Смысловое чтение
статья

Филиппова Ирина Викторовна

Использование различных приемов  для  развития смыслового чтения на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл смысловое чтение21.7 КБ

Предварительный просмотр:

13 областной педагогический марафон

                                                                Филиппова И. В.

                                               Учитель математики

МБОУ Большеуковская СОШ

Организация деятельности обучения в образовательном процессе с использованием педагогических технологий в условиях реализации ФГОС.

Часто встречаешься с ситуацией, когда учащиеся, имея в целом положительную установку на учение, не проявляют в достаточной степени самостоятельную познавательную активность. Чтобы ликвидировать это, необходимо изменить взгляд на ученика и на сам процесс обучения и использовать такие технологии, которые предполагают самостоятельный поиск, самостоятельное мышление. Надо сделать так, чтобы ребёнок сам стремился к получению знаний, умел добывать знания, мог помогать учиться своим товарищам. А основной путь обучения, ведущий к успеху, на мой взгляд, – сотрудничество и сотворчество учителя с учениками. К знаниям нужно идти через интерес, нужно учить работать, учить поиску, исследованиям, что и соответствует требованиям ФГОС.

Моя педагогическая задача – научить учащегося добывать самостоятельно знания, вовлекая его в проблемные ситуации исследовательской деятельности, помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, помочь ему найти своё индивидуальное место в жизни.

 Одним из альтернативных и эффективных способов решения данной задачи я считаю технологию мастерских.

    Основная цель: использовать технологию мастерских для формирования  мотивации к получению знаний через организацию самостоятельной, поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащихся.

В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, коллективного способа обучения.   Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, сам пережил какое-либо событие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание.  

   

   Используя технологию педагогических мастерских, я выделяю в учебных занятиях несколько определенных этапов:

  • 1. «Индукция» («наведение») — для создания эмоционального настроя.
  • 2. Самоконструкция. Опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения, учащиеся выдвигают гипотезы, решения или создают проекты.
  •  3. Социоконструкция. Дети работают в парах по построению определенных ранее элементов.
  • 4. Социализация. На этом этапе школьники рассматривают гипотезы, проекты, идеи в малых группах. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта.
  • 5. Афиширование. Представление коллективных работ обучающихся, ознакомление с результатами работы каждой группы.
  • 6. Разрыв. Учащиеся делают выводы, опираясь на полученные на уроке новые знания.  
  • 7. Рефлексия. Происходит анализ выполненной работы, оценивается удовлетворенность учеников от результатов их индивидуального, парного и группового труда.

Для эффективной работы мастерской на своих уроках использую методы и приемы, которые позволяют мне организовать поисковую, творческую деятельность учащихся на уроке.  

Важным принципом работы мастерской является внимание к речевому развитию: учащиеся в классе должны много говорить и записывать, задавать вопросы. Они объясняют свои действия, вслух разъясняют свои мысли, ссылаются на известные правила, факты, высказывают догадки, задают вопросы. Я приучаю их чаще задавать вопросы: «Почему?», «Как можно объяснить?», «Как ты думаешь?».

Учитель в мастерской превращается в мастера, который демонстрирует одно действие за другим, позволяя ученикам выполнять посильные задания, высказывать предположения, учит слышать товарищей, делать открытия.      Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества: круг решённых проблем, групповые творческие работы, собственное творчество учеников.

 Например, тема «Показательная функция»  в 10 классе очень подходит для творческой работы всего класса, так как показательная функция – это фактически множество функций, имеющих самые различные свойства в зависимости от основания степени. Исходя из технологии мастерской, изучение этой темы я спроектировала для 3 уроков - мастерских:

  Урок 1. Мастерская 1. «Познание теории». Цель: сформировать понятие «Показательная функция».

          Урок 2. Мастерская 2. «Изучать – значит совершать открытия для себя».

Цель: Сформировать теоретический  аппарат темы (свойства функций), развивать графические навыки.

  Урок 3. Мастерская 3. « Изучить – значит научиться решать задачи». Цель: сформировать навыки практического применения знаний о показательных  функциях.

  На каждом  таком уроке    присутствует этап, где обучающиеся осознают индивидуальное затруднение и его преодоление через создание и решение проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть интересна и понятна ученику и находиться в зоне его ближайшего развития. Каждый ученик использует свои возможности, интересы, способности. Он выбирает задания разной сложности, учитывая свой уровень знаний.

Уроки в технологии мастерских дают положительные результаты в работе.

Критериями результативности своей работы считаю: стабильный рост качества знаний учащихся, повышение активности учащихся во внеурочной деятельности. Учащиеся, подготовленные мною, принимают участие в предметной неделе, во всероссийской олимпиаде школьников по математике, в международном конкурсе «Кенгуру», в «Молодежном математическом чемпионате СТАРТ», в «Турнире им. М. В. Ломоносова по математике».

           Представленный педагогический опыт может быть использован на уроках разных предметов.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...

Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")

Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...