Из опыта работы " Роль семьи в воспитании детей"
методическая разработка

Завадская Марина Владимировна

Методические рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации22.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     
                                                                                 Завадская М.В., учитель английского языка

                                                                                        ГБОУ СОШ № 591 Невского района

 Санкт-Петербурга

Роль семьи в воспитании детей старшего школьного возраста (из опыта работы)

Подростковый возраст - трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолений негативных поступков и проявлений в поведении. 

Большинство родителей волнует вопрос как будет себя вести их ребенок достигнув подросткового периода. Зная о том, что этот возраст считается самым проблемным, поэтому на воспитание подростков следует обратить особенное внимание, хотя не во всех семьях этот возраст проходит болезненно. Зависит это от характера ребенка и взаимоотношений между членами семьи и родителей, воспитавших ребенка в любви и научившие его быть дисциплинированным. Эти качества  помогают пережить сложный период, когда этот человечек считает себя взрослым может все, а вокруг него, как ему кажется, царит непонимание. Ребенок начинает сам действовать, ощущая свою взрослость и независимость, пытаясь само выражаться, показывая родителям, что для него авторитет друзей выше авторитета родителей, способен нахамить и обидеть и создать немало проблем. В нем просыпается бунтарь, потому что уверен — молодежь более продвинута во многих вопросах и поэтому бросает вызов старшему поколению, да и себе тоже. В этот период родители должны набраться терпения, не критикуя, а сопереживая, помочь ребенку выйти из кажущегося состояния взрослости, из-за которого возникают трудности и проблемы внутреннего состояния, куда закрывает двери от близких, думая о том, что сам со всем справится. Не оставляйте ребенка один на один со своими проблемами, старайтесь объяснить как на данный момент он должен поступать или почему нельзя чего-то делать. Договаривайтесь с подростком, убеждайте и он почувствует, что его уважают и считаются с его мнением. Только после этого и появится взаимопонимание. Ни к чему впадать в крайности, потому что воспитание подростка очень ответственное дело. Начинать воспитательный процесс нужно не тогда когда возникают серьезные проблемы и о зрелой личности говорить не приходится, а с раннего детства, прививая ребенку любовь и заботу.

Несомненно, роль семьи в воспитании подростка имеет огромное значение в период его становления как личности. Приобретенные в детстве привычки он несет в свою взрослую жизнь, тем самым облегчая или усложняя ее, в зависимости от того, что приобрел в семье.

В  здоровых  семьях  родители  и  дети  связаны  естественными  повседневными  отношениями.  В  педагогическом  смысле  это  означает  мировоззренческие,  нравственные,  эмоциональные,  интеллектуальные,  деловые  связи  родителей  и  детей,  тесное  общение  между  ними,  в  результате  которого  возникает  душевное  единение. В счастливой полноценной семье вырастают сильные личности, а у тех родителей, которые не сдерживая свои эмоции, придираясь по малейшему поводу, подавляли своего ребенка, он вырастет с чувством своей неполноценности и возможно, так же будет вести себя в будущей семье.  Предъявляя требования к своему ребенку, родители должны искать подход к нему, учитывая нормы и морали в воспитании - стать другом и быть педагогом, который принимает правильные и нравственные решения в той или иной ситуации. В противоположном воспитании, где присутствует насилие и приказы, у этих родителей ребенок просто станет грубым, начнет лгать и попросту возненавидит своих близких людей. И как личность он тоже не состоится, потому что у подростка нет самостоятельности, чувства достоинства, веры в себя и инициативности, потому что все эти качества были сломлены в семье. Нельзя игнорировать интересы и мнение ребенка, лишать право голоса в тех ситуациях, когда касается лично его - все это гарантирует серьезные неудачи в формировании его личности.

Влияние  семьи  и  ее  компонентов  на  развитие  и  формирование  личности  имеет  сложный,  полифункциональный  характер.  Формирующий  потенциал  семьи  определяется  возможностями,  условиями  осуществления  каждой  конкретной  семьей  развивающих  функций.  Формирующий  потенциал  зависит  от  многих  обстоятельств:  социокультурного  статуса  семьи;  освоения  родителями  новых  социальных  ролей;  условий  и  образа  жизни  семьи;  состава  семьи,  стиля  отношений  в  семье;  общей  духовной  атмосферы;  ценностных  ориентаций  родителей;  ценность  семьи.  Формирующий  потенциал  семьи  в  целом  определяют  как  степень  ее  возможностей  в  формировании  личности,  реализующихся  через  все  стороны  ее  деятельности,  функций. Семейное  воспитание  очень  результативно,  так  как  осуществляется  непрерывно  и  одновременно  охватывает  все  стороны  формирующейся  личности.  Оно  строится  на  основе  устойчивых  контактов  и  эмоциональных  отношений  детей  и  родителей  между  собой.  Глубокий  постоянный  психологический  контакт  с  ребенком  -  это  универсальное  требование,  которое  в  одинаковой  степени  может  быть  рекомендовано  всем  родителям.  Контакт  необходим  в  воспитании  каждого  ребенка  в  любом  возрасте.  Причем  роль  идет  не  только  об  естественных  чувствах  любви  и  доверия,  но  и  об  ощущениях  детьми  своей  безопасности,  защищенности,  возможности  делиться  переживаниями,  получать  помощь  от  взрослых.  Семья  –  социальный  институт  формирования  личности.  Формирование  личности  –  это  процесс  освоения  специальной  сферы  общественного  опыта.  Ведь  в  результате  этого  освоения  происходит  формирование  новых  мотивов  и  потребностей,  их  преобразование  и  соподчинение.  Второе  «рождение»  личности  (по  А.Н.  Леонтьеву)  приходиться,  как  раз  на  подростковый  период  и  связано  с  осознанием  мотивов  своего  поведения  и  возможностью  самовоспитания.  Выражается  в  появлении  стремления  и  способности  осознать  свои  мотивы  и  проводить  активную  работу  по  их  подчинению  и  переподчинению.

