Коучинг — инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся
статья

Васекина Галина Александровна

Мастер-класс по теме: "Коучинг — инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_vasekina_g.a.docx166.28 КБ

Предварительный просмотр:

Коучинг — инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся

Г.А. Васёкина

учитель математики

МБОУ «ЧСОШ №1 с УИОП»

Белгородская область, п. Чернянка

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Для организации нашего взаимодействия  произнесите фразу «Я - педагог» по цепочке с разными интонациями, в зависимости от  эмоций, изображенных на картинке в вашей группе.

Как вы понимаете высказывание: «Люди хорошо и с удовольствием работают, учатся и дают ожидаемый результат не когда ДОЛЖНЫ, а когда ХОТЯТ».

То, что ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЕТ оказывает больше влияние на результаты его работы, чем то, что он умеет делать.

Новые ФГОС меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоит не столько в передаче знаний, умений и навыков, а  в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе или колледже.

Главная задача обучения в школе  состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Концепции современного образования максимально соответствует коучинговый подход как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

Коучинг в образовании – инновационная технология актуализации внутренних ресурсов обучающегося в достижении планируемого результата. Коучинг является также инновационной технологией поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся, что особенно актуально в условиях личностно-ориентированного образования.

Педагогический коучинг – это целенаправленный процесс, который может проводиться как в форме индивидуальных занятий, так и в рамках организационного консультирования. Технология педагогического коучинга является базовой моделью тьюторства для сопровождения процесса индивидуального образования в школе. На коучинг-занятиях происходит мотивирование учащихся на осознание необходимости постоянного саморазвития.

Главным на занятиях по принципу коучинга  являются инструменты коучинга «Четыре вопроса планирования», «Колесо баланса», «Линия времени». Посредством использования данных  приемов коучинга происходит стимуляция  обучающимися своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, способствующего  индивидуально-личностному саморазвитию.

Четыре вопроса планирования    помогают учащимся  определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего им необходима учебная деятельность.

 «Колесо баланса» позволяет воспитать у учащихся способность самостоятельно анализировать свои сильные и слабые стороны, определять зоны развития, разрабатывать шаги на пути к изменениям. Колесо содержит 6 или более спиц, каждая из которых означает отдельную область, тему.

Оси колеса — это шкалы от 1 до 10 баллов. При этом «10» означает уверенное владение данным умением, а «1» - только знание о его существовании. Глядя на полученную фигуру, можно увидеть какие трудности испытывают учащиеся  при  изучении темы.

Подобные «Колеса» мы  делаем и при подготовке к ГИА по математике  по каждому умению или элементу содержания из спецификации к ЕГЭ по математике, и по номерам заданий части В и части С.

«Линия времени» представляет собой векторную стрелку из прошлого в будущее через осознание настоящего. Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого результата, способностей и возможностей учащегося. Эта линия помогает  выстроить индивидуальный маршрут восстановления пробелов в знаниях, умениях, изучения нового, прояснения непонятого. Возможности информационно-коммуникационной среды позволяют организовать дальнейшую работу по выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий учащихся: учащиеся могут познакомиться на сайте СЭДО школы с учебным курсом «Задачи повышенной сложности», пройти  он-лайн тестирование в формате ЕГЭ, поработать с открытым банком заданий ЕГЭ.

 Уважаемые коллеги, ваши ожидания от нашего занятия?

«Четыре вопроса планирования»

Ощущения:

какие ощущения я хочу получить?

Знания:

чему я хочу научиться?

Изменения:

какие изменения я хочу внести (в свою жизнь/работу и т.п.)

Вызовы:

с какими вызовами я встречусь?

Я надеюсь, вы получите основные идеи о новых коуч-инструментах в работе педагога, о прогрессивной методике воспитания. Надеюсь, что мой мастер-класс поддержит вас, придаст уверенность в том, что вы уникальны и именно наша профессия одна из наиболее востребованных сегодня.

В стандарте нового поколения  образования основными результатами обучения считаются формирование универсальных способов, действий, умения учиться, которые проявляются через способность к самоорганизации, саморазвитию, самосовершенствованию. Требования ФГОС ориентируют на формирование у школьников регулятивных метапредметных умений, составляющих основу учебной деятельности (умения учиться). Регулятивные умения учащихся включают в себя умения целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, рефлексии, что полностью коррелирует с конструктивными педагогическими умениями. Педагоги, освоившие приёмы коучинг-технологии при формировании собственных конструктивных умений осознанно применяют полученные знания в своей дальнейшей педагогической практике для формирования у младших школьников регулятивных умений и диагностики их развития.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам поработать с «Колесом  достижений».

