Главные вкладки
Диагностико-аналитическая деятельность педагога
материал
Предварительный просмотр:
«Диагностико-аналитическая деятельность педагога в воспитательном процессе как возможность анализировать воспитательный процесс, прогнозировать условия его успешности и результаты»
В наше время перед педагогом встает ряд проблем, касающихся воспитания. Причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Вот почему диагностико – аналитическая деятельность со стороны педагога приобретает сегодня большую значимость.
Диагностика, в общем смысле этого слова – это особый вид познания. Диагностика должна служить средством преодоления формализма, обезличенного подхода к воспитанию обучающихся, обеспечивать правильное определение результатов педагогической деятельности, помогает в совершенствовании, либо в коррекции отдельных воспитательных воздействий и всей системы воспитательной работы.
Вместе с тем следует иметь в виду, что диагностика – не самоцель и не руководство к действию. Это лишь один из начальных этапов воспитательной работы. Основной же этап заключается в коррекции, консультации, адаптации и поддержке участников воспитательного процесса. В воспитательном процессе участвуют педагоги и обучающиеся. При этом их сотрудничество более осмысленным и эффективным делает педагогическая диагностика.
Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе
Изучать – для изучения использовать лишь те диагностические методики, которые позволяют получить практические полезные результаты.
Понимать – понимание проблем и затруднений участников воспитательного процесса предполагает сопереживание, порождает желание помочь.
Помогать – в каждом конкретном случае необходим специфический вид помощи. В одних случаях потребуется скорая, оперативная помощь, в других - необходима длительная и кропотливая работа. Содержанием помощи должна быть собственная активность в сторону саморазвития: развитие рефлексии, эмпатии, конструктивности.
И при этом понимается, принимается и свято почитается заповедь Гиппократа «Не навреди!» Смысл этого совета сводится к следующему. Во время проведения методик недостаточно создания доброжелательной атмосферы, тактичного поведения того, кто их проводит. Очень осторожно и аккуратно следует работать с полученными результатами, делать выводы, давать оценки, выносить их на обсуждение. Наша цель – помочь развитию ребёнка, «выращивать» личность, как заботливый садовник растит редкостные цветы в своём саду и ухаживает за ними. Ни в коем случае не «вешать ярлыки», не «выносить приговоры».
Педагогическая диагностика включает в себя такие функции как:
Аналитическая – это психолого-педагогический анализ воспитательного процесса на всех уровнях его структурной организации как воспитательной системы.
Собственно – диагностическая - это психолого-педагогическое изучение развития обучающегося; коллектива, в котором он развивается, уровня профессиональной компетентности педагогов. (у каждого педагога в программе воспитательной работы есть страница - мониторинг, где указаны те диагностические методики, которые позволяют получить практические результаты)
Оценочная - это качественная и количественная оценка деятельности каждого обучающегося, педагога.
Коррекционная – это дидактическая коррекция воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности педагогов, обучающихся и родителей в сторону саморазвития и самовоспитания.
Ориентационная – это ориентация педагогического коллектива на решение воспитательных целей и задач, на устранение «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельной личности.
Информационная – это постоянная информация всех участников воспитательного процесса о позитивных результатах диагностики.
Понятие о педагогической диагностике.
Диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим существуют 3 типа диагностики в работе педагога:
1) начальная;
2) корректирующая (текущая);
3) обобщающая (итоговая)
Начальная диагностика связана с планированием и управлением кружком, объединением, коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данном учебном году педагогу необходимо изучить уровень воспитанности обучающихся.
Выделяют 3 основных варианта начальной диагностики:
а) когда коллектив сформирован впервые педагог тоже незнаком обучающимся;
б) когда коллектив неновый, а педагог впервые начинает работу в данном коллективе;
в) когда коллектив и педагог уже работали вместе.
При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения обучающихся. При втором – педагог изучает не только обучающихся, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.
Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям группы и соответствует оптимальному развитию детей.
Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в воспитанниках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
В конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Главную роль в функционировании и развитии воспитательной системы и её результативности играют педагоги. Жизненные ценностные ориентиры, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения, профессиональные способности педагога влияют на успешность воспитательного процесса. Диагностика профессиональной компетентности педагогов даёт не только богатейшую информацию для размышлений и дальнейшего анализа, но и способствует определению направлений и перспектив профессионального роста, укреплению адекватной профессиональной самооценки, позитивной Я – концепции, и психологической защищённости педагога.
Изучение эффективности воспитательного процесса.
Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.
Основное предназначение воспитания и образования заключается в его развивающем влиянии.
Диагностика изменений ситуации развития ребенка не должна производится в виде одноразовых срезов. Целесообразно проводить многолетние диагностические исследования с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения.
Алгоритм изучения:
эффективности процесса воспитания•можно представить следующим образом:
- определение цели и задач изучения;
- подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;
- выбор методик изучения;
- подготовка диагностического инструментария;
- исследование испытуемых;
-обработка и интерпретация результатов исследования;
- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Чтобы более ясно и детально представить содержание и способы деятельности организаторов и участников диагностики, следует описать каждый этап диагностического процесса.
Подбор критериев и показателей. Данный этап является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания учащихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексом целей и задач, решаемых коллективом или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Так как целевые ориентиры и другие компоненты воспитательной деятельности направлены прежде всего на содействие развитию личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность обучающихся, либо сформированность основных потенциалов личности детей, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость. Например, для проверки успешности реализации целевых ориентиров в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии мы предлагаем следующие критерии и показатели.
Критерии | Показатели |
I. Интеллектуальная развитость обучающегося | 1. Освоенность обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей дополнительной программы. 2. Развитость познавательных процессов и интересов личности. 3. Сформированность учебной деятельности |
II Нравственная развитость обучающегося | 1. Сформированность основных нравственных качеств (отношений) личности ребенка. 2. Социальная активность обучающихся. |
Ш. Физическая развитость обучающегося. | Состояние здоровья ребенка. 2. Овладение навыками личной гигиены. 3. Развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости. |
Следует признать продуктивным избранный в некоторых образовательных организациях подход к определению критериев и показателей эффективности воспитательного процесса на основе разработанного педагогами, обучающимися и родителями образа выпускника учебного заведения. В данном случае критерии и показатели могут быть следующими.
Критерии | Показатели |
I. Сформированность познавательного потенциала личности выпускника | 1. Обученность обучающихся. 2. Развитость мышления. 3. Познавательная активность |
II. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника. | Нравственная направленность. 2. Сформированность отношений личности выпускника к Родине, обществу, семье, ДДТ, школе, творческому коллективу, себе, природе, учебе и труду. |
III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника | 1.Коммуникабельность. 2.Сформированность коммуникативной культуры обучающегося. |
IV. Сформированносгь эстетического потенциала личности выпускника | 1.Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. |
V. Сформированносгь физического потенциала личности выпускника | 1 . Состояние здоровья обучающихся. Приверженность к ЗОЖ 2. Развитость физических качеств. |
Выбор методик изучения. К работе на этом этапе следует приступать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Подбор методик не должен быть случайным — выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями.
Главная задача диагностики успешности педагога состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению и решению своих профессиональных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

Данный материал содержит конспект выступления на педагогическом совете.Помогает иметь отчетливые представления о диагностической системе работы классного руководителя....

Материал содержит презентацию к выступлению...

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Данный материал может быть полезен при подготовке обучающих мероприятий для педагогов по вопросам повышения педагогического мастерства посредством построения индивидуальной траектории развития творчес...

Цель: обучение классных руководителей методам и приемам диагностических исследований для повышения эффективности воспитательной работы в классе и школе....

Методический комплекс диагностик для обучающихся, родителей и педагогов....