Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ"
статья

Туманова Ирина Игоревна

Самоподготовка - важней этап формирование личности школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

          Разновозрастный состав группы продленного дня вызывает много затруднений в работе воспитателя.

          Пятиклассники требуют к себе большего внимания, поэтому с их учителями приходится чаще беседовать по содержанию домашнего задания и об успеваемости детей. Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять задание, что сделать дополнительно, кому из учащихся нужна помощь т.д. К тому же, советуясь с учителями, воспитатель лучше узнает своих воспитанников, их сильные и слабые стороны. Учителю же полезно знать, как выполняет домашнее задание каждый ученик. Это важная информация для его работы.

         Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке с учетом индивидуальных особенностей детей, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантируют прочное усвоение учащимися программного материала, а следовательно качественное и быстрое выполнение домашних заданий. Н.К.Крупская говорила « Нужно, чтобы ученику была понятна цель задания и эта цель воодушевляла его. Тогда он может с увлечением проделать очень много неинтересной, но нужной работы».

         Основные требования к ученику в процессе самоподготовки – самостоятельность, прилежание, экономное использование времени. Но нужно, конечно,  помнить, что у детей может быть не всегда устойчивое внимание, и что не у всех выработаны необходимые навыки самостоятельной работы, и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправданна. Однако ученик должен знать, что прежде всего нужно самому внимательно относится к учебному труду: прочитать задание, продумать  его выполнение, вспомнить, как это делалось в классе, то есть он обязан научиться преодолевать трудности обучения сам. Выполнять домашнюю работу следует вначале на черновике, а потом переписать начисто.

          Активная помощь требуется ребенку, если он пропускал занятия по болезни и поэтому плохо усвоил материал. Тогда нужно постараться как можно скорее устранить этот пробел в знаниях учащегося. Иначе ученик может потерять веру в свои силы и интерес к изучаемому предмету. Но как  только он освоит пропущенный материал, необходимо снова приучать его к самостоятельной работе.

         Убеждать приходится не только детей, но и родителей, которые готовы заменить домашний контроль репетиторством. Есть дети, которые какое- то время действительно нуждаются в занятиях дома. Но это должно быть дополнением к тому, что задано в классе. Домашнее же задание необходимо выполнять в группе продленного дня. Только так привыкнет ребенок трудиться, приобретет прочные знания. А полученные с детства уроки самостоятельности принесут ему радость и уверенность в своих силах.

         Перед занятиями следует заранее предусмотреть все, что может помешать детям работать.

Детей очень дисциплинируют во время занятий стоящие на столе часы, строгий регламент ( например, на задание по русскому языку отводится 20-30 минут). Это помогает воспитывать в школьниках организованность, собранность.

         Задания по своей сложности бывают разные, и  не все дети выполняют их одновременно. Не сразу учатся ребята правильно рассчитывать свое время. Вначале они часто не представляют себе реально отведенный им отрезок времени и торопятся. Важно убедить их, что можно все хорошо сделать, если не спешить, но работать надо сосредоточенно, целеустремленно. Необходимость соблюдения сроков мобилизует ребят. А узнав цену времени, они становятся очень чуткими к нарушению режима, с удовольствием отмечают те дни, когда идеально соблюдали распорядок.             Ребята с большой радостью занимаются внеучебной деятельностью, если чувствуют, что заслужили право на это разумным использованием времени, то есть они уже испытывают удовлетворение от того, что время не уходит бесцельно.

               Для воспитателя бывает сложным не только момент начала занятий по самоподготовке, но и их завершение, когда одни дети ещё работают, а другие уже успели все сделать. Здесь все зависит от педагогического таланта воспитателя заинтересовать учащихся и другими видами деятельности, чтобы они не скучали без дела и не мешали остальным.

              Практика оценки воспитателем выполнения заданий повышает качество работы детей. Н.К.Крупская подчеркивала: « Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учет выполнения заданий… Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности».

             В зависимости от того, как складывается работа, задания по одному предмету могут быть проверены у всех учеников, а по другому – выборочно. При этом не следует забывать об эмоциональном факторе оценки. Одни ребята, выполняющие работу хорошо и своевременно, нуждаются в сиюминутном одобрении, а другие – стараются лучше выполнить задание, чтобы не получить плохую отметку.

              По многим причинам целесообразно готовить в группе уроки по русскому языку и математике. А остальные предметы разумнее перенести на дом. После выполнения сложных письменных заданий школьнику нужен длительный перерыв. Кроме того, выполнение устных заданий по  предметам требует большей изолированности по самому характеру этих занятий.  И они  больше располагают к контакту ребенка с родителями, который совершенно необходим и той и другой стороне. При его длительном отсутствии, неучастии родителей в учебных делах детей связь между разрушается, что приводит подчас к печальным последствиям.

             Нужно коснуться еще одного момента в борьбе за качество выполнения домашнего задания.

            Разновозрастный состав группы имеет свои минусы, но  в то же время влияние старших ребят на младших дает некоторые преимущества. Опыт старших ребят полезен во время самоподготовки.

           В заключение нужно отметить, что самым большим недостатком в работе групп продленного дня является превращение их в репетиторские. В этом случае изначально убивается самостоятельность и совершенно исчезает чувство ответственности. У ребенка появляется иждивенческая психология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоподготовка как один из основных этапов в режиме группы продленного дня

Материал для самообразования педагогов группы продленного дня...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Самоподготовка - важный этап в формированиии подрастающей личности...

Статья "ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В современном мире наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития. Правильная организация интегрированного обучения детей с ЗПР в среде нормально...

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5-9 классов

Рекомендации по организации самоподготовки в ГПД для обучающихся с ОВЗ(ЗПР) 5-9 классов....

Основные компоненты содержания воспитательного процесса в условиях работы группы продленного дня

Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует...