"Формирование у школьников толерантного отношения к национальным культурам посредством проведения командных конкурсов по этническому многообразию России"
статья

Гусевская Маргарита Викторовна

В статье анализируется проведение командного конкурса, как способ сформировать этническую толерантность у школьников.

Данная тема актуальна на сегодняшний день особенно, поскольку процент обучающихся различных национальностей в российских образовательных учреждениях увеличивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у школьников толерантного отношения к национальным культурам посредством проведения командных конкурсов по этническому многообразию России

Гусевская М. В.1

1Гусевская Маргарита Викторовна– педагог-организатор,

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «Олимп», г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется проведение командного конкурса, как способ сформировать этническую толерантность у школьников. Данная тема актуальна на сегодняшний день особенно, поскольку процент обучающихся различных национальностей в российских образовательных учреждениях увеличивается.

Ключевые слова: толерантность, национальная культура, этническое многообразие, школьники.

Formation of a tolerant attitude towards national cultures among schoolchildren through team competitions on ethnic diversity in Russia

Gusevskaya M.V.1

1Gusevskaya Margarita Viktorovna– teacher-organizer, State budgetary institution of additional education House of Children's Art "Olimp", St. Petersburg

Abstract: the article analyzes the conduct of team competition as a way to form ethnic tolerance among schoolchildren. This topic is relevant today, especially since the percentage of students of various nationalities in Russian educational institutions is increasing.

Keywords: tolerance, national culture, ethnic diversity, schoolchildren

УДК 316.342.

Актуальность данной темы обуславливается увеличением в России  количества поликультурных семей (смешанные браки), а также семей, приезжающих в Россию из других стран. В результате этого в общеобразовательных учреждениях увеличивается % детей, являющихся представителями различных наций.

Для начала посмотрим на основные понятия изучаемой темы.

Национальная культура – это совокупность духовных и материальных ценностей определенной нации, а также основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Национальная культура проявляется в деятельности общества, государства, в традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни. Главная особенность национальной культуры - это ее разнообразие, неповторимость, самобытность.

Толерантность –  терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.

Проводимые командные конкурсы по этническому многообразию  способствуют приобретению учащимися дополнительных знаний о различных субъектах Российской Федерации в экономической, культурной и исторической областях, а также о народностях стран, проживающих на территории нашей страны.

Примером такого мероприятия, является конкурс «Мозаика России». Он проводится  для учеников 6-8 классов общеобразовательных учреждений. Каждый год тема конкурса меняется: «Республики, входящие в состав РФ», «Малочисленные народы Севера России», «В Содружестве» (о народностях стран, входящих в состав СССР) и т.д.

Цель проведения конкурса-способствовать формированию у подрастающего поколения толерантного сознания, мироощущения и позитивного восприятия этнического многообразия.

Задачи конкурса обширны:

-Воспитание у детей и подростков толерантного поведения;

-Развитие познавательной активности в области исторического, экономического и культурного этноса;

-Формирования у учащихся чувства осознания себя как части многонациональной и великой страны;

-Привлечение внимания к многообразию национального состава России;

-Эстетическое и творческое развитие подрастающего поколения;

-Приобретение опыта работы в команде.

Ежегодно в конкурсе принимают участие десятки школьников, что говорит об интересе к данной теме.

Подобные конкурсы способствуют не только формированию этнической толерантности в целом, но и подталкивает к созданию толерантной среды в конкретной школе, классе.

Например, в классе есть один или несколько детей, приехавших из Беларуси или Узбекистана. Подготовка к конкурсу «Мозаика России» подталкивает детей к тому, чтобы побольше узнать от одноклассников про их нацию. Для конкурса, как правило, они выбирают именно ту страну, или нацию, к которой принадлежит одноклассник.

Таким образом, путем понимания и принятия культурного плюрализма, школьники больше узнают о культуре другой этнической группы, лучше понимают ее. То есть происходит переход к следующему уровню многокультурности.

Изучая мнение классных руководителей и родителей школьников, можно сделать вывод, что в процессе подготовки и после проведения конкурса, дети становятся более внимательными друг другу. Они не только интересуются об обычаях и культуре других стран, но стараются проявлять трепетное отношение к окружающим людям.

Список литературы/ References

1. Праздники народов России: энциклопедия, Москва: Росмэн, 2002.

2.        О.А. Северина, Т.А. Дронова. Спутник классного руководителя. Воспитание у школьников толерантности, Издательство «ГЛОБУС». Волгоград. 2008 г

3.        Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа», Министерство образования РФ. Москва. № 3 2010 г.

4.         Громова Е.Л. “Развитие этнической толерантности в школе”, Ульяновский университет. 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у школьников позитивного отношения к ЗОЖ»

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основно...

«Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранному языку и ее роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного отношения к иной культуре»

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интерес...

Формирование у школьников негативного отношения к психоактивным веществам через организацию проектной деятельности

Чем активнее форма передачи информации, чем активнее вовлечены в этот процесс школьники, чем больше каналов восприятия задействовано в процессе обучения, тем выше уровень усвоения знаний, приобретения...

«Формирование у школьников гуманного отношения к природе, через различные виды деятельности» доклад

Гуманное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, но особенно интенсивно в школьные годы, где закладываются основы формирования личности человека, ...

Опыт работы «Формирование у школьников гуманного отношения к природе, через различные виды деятельности»

Формирование гуманного отношения у школьников к природе - важная проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. В результате антр...

Статья "ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КОНКУРСА «ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ!»"

В статье дана краткая характеристика двигательной активности детей среднего школьного возраста, представлены нормативные объемы двигательной активности подростков 13-14 лет. Рассмотрен разработанный к...

Формирования у школьников целостного представления об окружающем мире посредством реализации интегрированного обучения

Как показала жизнь, задачи на уроках математики нельзя решить с помощью отдельных методических находок. В каждом классе есть дети с трудностями восприятия государственной программы по математике, а та...