Инновационные технологии поддержки талантливых детей
проект на тему

Патутина Людмила Васильевна

Инновационные технологии поддержки талантливых детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Проект

«Инновационные технологии поддержки талантливых детей»

2014 г.


Проект

Тема  проекта: «Инновационные технологии поддержки талантливых детей »

Цель: проектирование и реализация системы поддержки  талантливых детей на основе применения современных педагогических технологий.

Задачи:

  1. Создание условий для расширения сферы деятельности талантливых детей, включая социальное партнерство.
  2. Организация обучения талантливых детей по индивидуальным образовательным траекториям.
  3. Создание системы тренингов психологической подготовки и  реабилитации для участников олимпиад, конкурсов, экзаменов и др. испытаний.
  4. Создание условий  психолого-педагогической  поддержки  талантливых детей с ограниченными возможностями.
  5. Исследование развития талантливых детей на основе комплексной системы психолого - педагогического мониторинга с применением ИКТ.
  6. Внедрение технологии педагогического прогнозирования успешности талантливых детей.

 Основная идея:

1. Отбор, разработка и внедрение педагогических технологий поддержки талантливых детей в условиях школы.

2. Педагогическое содействие  становлению учащегося, обладающего компетенциями конкурентоспособной личности, развитым инновационным стратегическим мышлением, социальной мобильностью, направленного на конструктивное преобразование нашего общества.

Актуальность.

В российском обществе и образовании произошли и происходят серьезные и глубокие изменения. Активизируются процессы национального и политического самосознания, как взрослых людей, так и подрастающего поколения, возрастает мера ответственности личности, как за свою судьбу, так и за судьбу своего города, страны.

Талантливые люди являются драгоценным ресурсом нации. Прогресс цивилизации напрямую зависит от деятельности талантливых личностей. В настоящее время требуются существенно иные подходы, которые могут быть выработаны людьми, обладающими гибким и нестандартным мышлением, умением успешно ориентироваться в сложном калейдоскопе постоянных изменений.
        Вместо послушного исполнителя, живущего и работающего по чужим стандартам, устаревшим традициям, сегодня необходима конкурентоспособная личность, способная быстро ориентироваться в ситуации, видеть и творчески решать возникающие проблемы, нести ответственность за свои решения. Новые социальные условия и задачи требуют от системы образования формирования творческой личности, способной к продуктивной деятельности и самоизменению в быстро меняющемся, динамичном мире. Содержание и формы организации такого образования должны быть условием развития у учащихся способностей к творческой деятельности, нетрадиционному решению проблем, умения прогнозировать последствия своих действий, гибко менять стратегию и тактику поведения и деятельности с учетом возникающих изменений.

       В течение последних десятилетий проблема создания концептуальных моделей одаренности продолжает оставаться одной из наиболее интенсивно обсуждаемы в мировой психолого - педагогической науке. Различные модели новых, часто оригинальных концептуальных решений предлагаются многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э.Де Боно, Е.Гонг, В.Н.Дружинин, К. Клюге, А.М. Матюшкин, Р.М. Милгрем, Дж. Рензулли, В.И. Панов, С.М. Рис, А.И. Савенков, Р.Дж. Стренберг, А. Танненбаум, Дж. Фельдхаусен, Дж. Фримен, К.А. Хеллер, М.А.  Холодная, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.)

В 90-х годах стал преобладать подход, согласно которому одаренность рассматривается как интегральное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности. Она изначально не задана генотипом, и не зависит фатально от условий среды. При этом особо подчеркивается, что одаренность — динамическая характеристика. Наиболее популярные концепции одаренности, созданные в рамках этого подхода, принадлежат: Дж. Рензулли и российским ученым, разработавшим «Рабочую концепцию одаренности».

Одаренность, в  понимании Дж. Рензулли — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости. Эта концепция дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров.

Разработанная Дж. Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров: мотивация, креативность, способности выше среднего уровня.

Модернизация системы поддержки талантливых детей на основе современных технологий предполагает повышение эффективности и качества образовательного процесса.

Актуальность данной проблемы основывается на федерально-региональных документах:

  • Национальный проект «Образование»
  • Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России"
  • Программа развития воспитания в системе образования России;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Национальная инициатива «Наша новая школа»;
  • Концепция среднего образования:
  • Программа развития школы.

Проект рассчитан на 5 лет и включает  три этапа.

Этапы реализации проекта

Действия

Результаты, продукт

1-ый этап (январь 2010г.-июнь 2010г.)

Подготовка условий реализации проекта.

Отбор педагогических технологий поддержки талантливых детей

Исследования уровня развития талантливых детей на основе комплексной системы психолого-педагогического мониторинга

Отчет по результатам выполнения 1 этапа

Утвержденные директором школы локальные акты:

-положение о временных творческих группах;

-приказ директора школы о реализации проекта;

Банк данных инновационных

технологий

Банк данных талантливых детей

Проблемно-ориентированный анализ по теме:

«Инновационные педагогические технологии поддержки талантливых детей»

2-ой этап (сентябрь2010г.-июнь 2014г.)

Разработка, апробация и внедрение инновационных педагогических технологий поддержки талантливых детей.

Организация исследовательской, проектной, олимпиадной деятельности, раскрытие творческого потенциала каждого ученика через действие научного общества лицеистов;

 Внедрение в систему в образовательный процесс лицея обучение по индивидуальным образовательным траекториям;

Организация психолого- педагогической поддержки талантливых детей с ограниченными возможностями;

Исследование динамики развития талантливых детей на основе комплексной системы психолого - педагогического мониторинга

Систематическое обеспечение информацией педагогов лицея о психологических особенностях талантливых детей;

Повышение квалификации педагогов по проблеме: «Инновационные педагогические технологии поддержки талантливых детей»  

Банк инновационных технологий

Мониторинг результатов участия в олимпиадах, проектах, научно-практических конференциях, конкурсах.

Индивидуальные учебные планы.

Индивидуальные учебные планы.

Банк данных талантливых детей.

Информационные аналитические справки.

Курсы повышения квалификаций, научно-практические семинары, конференции, тематические педсоветы.

3-ий этап (сентябрь 2014г.-июнь 2015г.)

Внедрение инновационных технологий поддержки талантливых детей.

Исследование динамики развития талантливых детей на основе комплексной системы психолого - педагогического мониторинга

Обобщение опыта

Банк инновационных технологий

Банк данных талантливых детей

Научно-практические семинары, конференции, тематические педсоветы. Проблемно-ориентированный анализ.

Предполагаемые результаты:

  1. создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  2. обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  3. увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  4. создание банка данных по различным критериям одаренности;
  5. формирование у субъектов целостного педагогического процесса ценностного отношения к различным способностям личности, понимание ценности способной, одаренной личности;
  6. формирование банка технологий и методик развития одаренности;
  7. осуществление социального партнерства с такими организациями как МИИТ, Коломенский пед. институт представление результатов проекта на научно- практических семинарах и конференциях
  8. проведение мониторинга успешности выпускниковшколы.

Необходимые ресурсы и условия организации работы:

      Школа обладает необходимыми и достаточными кадровыми, материально-техническими, финансовыми ресурсами. Реализация проекта планируется через создание временных творческих групп.  

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:

  • система психолого - педагогического мониторинга развития личности талантливых детей.
  • результаты участия в олимпиадах, конкурсах, проектах, ЕГЭ и др. испытаниях различного уровня;
  • педагогическая и общественная экспертиза эффективности внедрения инновационных педагогических технологий.

Перечень учебно- методических разработок по теме проекта:

  1. Психология одаренности: от теории к практике/ Адаскина А.А., Битянова М.Р., Дружинин А.Н. и др.; под редакцией Д.В.Ушакова. − М, 2000.
  2. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. − М, 2000.
  3. Лейтис Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальное различие. − М., 1997.
  4. Одаренный ребенок/ Под ред. Слуцкого. − М., 1991.
  5. Лейтис Н.С. Возрастная одаренность школьников. − М.,2000.
  6. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. − М., 2001.
  7. Савенков А.И. У колыбели гения. − М., 2000.
  8. Дружинин В.Н. Психология интеллекта// Педагогика. – 1998.-№2.-С.32-37.
  9. Савенков А.И. Технологический аспект психодиагностики детской одаренности// Прикладная психология. – 1998. − №3. − С.49-54.
  10. Савенков А.И. Основные подходы и разработка концепции одаренности// Педагогика. – 1998. − №3. − С.24-30.

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику:

Проведение на базе МБОУ»СОШ №10» научно- практических семинаров и конференций, открытие страницы  по теме проекта на сайте школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы поддержки талантливых детей.

Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...

Система поддержки талантливых детей– одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»

Поддержка талантливых и одаренных детей- одна из основных и актуальных задач современной школы. Путь в большую жизнь начинается со школьного порога. Штурман - учитель. И если учитель увидел и поддержа...

О системе поддержки талантливых детей

Материал представляет собой тезисы из опыта работы школы по реализации одного из направлений национальной образовательной инициативы "Наша Новая школа"...

Система поддержки талантливых детей в условиях гимназии

Материалы презентации содержат информацию о том, что такое одарённость, как выявить одарённого ребёнка и помочь ему реализовать возможности в школьных условиях....

Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...