«Колесо достижений»

C:\Users\Sergey\Desktop\482_01.jpg

 Каждый сектор этого колеса соответствует конструктивным умениям современного педагога и содержит оценочные шкалы от 1 до 10 по каждому умению: 1– знаю о существовании такого умения; 2 – понимаю сущностное содержание термина; 3– могу сформулировать определение понятия целеполагание, планирование, прогнозирование и т.д.; 4 – понимаю, зачем мне необходимо это умение; 5 – умею выполнять данное действие; 6 – умею самостоятельно выполнять данное действие в рамках своей учебной дисциплины;  7 – владею данным умением в рамках любых учебных дисциплин;  8–владею различными способами целеполагания, планирования, прогнозирования и т.д.; 9 – могу обучить другого человека данному умению;

10 – систематически применяю данное умение в любых жизненных ситуациях.

 Отметьте на каждой из спиц точку, которая соответствует степени вашей удовлетворенности состоянием дел в обозначенной области. Соедините все точки, чтобы получилась фигура.

-Взгляните на то, что у вас получилось? В идеале должен получиться круг.

-Если бы данный круг действительно был колесом, то какие ощущения вызвала бы езда на таком колесе.

-Какие мысли приходят вам в голову?

Глядя на фигуру, можно увидеть проблемные зоны, на решение которых и надо направить усилия педагога.

-Посмотрите внимательно. И найдите тот сектор, изменения в котором сразу же повлекут за собой изменения к лучшему во всех секторах.

-Когда эти изменения произойдут , как будет выглядеть ваше колесо?

-Проведите проверку. Посмотрите конкретно,  как изменения в этом секторе повлияют на каждый из ваших секторов. Отметьте пунктиром новые значения.

А как, по вашему мнению, можно решить проблему «пробелов»?

Посоветовавшись, наметьте в группе ваши ближайшие действия на «Линии времени».

C:\Users\Sergey\Desktop\482_02.jpg

Укажите на линии времени, в конце,   момент, когда  вы сможете достичь этой цели. А теперь посмотрите из будущего на пройденный путь. Напишите, какие   3 первых шага, которые  вы можете  сделать в самое ближайшее время, чтобы сдвинуть  эту область. И соответственно сдвинутся все остальные.

– Что конкретно будете делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный? – Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?

Применяя линию времени, мы не навязываем свою позицию. Наоборот, мы вдохновляем  на новые шаги.  Учащиеся получают импульс двигаться, делать это ответственно и сообща.

Похлопайте в ладоши те, кто чувствует себя сейчас особенным, оцененным и  верящим в себя.

Коучинг  является кладезем полезных педагогических приемов. Они помогают работать не против (напротив)  учащихся , а вместе с ними, ради взаимного развития и вдохновляющего результата. Визуализация позволяет выделить главное, найти правильное соотношение, составить план, оценить себя.

Педагоги, освоившие приёмы коучинг-технологии при формировании собственных конструктивных умений, осознанно применяют полученные знания в своей дальнейшей педагогической практике для формирования у школьников регулятивных умений и диагностики их развития.

Продолжите фразу: «Спасибо, я сегодня научилась у вас...». 

Итак, мы сегодня действовали рука об руку, стремясь к личностному и профессиональному росту. Никакие современные технологии не могут заменить человеческого общения. Меняют школу люди – носители нового. И учителя, и методисты, и авторы ЭОРов, учебников и программ… Все мы, объединившись, сможем реально сделать шаг к новому.

Пусть же каждый из нас будет метеорологом, предвидящим погоду в классе. Пусть изменчивый характер носит методика преподавания, но неизменными остаются профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность. Пусть никогда «не грянет буря» в школе. Пусть всегда в наших школах будет много солнечного света. А источником этого света должны стать мы с вами, дорогие коллеги.

Спасибо всем за прекрасную работу, проходившую в атмосфере взаимного доверия, сотрудничества и взаимодействия.

Список литературы.

  1. Баранова, О. И. Коучинг-технология как способ формирования умений соуправления учением у студентов – будущих учителей начальных классов и младших школьников [Текст] / Баранова О. И // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 6–10.
  2.  Гульчевская, В. Г. Коучинг – эффективная технология педагогического сопровождения и поддержки индивидуально- личностного развития обучающихся [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://nauka-it.ru/attachments/article/1331/
  3. Пырков, В.Е. Коучинговый подход в обучении старшеклассников как технология реализации современного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://gulchevskaya.ru/wp-content/uploads/2012/11/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО и технологии.

Одна из целей организации учебного процесса на уроках ИЗО состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, ...

Система работы МО классных руководителей по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развитием школьников.

Создание системы работы методического объединения по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развити...

«Инновационные технологии личностно-ориентированного обучения в преподавании английского языка».

В материале представлена статья выступления по теме "Инновационные технологии  личностно-ориентированного обучения в преподавании английского языка....

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...

Инновационные технологии поддержки талантливых детей

Инновационные технологии поддержки талантливых детей...

Интеграция традиционной методики и инновационных технологий на уроках английского языка с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях дистанционного обучения

Реализация  ФГОС второго поколения активизировала интерес к применению  современных образовательных технологий, в том числе и информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном ...

Методический материал: "Инновационные технологии на уроках изобразительного искусства как основа развития познавательной и творческой деятельности у учащихся"

Преподавание ИЗО в школе должен помо­гать детям познавать окружающую действительность, видеть и пони­мать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремле­ние заботиться о красоте...