «Просвещение», 2010;

- основной образовательной программы МБОУ СОШ № 22;

- Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы для учителей общеобразовательных учреждений под общей редакцией А.Т. Смирнова.  Москва  «Просвещение», 2010;

-  учeбников  ОБЖ 5 класса, 6 класса, 7 класса, 8 класса и 9 класса (авторы:  А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников ; Москва «Просвещение» 2012 г.).

Общие цели и задачи

Цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

Задачи :

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Принципы и подходы к формированию программы

Методологической основой программы является системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет.

Место предмета в учебном плане.

Предмет

Количество учебных часов

в неделю

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

5-9 классы

ОБЖ

1

35

35

35

 35

  34

174

Проверочные работы

1

1

1

  1

1

5

Планируемые результаты изучения ОБЖ в 5 -9 классах

Общие положения

В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

 Структура планируемых результатов:

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы: личностные,метапредметные и предметные

Личностные результаты обучения:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные  результаты обучения:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты обучения:

Выпускник научится:

  • классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
  • использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
  • использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • безопасно использовать бытовые приборы;
  • безопасно использовать средства бытовой химии;
  • безопасно использовать средства коммуникации;
  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
  • адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
  • безопасно применять первичные средства пожаротушения;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
  • использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
  • готовиться к туристическим походам;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
  • адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
  • добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
  • добывать и очищать воду в автономных условиях;
  • добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
  • подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
  • предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
  • предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
  • безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
  • классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
  • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
  • оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
  • характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
  • классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
  • планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
  • адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
  • выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
  • безопасно использовать ресурсы интернета;
  • анализировать состояние своего здоровья;
  • определять состояния оказания неотложной помощи;
  • использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
  • классифицировать средства оказания первой помощи;
  • оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
  • извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
  • оказывать первую помощь при ушибах;
  • оказывать первую помощь при растяжениях;
  • оказывать первую помощь при вывихах;
  • оказывать первую помощь при переломах;
  • оказывать первую помощь при ожогах;
  • оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
  • оказывать первую помощь при отравлениях;
  • оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
  • оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
  • готовиться к туристическим поездкам;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
  • безопасно вести и применять права покупателя;
  • анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
  • предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
  • характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
  • классифицировать и характеризовать основные положениязаконодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
  • оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
  • оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
  • оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
  • оказывать первую помощь при коме;
  • оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
  • использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
  • творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения  программы

Общие положения

Система оценки достижения планируемых результатов (далее – система оценки) является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации и служит основой при разработке образовательной организацией собственного "Положения об оценке образовательных достижений обучающихся".

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ООО являются:

  • оценка образовательных достижений обучающихсяна различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального регионального и федерального уровней;
  • оценка результатов деятельности педагогических кадровкак основа аттестационных процедур;
  • оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур.

 Критерии оценивания

Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Содержание программы

Особенности содержания программы:

За основу проектирования структуры и содержания рабочей  программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

• структурировать содержание рабочей программы  при изучении предмета в 5 — 9 классах.

Содержание учебной программы для 5—9 классов

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

1.1. Пожарная безопасность.

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной без- опасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2. Безопасность на дорогах.

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3. Безопасность в быту.

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4. Безопасность на водоемах Водоемы.

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5. Экология и безопасность.

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

1.6. Опасные ситуации социального характера.

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. 

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе.

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность.

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Опасные ситуации в природных условиях.

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

3.1. Наиболее опасные террористические акты.

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.

3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении.

Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Раздел II.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций.
    Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.
    5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.    Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.    Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.   

 5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.    Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.                                                                      
  Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.
6.1. Система борьбы с терроризмом.    Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
    6.2. Государственная политика противодействия наркотизму.

   Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие.

7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная.сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического развития человека; особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие.    Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека,обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.    Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье.8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.    Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД — угроза здоровью личности и общества. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ-инфекции.        

Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов.

 9.1. Семья в современном обществе.    Законодательство и семья. Основы семейного права в РФ. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.  Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Тема 10. Основы медицинских знаний.    10.1. Основы медицинских знаний.     Общая характеристика различных повреждений и их последствиядля здоровья человека.   Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.    Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.     Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.    Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.     Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, ихвозбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

   11.1. Правила оказания первой медицинской помощи.    Первая медицинская помощь при отравлении.    Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила испособы транспортировки пострадавшего.   Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.    Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.    Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечномударах, при отморожении.

Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

    12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.    Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера.    Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введениеобезболивающих средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.).

