Доклад к педсовету «Диагностико – аналитическая деятельность в воспитательной работе»
статья на тему

Жбанова Елена Вениаминовна

Цель: обучение классных руководителей методам и  приемам диагностических исследований для  повышения эффективности воспитательной работы в классе и школе.

                

 Дети, как известно, наша боль, наша радость, забота и счастье.
И воспитать из них людей можно только вместе: учителям, родителям и им самим.

 

            Уважаемые коллеги! Тема нашего разговора: «Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе».   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostiko_-_analiticheskaya_deyatelnost_v_vr.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Доклад к педсовету

«Диагностико  – аналитическая деятельность в воспитательной работе»

Подготовила: Е.В.Жбанова

замдиректора по ВР

                                                                             МБОУ КочуновскойООШ

с.Кочуново, 2015 год.

                                                                                                           от  09.01.2015 

«Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе»

Цель: обучение классных руководителей методам и  приемам диагностических исследований для  повышения эффективности воспитательной работы в классе и школе.

                 

 Дети, как известно, наша боль, наша радость, забота и счастье.
И воспитать из них людей можно только вместе: учителям, родителям и им самим.

            Уважаемые коллеги! Тема нашего разговора: «Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе».   

Предварительная работа

Изучение планов ВР классных руководителей, изучение анкет, программ ВР классных руководителей, анализа ВР класса за прошедший год.

Воспитательная система школы, работает над проблемой развития и социализации личности, предполагает соединение обучения и воспитания в единый процесс с использованием активных форм организации жизнедеятельности учащихся.  Действуя в условиях такой воспитательной системы, школа становится организатором активной совместной деятельности субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей.

              Важным в воспитательной системе школы является диагностико-результативный компонент, который дает возможность анализировать учебно-воспитательный процесс, прогнозировать условия его успешности и результаты.

                                              Актуальность темы

(1 слайд)

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем встает ряд проблем, касающихся воспитания. Причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Вот почему диагностико – аналитическая деятельность со стороны педагога приобретает сегодня большую значимость.       

Диагностика, в общем смысле этого слова – это особый вид познания. Не познав со всех сторон, не  изучив особенности  всех участников воспитательного процесса невозможно оптимально решать проблемы воспитания.  Диагностика  - аналитическая деятельность в нашей школе  чаще всего носит формальный характер, обезличенный подход к воспитанию учащихся,  не достаточно обеспечивает правильное определение результатов педагогической деятельности,  не достаточно помогает в совершенствовании, либо в коррекции отдельных воспитательных воздействий и всей системы воспитательной работы в школе.

Поэтому возникла необходимость проведения данного педсовета, который поможет решить следующие задачи:

1Выявить достижения и проблемы в диагностико - аналитической деятельности педагогов.

2.Наметить пути упорядочения аналитико - диагностической деятельности школы.

Диагностика должна служить средством преодоления формализма, обезличенного подхода к воспитанию учащихся, обеспечивает правильное определение результатов педагогической деятельности, помогает в совершенствовании, либо в коррекции отдельных воспитательных воздействий и всей системы воспитательной работы в школе.

             Вместе с тем следует иметь в виду, что диагностика – не самоцель и не руководство к действию. Это лишь один из начальных этапов воспитательной работы. Основной же этап заключается в коррекции, консультации, адаптации и поддержке участников воспитательного процесса.                     В воспитательном процессе участвуют педагоги-воспитатели, учащиеся и их родители. В ходе  их взаимодействия педагог, ученик, родитель изменяются и вместе участвуют в обновлении школьной жизни. При этом их сотрудничество более осмысленным и эффективным делает педагогическая диагностика.

Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе нашей школы: (2 слайд)

        В основу  диагностики заложены и действуют следующие принципы:

Изучать – для изучения использовать лишь те диагностические методики, которые позволяют получить практические полезные результаты.

Понимать – понимание проблем и затруднений участников воспитательного процесса предполагает сопереживание, порождает желание помочь.