Именно  семья  обязана  формировать  физически  и  психически  здоровую,  интеллектуально  развитую  личность,  готовую  к  предстоящей  трудовой,  общественной  и  семейной  жизни. Межличностные  отношения  в  семье,  их  влияние  на  формирование  личности  и  поведения  детей–подростков  заключается  в  стабильности  семейной  среды.  Ибо  доминанта  ее  -  эмоциональная  уравновешенность  и  психическое  здоровье  ребенка. 

В  подростковом  возрасте  отношения  с  родителями  переходят  на  качественно  новый  этап.  Специфика  взаимоотношений  «семья-подросток»  обусловлена  в  первую  очередь  задачами  формирования  и  осознания  подростком  своей  идентичности,  коренными  преобразованиями  мотивационной  сферы.  У  подростка  одновременно  сосуществуют  два  типа  потребностей:  потребности  в  уважении,  самоопределении  и  потребности  в  поддержке  и  присоединении  к  семейному  «мы».  И.С.  Кон  заявляет,  что  нет  практически  ни  одного  социального  или  психологического  аспекта  поведения  подростков  или  юношей,  который  не  зависел  бы  от  их  семейных  условий  в  настоящем  или  прошлом.

Подростничество,  по  утверждению  психологов  О.Н.  Истратовой  и  Т.В.  Эксакусто,  традиционно  делится  на  две  фазы:  негативную  (собственно  критическую)  –  младший  подростковый  возраст  (11-13),  и  позитивную  –  старший  подростковый  возраст  (13-15  лет). Конечно,  подростку  еще  далеко  до  истинной  взрослости  –  и  физически,  т  психологически,  и  социально.  Он  объективно  не  может  включиться  во  взрослую  жизнь,  но  стремится  к  ней  и  претендует  на  равные  с  взрослым  права.  Новая  позиция  проявляется  в  разных  сферах,  чаще  всего  -  во  внешнем  облике,  в  манерах.

Одновременно  с  внешними,  объективными  проявлениями  взрослости  возникает  и  чувство  взрослости  –  отношение  подростка  к  самому  себе  как  взрослому,  представление,  ощущение  себя  в  какой-то  мере  взрослым  человеком.  Эта  субъективная  сторона  взрослости  считается  центральным  новообразованием  младшего  подросткового  возраста. Наряду  с  чувством  взрослости  Д.Б.  Элькониным  рассматривается  подростковая  тенденция  к  взрослости:  стремление  быть,  казаться  и  считаться  взрослым.  Желание  выглядеть  в  чужих  глазах  взрослым  усиливается,  когда  не  находит  отклика  у  окружающих. К  старшему  подростковому  возрасту,  взрослый  для  ребенка  начинает  играть  роль  помощника  и  наставника.  В  нем  подросток  оценивает  прежде  всего  личные  качества,  такие  как  справедливость,  разумная  требовательность  и  порядочность 
Методы  воспитания  детей  в  семье  –  это  способы,  с  помощью  которых  осуществляется  целенаправленное  педагогическое  влияние  родителей  на  сознание  и  поведение  детей. Поэтому  методы  семейного  воспитания  несут  на  себе  яркий  отпечаток  личности  родителей  и  неотделимы  от  них.  Сколько  родителей  –  столько  разновидностей  методов.  Например,  убеждение  у  одних  родителей  –  мягкое  внушение,  у  других  –  угроза,  крик.  Когда  в  семье  отношения  с  детьми  близкие,  теплые,  дружеские,  главный  метод  –  поощрение.  При  отчужденных  отношениях,  естественно,  превалируют  строгость  и  наказание.  Методы  очень  зависят  от  установлены  родителями  воспитательных  приоритетов:  одни  хотят  воспитать  послушание,  а  поэтому  методы  нацелены  на  то,  чтобы  ребенок  безотказно  выполнял  требования  взрослых.  Другие  считают  более  важным  учить  самостоятельному  мышлению,  проявлению  инициативы  и,  естественно,  находят  для  этого  соответствующие  методы.

Только  в  целенаправленном  воспитании  происходит  действенное  формирование  человека  как  личности.  Особенно  важно  это  в  подростковом  возрасте,  доминантой  которого  является  интимно-личностное  общение.  Доверие,  уважение,  понимание,  любовь  –  то,  что  должно  присутствовать  в  отношениях  с  родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей»

Добрый вечер, уважаемые родители. Вы – люди, у которых разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут ст...

Роль семьи в воспитании детей

В каждой семье важное место занимают дети. И почти в каждой семье родители понимают, что обуть и одеть ребенка, накормить его – недостаточно. Надо его воспитать. К сожалению, обязанности воспитания ча...

"Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей......"

Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), н...

Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса

В материале идет речь о совместной деятельности семьи и школы в достижении нового качества образования, обеспечивающего «подготовку разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традиц...

Статья на тему "Роль семьи в воспитании детей"

Данная статья  может быть использована при подготовке к родительскому собранию (любой возраст учащихся)...

Статья " Роль семьи в воспитании детей среднего школьного возраста (из опыта работы)"

Подростковый возраст-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"

На родительском собрании  применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирован...