рабочая программа элективного курса "Азбука гражданина"
рабочая программа (8 класс)

Цель программы обучения:

сформировать у учащихся целостное представления о конституционном праве как отдельной отрасли права, познакомиться с его историей, источниками, нормами.

Задачи программы обучения:

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о конституционном строе Российской Федерации;

- воспитание социально – активной личности, знающей и защищающей свои права, выполняющей свои обязанности;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных жизненных задач.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_azb_grazhdanina.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Азбука гражданина» для 7-8 кл  предназначена для учащихся, желающих получить более глубокие правовые знания. Причиной введения данного курса является большой интерес данных классов к курсу обществознания (включая экономику и право). Рабочая программа рассчитана на 17 часов, в том числе 1 повторительно – обобщающий урок. Элективный курс «Азбука гражданина»  изучается в течение полугодия по 1 часу в неделю.

Преобладающей формой организации учебного процесса являются комбинированные уроки и практические работы с фрагментами Конституции РФ. Формой текущего и итогового контроля  являются устные ответы учащихся и тесты, составленные в формате ГИА.

Кроме этого на уроках используются раздаточные папки со справочными материалами, которые при описании в Рабочей программе учебно – методических средств указаны как (СМ)  и компьютерные презентации (КП).

Цель программы обучения:

сформировать у учащихся целостное представления о конституционном праве как отдельной отрасли права, познакомиться с его историей, источниками, нормами.

Задачи программы обучения:

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о конституционном строе Российской Федерации;

- воспитание социально – активной личности, знающей и защищающей свои права, выполняющей свои обязанности;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных жизненных задач.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса «Азбука гражданина» ученик должен:

Знать /понимать:

  • конституционные нормы Российской Федерации;
  • структуру политической системы Российской Федерации;
  • права и свободы гражданина Российской Федерации.

Уметь:

  • приводить примеры ситуаций, регулируемых конституционным правом;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, ИНТЕРНЕТ, учебный текст и другие адаптированные мнения), различать в социальной информации факты и мнения;
  • вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога;
  • объяснять значение основных понятий и терминов:

наименование раздела

основные понятия и термины

Конституционное право

государство, писанные и неписанные конституции, конституционализм

Конституция Российской Федерации

конституция, политическая система, суверенитет, национально – государственное устройство, федерация, конфедерация, унитарное государство, парламентская и президентская республики, политические режимы (демократический, авторитарный, тоталитарный), законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть,

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.

  1. Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Раздел «Конституционное право»

5

2

Раздел «Конституция Российской Федерации»

12

Итого:

17

  1. Календарно – тематический план элективного курса «Азбука гражданина»  11 класс (17 часов)

урока

тема

часы

учебно – методические средства

дата

план

факт

Раздел №1 «Конституционное право»

5

1

Понятие государства

1

КП «Понятие государства», КП «Происхождение государства», таблицы «Государство и его функции», «Формы государства» (СМ)

2

Вопросы истории и теории конституционного права

1

3

Конституционный вопрос в России

1

4

Принятие Конституции Российской Федерации

1

5

Повторительно – обобщающий урок по теме «Конституционное право»

1

проверочный тест по разделу

Раздел №2 «Конституция Российской Федерации»

12

6

Основы конституционного строя

7

Права и свободы человека и гражданина

8

Виды национально – государственного устройства.  

таблица «Формы государственного устройства» (СМ), таблица «Политика и право»

9

Федеративное устройство Российской Федерации

10

Типы политических режимов

таблицы «Типы политических режимов», «Характеристика политических режимов (СМ),

КП «Демократия»

11

Президент Российской Федерации

схема «Структура государственной власти в Российской Федерации» (СМ)

12

Федеральное собрание

схема «Структура государственной власти в Российской Федерации» (СМ)

13

Правительство Российской Федерации

схема «Структура государственной власти в Российской Федерации» (СМ)

14

Судебная власть

15

Местное самоуправление

16

Конституционные поправки и пересмотр конституции

17

Повторительно – обобщающий урок по теме «Конституция Российской Федерации»

проверочный тест по разделу

5. Содержания программы учебного курса

        

Раздел №1 «Конституционное право».

        Подходы к определению государства. Происхождение государства. Функции государства. Формы государства.

        Понятие конституции. Способы принятия конституции. Место и значение конституции в ряду других правовых актов. Виды конституции. Конституционное (государственное) право. Конституционализм. первая писанная конституция.

        Правовое регулирование государственной власти и управления в старой России. Первые упоминания о конституции. Манифест 17 октября 1905 года. Основные государственные законы Российской империи. Советские конституции.

Необходимость конституционной реформы в 90-е годы XX века.  Характеристика Конституции РФ 1993 года.

Раздел №2 «Конституция Российской Федерации»

        Основы конституционного строя России. Права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ.

        Федерация. Конфедерация. Унитарное государство.

        Основы федеративного устройства Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации и Субъектов Федерации.

        Понятие политического режима. Тоталитарный политический режим. Авторитарный политический режим. Демократический политический режим.

        Президент Российской Федерации, его полномочия.

        Федеральное собрание  - парламент Российской Федерации. Структура Федерального собрания. Формирование палат Федерального собрания. Принятие законов в Российской Федерации.

        Формирование Правительства Российской Федерации и его полномочия.

        Система судебной власти Российской Федерации. Компетенция Конституционного суда Российской Федерации. Компетенция Верховного суда Российской Федерации. Компетенция Высшего Арбитражного  суда Российской Федерации.

        Местное самоуправление и исторические традиции. Самостоятельность местного самоуправления.

        Порядок внесения поправок к Конституции и ее пересмотра.

6. Средства контроля

При осуществлении текущего контроля знаний в форме устного ответа используются  следующие критерии оценки:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

При осуществлении текущего и итогового контроля в форме тестов в формате ГИА  используются следующие критерии оценки:

задания части А – 1 балл за каждое задание,

задания части В – 1- 2 балла за каждое задание,

задания части С – до 2 баллов за каждое задание, в зависимости от степени выполнения.

Отметка по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

% от максимальной суммы баллов

0 – 30 %

31 – 55 %

56 - 80 %

81 – 100 %

7. Учебно – методические средства обучения

Литература для учителя:

  • Драхлер А.Б. Рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова, А.С. Прутченкова «Граждановедение», - М.: Дрофа, 2001
  • Журналы «Преподавание истории и обществознания в школе»   2000 - 2012 годы
  • Конституция Российской Федерации. Текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2009
  • Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учебное пособие. – М.: АСТ, 1997
  • Никитин А.Ф. Конституционное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика» 9 класс, М.: «Дрофа», 1998
  • Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2007
  • Соколов Я.В.,  Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно – внедренческий Центр «Гражданин», 2002

Справочная литература

  • Энциклопедия для детей. том 21. Общество. Экономика и политика. М.: «Аванта +», 2002

Литература для учащихся:

  • ГИА -2010: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме – М.: АСТ: Астрель, 2010
  • Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2011/ФИПИ. – М.: «Интеллект – Центр», 2011
  • Чернышева О.А., Пазин Р.В. Обществознание 9 класс, подготовка к государственной итоговой аттестации 2010 – Ростов н/Д: Легион, 2009

Образовательные ресурсы сети Интернет:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

Рабочая программа курса "Азбука гражданина" для 9 класса

Данная программа предназначена для более глубокого изучения конституционного права, наиболее сложных вопросов современного государственного устройства, в комплексе с уроками обществознания окажет боль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Государство и гражданин» 9 класс

   Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов и является вариантом элективного курса по выбору учащихся гуманитарной специализации; относится к предметной области «Обществознан...

Рабочая программа кружка «Я – гражданин». 5 класс (Внеурочная деятельность)

laquo;……вопрос о патриотическом воспитаниимолодёжи – это разговор о самом главном:о  ценностях,  о  нравственных  основах на которых   мы  можем...

Рабочая программа кружка "Я - Гражданин"

Воспитание патриотизма являлось особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных рус...

Рабочая программа курса "Я-гражданин России" 5 Г класс 2021-2022 учебный год

рабочая программа курса "Я-гражданин России" 5 Г класс 2021-2022 учебный год...