Помогать – в каждом конкретном случае необходим специфический вид помощи. В одних случаях потребуется скорая, оперативная помощь, в других  - необходима длительная и кропотливая работа. Содержанием помощи должна быть собственная активность в сторону саморазвития: развитие рефлексии, эмпатии, конструктивности.

     И при этом понимается, принимается и свято почитается заповедь Гиппократа «Не навреди!» Смысл этого совета сводится к следующему. Во время проведения методик недостаточно создания доброжелательной атмосферы, тактичного поведения того, кто их проводит. Очень осторожно и аккуратно следует работать с полученными результатами, делать выводы, давать оценки, выносить их на обсуждение. Наша цель – помочь развитию ребёнка, «выращивать» личность, как заботливый садовник растит редкостные цветы в своём  саду и ухаживает за ними. Ни в коем случае не «вешать ярлыки», не «выносить приговоры».

Педагогическая диагностика включает в себя такие функции как: (3,4 слайд)

Аналитическая – это психолого-педагогический анализ воспитательного процесса на всех уровнях его структурной организации как воспитательной системы ( Чаще всего в анализе ВР кл. рук. отсутствует выявление причинно-следственных связей в воспитательном процессе, между условиями и результатами воспитания).

Собственно – диагностическая - это психолого-педагогическое изучение развития ученика; коллектива, в котором он развивается, уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение семьи как условия развития школьника.(у каждого кл. рук. в программе воспитательной работы  есть страница - мониторинг, где указаны те диагностические методики, которые позволяют получить практические результаты)

Оценочная - это качественная и количественная оценка деятельности каждого ученика, педагога, родителя.( У каждого классного руководителя есть портфолио обучающихся класса и портфолио самого педагога: самые подробные и качественные портфолио у обучающихся начальной школы)

Коррекционная – это дидактическая коррекция воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности педагогов, учащихся и родителей в сторону саморазвития и самовоспитания.( не всегда классные руководители отражают в планах ВР коррекцию воспитательного процесса)

Ориентационная – это ориентация педагогического коллектива на решение воспитательных целей и задач, на устранение «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельной личности.

Информационная – это постоянная информация всех участников воспитательного процесса о позитивных результатах диагностики. ( все участники воспитательного процесса информируются о результатах диагностики:  на родительских собраниях, классных часах )

Понятие о педагогической диагностике (5 слайд)

Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания. В результате   через диагностику можно установить как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. 

 Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим  существуют 3 типа диагностики в работе классного руководителя( 6 слайд) 1) начальная; 2) корректирующая (текущая);   3) обобщающая (итоговая)

         1) Начальная  диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или  году  классному руководителю необходимо  изучить уровень воспитанности ученика. Выделяют 3 основных варианта начальной диагностики: а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся; б) когда коллектив неновый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом; в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.

         При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

         Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

         2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического  коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики помогает  быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать  работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику  воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

         3) В конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая  диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области(7 слайд)

1.     результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);

2.     результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;

3.     результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)

      Основные направления диагностики воспитательной работы в школе (8 слайд)

  • изучение личности учащегося  
  • изучение ученического коллектива
  • изучение личности и воспитательной деятельности педагога
  • изучение семьи как условие развития личности учащихся
  • ( предложить классным руководителем оформить все в едином стиле в плане воспитательной работы)

                                                                   ПЛАН

проведения педагогической диагностики   на 2015-2016 учебный год.

Основные направления

деятельности

Задачи деятельности

Диагностические средства реализации задач

Возрастная группа участников

Сроки

изучение личности учащегося  

Изучить потребности, интересы, и другие личностные характеристики членов классного коллектива

Анкета «Твои увлечения» и т.д.

изучение ученического коллектива

изучение семьи как условие развития личности

      Тщательное изучение учащихся и ученического коллектива позволяет не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками. Результаты исследования помогают ответить на конкретные вопросы, выявить причинно-следственные связи какой-либо проблемы, "понимать движения детского сердца" (В. Сухомлинский). Главное – увидеть динамику личностного роста ребёнка – каким он был вчера, каков сегодня, каким будет завтра.

