Диагностико-аналитическая деятельность педагога
материал
Предварительный просмотр:
«Диагностико-аналитическая деятельность педагога в воспитательном процессе как возможность анализировать воспитательный процесс, прогнозировать условия его успешности и результаты»
В наше время перед педагогом встает ряд проблем, касающихся воспитания. Причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Вот почему диагностико – аналитическая деятельность со стороны педагога приобретает сегодня большую значимость.
Диагностика, в общем смысле этого слова – это особый вид познания. Диагностика должна служить средством преодоления формализма, обезличенного подхода к воспитанию обучающихся, обеспечивать правильное определение результатов педагогической деятельности, помогает в совершенствовании, либо в коррекции отдельных воспитательных воздействий и всей системы воспитательной работы.
Вместе с тем следует иметь в виду, что диагностика – не самоцель и не руководство к действию. Это лишь один из начальных этапов воспитательной работы. Основной же этап заключается в коррекции, консультации, адаптации и поддержке участников воспитательного процесса. В воспитательном процессе участвуют педагоги и обучающиеся. При этом их сотрудничество более осмысленным и эффективным делает педагогическая диагностика.
Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе
Изучать – для изучения использовать лишь те диагностические методики, которые позволяют получить практические полезные результаты.
Понимать – понимание проблем и затруднений участников воспитательного процесса предполагает сопереживание, порождает желание помочь.
Помогать – в каждом конкретном случае необходим специфический вид помощи. В одних случаях потребуется скорая, оперативная помощь, в других - необходима длительная и кропотливая работа. Содержанием помощи должна быть собственная активность в сторону саморазвития: развитие рефлексии, эмпатии, конструктивности.
И при этом понимается, принимается и свято почитается заповедь Гиппократа «Не навреди!» Смысл этого совета сводится к следующему. Во время проведения методик недостаточно создания доброжелательной атмосферы, тактичного поведения того, кто их проводит. Очень осторожно и аккуратно следует работать с полученными результатами, делать выводы, давать оценки, выносить их на обсуждение. Наша цель – помочь развитию ребёнка, «выращивать» личность, как заботливый садовник растит редкостные цветы в своём саду и ухаживает за ними. Ни в коем случае не «вешать ярлыки», не «выносить приговоры».
Педагогическая диагностика включает в себя такие функции как:
Аналитическая – это психолого-педагогический анализ воспитательного процесса на всех уровнях его структурной организации как воспитательной системы.
Собственно – диагностическая - это психолого-педагогическое изучение развития обучающегося; коллектива, в котором он развивается, уровня профессиональной компетентности педагогов. (у каждого педагога в программе воспитательной работы есть страница - мониторинг, где указаны те диагностические методики, которые позволяют получить практические результаты)
Оценочная - это качественная и количественная оценка деятельности каждого обучающегося, педагога.
Коррекционная – это дидактическая коррекция воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности педагогов, обучающихся и родителей в сторону саморазвития и самовоспитания.
Ориентационная – это ориентация педагогического коллектива на решение воспитательных целей и задач, на устранение «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельной личности.
Информационная – это постоянная информация всех участников воспитательного процесса о позитивных результатах диагностики.
Понятие о педагогической диагностике.
Диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим существуют 3 типа диагностики в работе педагога:
1) начальная;
2) корректирующая (текущая);
3) обобщающая (итоговая)
Начальная диагностика связана с планированием и управлением кружком, объединением, коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данном учебном году педагогу необходимо изучить уровень воспитанности обучающихся.
Выделяют 3 основных варианта начальной диагностики:
а) когда коллектив сформирован впервые педагог тоже незнаком обучающимся;
б) когда коллектив неновый, а педагог впервые начинает работу в данном коллективе;
в) когда коллектив и педагог уже работали вместе.
При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения обучающихся. При втором – педагог изучает не только обучающихся, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.
Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям группы и соответствует оптимальному развитию детей.
Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в воспитанниках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
В конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Главную роль в функционировании и развитии воспитательной системы и её результативности играют педагоги. Жизненные ценностные ориентиры, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения, профессиональные способности педагога влияют на успешность воспитательного процесса. Диагностика профессиональной компетентности педагогов даёт не только богатейшую информацию для размышлений и дальнейшего анализа, но и способствует определению направлений и перспектив профессионального роста, укреплению адекватной профессиональной самооценки, позитивной Я – концепции, и психологической защищённости педагога.
Изучение эффективности воспитательного процесса.
Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.
Основное предназначение воспитания и образования заключается в его развивающем влиянии.
Диагностика изменений ситуации развития ребенка не должна производится в виде одноразовых срезов. Целесообразно проводить многолетние диагностические исследования с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения.
Алгоритм изучения:
эффективности процесса воспитания•можно представить следующим образом:
- определение цели и задач изучения;
- подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;
- выбор методик изучения;
- подготовка диагностического инструментария;
- исследование испытуемых;
-обработка и интерпретация результатов исследования;
- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Чтобы более ясно и детально представить содержание и способы деятельности организаторов и участников диагностики, следует описать каждый этап диагностического процесса.
Подбор критериев и показателей. Данный этап является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания учащихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексом целей и задач, решаемых коллективом или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Так как целевые ориентиры и другие компоненты воспитательной деятельности направлены прежде всего на содействие развитию личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность обучающихся, либо сформированность основных потенциалов личности детей, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость. Например, для проверки успешности реализации целевых ориентиров в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии мы предлагаем следующие критерии и показатели.
Критерии | Показатели |
I. Интеллектуальная развитость обучающегося | 1. Освоенность обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей дополнительной программы. 2. Развитость познавательных процессов и интересов личности. 3. Сформированность учебной деятельности |
II Нравственная развитость обучающегося | 1. Сформированность основных нравственных качеств (отношений) личности ребенка. 2. Социальная активность обучающихся. |
Ш. Физическая развитость обучающегося. | Состояние здоровья ребенка. 2. Овладение навыками личной гигиены. 3. Развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости. |
Следует признать продуктивным избранный в некоторых образовательных организациях подход к определению критериев и показателей эффективности воспитательного процесса на основе разработанного педагогами, обучающимися и родителями образа выпускника учебного заведения. В данном случае критерии и показатели могут быть следующими.
Критерии | Показатели |
I. Сформированность познавательного потенциала личности выпускника | 1. Обученность обучающихся. 2. Развитость мышления. 3. Познавательная активность |
II. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника. | Нравственная направленность. 2. Сформированность отношений личности выпускника к Родине, обществу, семье, ДДТ, школе, творческому коллективу, себе, природе, учебе и труду. |
III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника | 1.Коммуникабельность. 2.Сформированность коммуникативной культуры обучающегося. |
IV. Сформированносгь эстетического потенциала личности выпускника | 1.Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. |
V. Сформированносгь физического потенциала личности выпускника | 1 . Состояние здоровья обучающихся. Приверженность к ЗОЖ 2. Развитость физических качеств. |
Выбор методик изучения. К работе на этом этапе следует приступать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Подбор методик не должен быть случайным — выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями.
Главная задача диагностики успешности педагога состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению и решению своих профессиональных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога
Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...
Диагностико-аналитический компонент воспитательного процесса
Данный материал содержит конспект выступления на педагогическом совете.Помогает иметь отчетливые представления о диагностической системе работы классного руководителя....
Презентация к выступлениюпо теме"Диагностико-аналитический компонентвоспитательной системе
Материал содержит презентацию к выступлению...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспект заседания методического объединения педагогов дополнительного образования "Траектория развития творческой деятельности педагога"
Данный материал может быть полезен при подготовке обучающих мероприятий для педагогов по вопросам повышения педагогического мастерства посредством построения индивидуальной траектории развития творчес...
Доклад к педсовету «Диагностико – аналитическая деятельность в воспитательной работе»
Цель: обучение классных руководителей методам и приемам диагностических исследований для повышения эффективности воспитательной работы в классе и школе....
Презентация "Диагностико-аналитический блок" программы развития школы
Методический комплекс диагностик для обучающихся, родителей и педагогов....