Общий тематический план по курсу «ОБЖ» для 5-9

        

Модуль,

раздел

Наименование разделов и тем

Количество часов

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

М I

Основы безопасности личности, общества и государства

22

25

24

23

24

Р -1

Оcновы комплексной безопасности

22

25

16

16

12

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

-

-

8

7

12

М II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13

10

11

12

10

Р-III

Основы здорового образа жизни

5

6

7

8

8

Р- IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

4

4

4

2

ИТОГО:

35

35

35

35

34

5 класс

№ модуля, раздела, темы

Темы

Количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

22

Р-1

Основы комплексной безопасности

22

Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера

6

Тема 3

Опасные ситуации природного характера

2

Тема 4

Опасные ситуации социального характера

3

Тема 5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

М-11

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13

P-I/I

Основы здорового образа жизни

5

Тема 6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

Тема 7

Факторы, разрушающие здоровье

2

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

Тема 8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

8

Всего часов

35

6 класс

№ модуля, раздела, темы

Темы

Количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

25

Р-/

Основы комплексной безопасности

25

Тема 1

Подготовка к активному отдыху на природе

6

Тема 2

Активный отдых на природе и безопасность

5

Тема 3

Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности

6

Тема 4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

4

Тема 5

Опасные ситуации в природных условиях

4

М-ıı

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Тема 6

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

Р-Ш

Основы здорового образа жизни

6

Тема 7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

6

Всего часов

35

7 класс

№ модуля, раздела, темы

Темы

Количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Р-1

Основы комплексной безопасности

16

Тема 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

Тема 2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия

4

Тема 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия

2

Тема 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия

4

Тема 5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия

3

Р-1/

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

8

Тема 2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения

3

Тема 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения

1

Тема 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения

3

Тема 5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения

1

М-ıı

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

Р-Ш

Основы здорового образа жизни

7

Тема 6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

7

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Тема 7

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

Всего часов

35


8 класс

№ модуля, раздела, темы

Темы

Количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

23

Р-ı

Основы комплексной безопасности

16

Тема 1

Пожарная безопасность

3

Тема 2

Безопасность на дорогах

3

Тема 3

Безопасность на водоемах

3

Тема 4

Экология и безопасность

2

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

5

P-ıı

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

4

Тема 6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

М-ıı

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

Р-ııı

Основы здорового образа жизни

8

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

Всего часов

35

9 класс

№ модуля, раздела, темы

Темы

Количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Р-1

Основы комплексной безопасности

12

Тема 1

Национальная безопасность России в современном мире

4

Тема 2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

3

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

3

Тема 4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

2

Р-Н

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

12

Тема 5

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

5

Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

4

М-ıı

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

Р-ııı

Основы здорового образа жизни

8

Тема 8

Основы здорового образа жизни

3

Тема 9

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

2

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2

Тема 11

Оказание первой медицинской помощи

2

Всего часов

34

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

УМК:

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

5 класс

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников  Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс, учебник  для общеобразовательных учреждений.

 М.: Просвещение, 2014 г.

Основы безопасности жизнедеятельности: программа 1- 9  классы для общеобразовательных учреждений                 /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников  – М.: Просвещение, 2014 г.

6 класс

Л А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников  Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс, учебник  для общеобразовательных учреждений.

 М.: Просвещение, 2013 г.

Основы безопасности жизнедеятельности: программа 1- 9  классы для общеобразовательных учреждений                 /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников  – М.: Просвещение, 2014 г.

7 класс

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников  Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс, учебник  для общеобразовательных учреждений.

 М.: Просвещение, 2014 г.

Основы безопасности жизнедеятельности: программа 1- 9  классы для общеобразовательных учреждений                 /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников  – М.: Просвещение, 2014 г.

8 класс

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников  Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс, учебник  для общеобразовательных учреждений.

 М.: Просвещение, 2010 г.

Основы безопасности жизнедеятельности: программа 1- 9  классы для общеобразовательных учреждений                 /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников  – М.: Просвещение, 2014 г.

9 класс

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников  Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс, учебник  для общеобразовательных учреждений.

 М.: Просвещение, 2011 г.

Основы безопасности жизнедеятельности: программа 1- 9  классы для общеобразовательных учреждений                 /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников  – М.: Просвещение, 2014 г.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»

2. Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.

3. Авторская программа по ОБЖ.

4. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков ОБЖ).                                        

5. Учебно-методические комплекты к программе по ОБЖ, выбранной в качестве основной для проведения уроков ОБЖ.  

6.Учебники по ОБЖ.

7. Научно-популярная литература по ОБЖ.  

8. Учебно-наглядные пособия.  Справочные пособия, энциклопедии по ОБЖ.    

ЦОР и ЭОР:

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Электронные приложения к учебнику.
  2. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5 – 11 класс. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2012 г.
  3. Образовательные программы и стандарты. Тематическое планирование. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012 г.
  4. Электронное издание по курсу ОБЖ.  5 – 11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2012 г.
  5. Сборник форм типовых документов, рекомендуемых для планирования мероприятий по ГО и защите населения и территорий от ЧС в организациях, учреждениях.
  6. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр.
  2. Компьютер.
  3. Экран.
  4. Проектор.

        

Оборудование кабинета

  1. Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
  2. Стол учительский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс. 35 ч

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П. ....

рабочая программа по истории ФГОС 5 класс по Ф.А. Михайловскому

Рабочая программа состалена в соответствии с ФГОС, примерной программой по истории. Содержит пояснительную записку, программу по истории 5,6 классов издательства "Русское слово" и КТП для 5 класса, 68...

Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс(по программе Коровиной)

Данная рабочая программа по литературе – 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы...

Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.

Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...

рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"

Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по...