Я гражданин России. Рабочая программа по внеурочной деятельности.
рабочая программа (8 класс)

Я гражданин России. Внеурочная деятельность. Рабочая программа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

«Я – гражданин России»

Направление:

Духовно-нравственное

Класс:

  8-9

Количество часов:

  1  час в неделю

Учебный год:

 

  1. Пояснительная записка.

                 В основу  рабочей  программы взяты следующие нормативно-правовые документы:

  1. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  2. Закон РФ «Об образовании» (п.16, ст.50)

(«Обучающиеся воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом»);

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  3. Письмо Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
  4. Письмо Минобрнауки России от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;
  5. Письмо Минобрнауки России от 12 июля  2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций  по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»;
  6. Положение о внеурочной деятельности ГБОУ СОШ №7 города Похвистнево;
  7. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  8. Письмо министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 № МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности».
  9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» («Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т1

      13. Программа разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования. (М.: Просвещение, 2011), Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. (М.: Просвещение, 2011).

Цель программы:  

- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

- познакомить учащихся с важнейшими событиями становления Российской государственности

- сформировать у учащихся представления о месте и роли Российского государства в мировой истории, о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

- развить первичные практические навыки работы с документальными и архивными материалами;

- побудить учащихся к поисково-исследовательской созидательной деятельности;

- способствовать расширению кругозора школьников и социализации подростков.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Я - гражданин России»

       Место программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России» в учебном плане: программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» реализуется в 8 – 9 классах. Всего 35 часов в 8 классах, 34 часа в 9 классах.  Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий: занятия проводятся после всех уроков расписания. Программа носит научно – познавательное, духовно-нравственное направление и рассчитана  на проведение теоретических и практических занятий.

       Формы и методы проведения занятий:

- проведение викторин;

- экскурсии;

- поиск сайтов и извлечение нужной информации;

- проектная деятельность;

- разработка и проведение экскурсий по стендам;

- встречи;

 - подготовка сообщений, презентаций.

Методы обучения:

Словесный: объяснение нового материала, беседа с учащимися в процессе изучения новой темы.

Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов.

       Проектный: работа учащихся над индивидуальными проектами.

Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

Мы – россияне.

Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны. Экскурсия в Краеведческий музей. Малая родина в составе России. Конкурс стихов о России.

Российская государственность.

Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд. Ролевая игра «Выборы». Власть и политика. Участие граждан в управлении страной.

Россия – демократическое государство.

Демократия – власть народа: история и современность. Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем. Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.

Гражданин в экономических отношениях.

Государство в экономической жизни людей – история и современность. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей – история и современность. Экономические функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России. Экскурсия в банк «Роль банков в экономике». Встреча с работником налоговой инспекции «Налоговая политика государства».

Современное российское общество.

Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения. Встреча с представителями религиозных конфессий. Создание презентаций «Экологические проекты в России и мире».

Россия в современном мире. Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира. Пацифисты. Диспут «Современный мир».

  1. Учебно-тематический план

№ урока  

Наименование  раздела, тема урока

Кол- во часов

Форма проведения

Формы контроля

СОТ

всего

теория

практика

1.

Граждане России - россияне

1

1

беседа

диспут

технология сотрудничества

2-3

Россия – многонациональное государство

2

1

1

подготовка проектов

проекты

проектная технология

4-5

Особенности территориального устройства страны

2

1

1

подготовка проектов

проекты

проектная технология

 6-7

Традиции, обычаи, праздники народов России

2

2

поиск сайтов и извлечение нужной информации

сообщения

исследовательский метод

8-9

Малая Родина в составе России

2

1

1

рефераты

защита рефератов

технология развивающего обучения

10-11

Россия – Родина моя

2

2

стихи о России

конкурс стихов о России

технология развивающего обучения

12-13

Государство на страже закона, прав и свобод граждан

2

2

поиск сайтов и извлечение нужной информации

школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву

технология развивающего обучения

14-15

Органы власти в России. Ветви власти

2

1

1

игра

ролевая игра «Выборы»

технология проблемного обучения, технология сотрудничества

16-17

Власть и политика

2

2

встреча с депутатом городской Думы

беседа

технология сотрудничества

18-19

Демократия – власть народа: история и современность

2

2

поиск сайтов и извлечение нужной информации

стенгазеты

исследовательский метод

20

Государство в экономической жизни людей

1

1

беседа

дискуссия

технология проблемного обучения

21

Гражданский кодекс РФ

1

1

беседа

дискуссия

технология проблемного обучения

22-23

Занятость и трудоустройство в современной России

2

2

экскурсия в Службу занятости населения

экскурсия

технология сотрудничества

24-25

Роль банков в экономике

2

2

экскурсия в банк

экскурсия

технология сотрудничества

26

Налоговая политика государства

1

1

встреча с работником налоговой инспекции

беседа

технология развивающего обучения

27-28

Современное российское общество и тенденции его развития

2

2

беседа

дискуссия

технология сотрудничества

29

Научные открытия и технические достижения

1

1

беседа

дискуссия

технология сотрудничества

30-31

Многообразие религиозных конфессий

2

2

встречая с представителями религиозных конфессий

беседа

технология развивающего обучения

32-33

Экологические проекты в России и мире

2

2

создание презентаций

презентации

технология развивающего обучения

 34 (35 в 8 кл.)

Может ли человечество жить без войн

1 (2 в 8 кл.)

1 (2 в 8 кл.)

интеллектуальная неделя

дискуссия

технология развивающего обучения

  1. Ресурсное обеспечение

Литература основная и дополнительная

Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009

Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009

Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012

Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012

Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012

Медиаресурсы и пр.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

          4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,

Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

Информационно-коммуникативные средства.

1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).

2. Словарь юного географа (CD).

  1. Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты.

У обучающегося будет формироваться:

– чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

- интерес к научно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД.

Обучающиеся получат возможность научится:

- перечислять ценности демократического общества и правового государства, объяснять значение деятельности институтов гражданского общества, определять проявление демократических принципов в практике;

- называть особенности России как федеративного государства, жители которого представляют различные народы; называть народы, живущие в современной России; приводить примеры культурных особенностей разных народов России; рассказывать о государственном устройстве России; перечислять и описывать способы участия граждан в жизни страны;

- объяснять, что такое толерантность и почему для общей пользы необходимо жить в мире и дружбе представителям разных народов и культур; сравнивать культурные особенности народов России с позиции уважения социального многообразия;

- объяснять, почему любовь к Родине – это одно из важнейших чувств человека; называть поступки, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране; давать характеристику патриоту малой и большой Родины; объяснять, почему гражданственность предполагает проявление инициативы и активности в решении проблем своей малой родины;

- перечислять международные организации, в которые входит наша страна, объяснять функции этих организаций, приводить примеры их деятельности в мире, находить информацию о позициях нашей страны по наиболее важным международным вопросам;

- определять значение экономики в развитии общества;

- находить информацию о культурном многообразии России, тенденциях развития экономики страны, характеристике современного экологического состояния, информацию о роли России на международной арене, используя различные источники, в том числе и электронные; проводить самостоятельные мини-исследования;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

- составлять план поисково-исследовательского проекта;

- находить и обрабатывать информацию;

- анализировать объекты, выделять главное;

Регулятивные УУД.

Обучающиеся получат возможность научится:

- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;

- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся получат возможность научится:

- описывать конкретные факты и события;

- договариваться, приходить к общему решению;

- работать в группе;

- высказывать суждения, аргументировать

VI Система оценки планирования (лист достижений, проект, портфолио и т.д.)

ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика __ класса МБОУ «Гимназия им. А.П.Чехова»

по курсу внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

Вид деятельности.

Время учёбы (месяц)

9

10

11

12

1

2

3

4

5

ИТОГО

Регулярно посещает занятия.

Старательно и терпеливо выполняет указания учителя.

Адекватно относится к критике со стороны педагога.

Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими.

Выполняет проекты по заданной теме

Качество доклада. Системность, композиционная целостность докладов.

Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы.

Краткость, четкость, ясность формулировок

Ответы на вопросы. Понимание сущности вопроса и адекватность ответов

Полнота, содержательность ответов

Аргументированность, убедительность

ВСЕГО

Методика работы с оценочным листом

Напротив каждого из критериев ставится оценочный балл.

Он исчисляется так: если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере— 1 балл; 

при частичном присутствии — 0.5 балла; 

если отсутствуют — 0 баллов.

Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оценивания.

Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».

Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Авторская программа  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" 5, 9 классы

Рабочая программы курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" для 5 и 9 классов. 2020 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по общекультурному направлению на тему: «Я-гражданин России»_9 класс

Внеурочная работа по патриотическому воспитанию является важнейшей составной частью воспитательной и способствует развитию и совершенствованию психологических качеств личности учащихся: любознательнос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 7.класса

Рабочая программа «Я – гражданин России» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 6 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами школы,...