      Главную роль в функционировании и развитии  воспитательной системы и её результативности играют педагоги-воспитатели. Жизненные ценностные ориентиры, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения, профессиональные способности педагога  влияют на успешность воспитательного процесса. Диагностика профессиональной компетентности педагогов-воспитателей даёт не только богатейшую информацию для размышлений и дальнейшего анализа, но и способствует определению направлений и перспектив профессионального роста, укреплению адекватной профессиональной самооценки, позитивной Я – концепции, и психологической защищённости педагога. Главная задача диагностики успешности педагога-воспитателя состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению и решению своих профессиональных проблем.

     Родители не должны остаться вне рамок процесса функционирования воспитательной системы школы. Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Изучение семьи сосредоточено на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах сотрудничества семьи и школы. Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач, для точного целеполагания и планирования воспитательной работы школы, соответствующего потребностям семьи, для понимания истоков и причин развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития, для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

      Накоплено уже значительное количество диагностических методик, которые активно используются нами в воспитательном процессе. Разнообразные исследовательские методики, проводимые в системе, играют регулятивную роль, так как полученные результаты  используются для последующей работы с ребятами, родителями, педагогами.

       Организация диагностики, оформление и использование результатов

      Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться по плану и систематически. Подготовленный классный руководитель может делать это самостоятельно. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Следовательно, может быть составлена программа изучения школьников. Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учеников и всего класса, различные по форме. Традиционная для отечественной школы текстовая характеристика класса в недавнем прошлом была исключительно формальной, малоинформативной и не требовала диагностики. В личном деле ученика нет иных сведений, кроме успеваемости.

Предмет и методы диагностики

            В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу необходимо хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают детей, «на глазок», без особых методик, но для оптимизации работы требуется все же более профессиональный подход.

(9 слайд)

         Таким образом, содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:

  • демографические данные об ученике и его семье;
  • данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
  • познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);
  • эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;
  • направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция);
  • поведение, поступки учащихся;
  • изучение класса  в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.

Наука предлагает большой арсенал методов диагностики, однако педагогу нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Ниже охарактеризованы наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.

Методами предварительного изучения являются знакомство с личными делами, просмотр классного журнала за предыдущий период, анализ документации, беседа с бывшим классным руководителем и учителями, работавшими в классе. Вся эта собранная информация поможет классному руководителю составить предварительное представление о детях, заранее продумать стратегические направления работы с классом, обеспечить определенную преемственность в воспитательной работе.

Наблюдение. Это наиболее распространенный метод изучения детей в школе. С первых минут знакомства с классом классный руководитель изучает детей, наблюдая за ними. Это наблюдение может быть невключенным, когда классный руководитель — свидетель педагогического процесса, например, присутствует на уроке другого учителя в классе. Но чаще всего это включенное наблюдение, когда классный руководитель включен вместе с детьми в какую-либо деятельность. Молодому классному руководителю в начале года лучше побывать на всех уроках в своем классе. В этом случае он быстрее изучит детей и познакомится с некоторыми приемами педагогического общения более опытных коллег. В применении наблюдения следует избегать некоторых ошибок: нельзя делать его назойливым и торопиться с окончательными выводами.

Эффективность наблюдения значительно возрастает, если оно читается с естественным педагогическим экспериментом, предполагающим чаще всего включение детей в определенную деятельность, которая проявляет интересующие педагога качества детей: общественную направленность, индивидуализм, лидерские качества, организаторские или художественные способности, умение сотрудничать в группе и т.д. Например, классный руководитель в начале работы с классом обращается к детям: «Ребята! Нужна помощь в оформлении кабинета». Откликнутся наиболее общественно активные дети. Приуроченный какой-либо праздничной дате импровизированный концерт-экспромт, когда дети в течение 10-15 минут готовят в микро-группе концертный номер, позволит выявить и  художественно одаренных детей, и лидеров-организаторов.

Опросные методы (беседа, анкетирование). Они помогут выявить мотивы поведения, интересы, склонности, нравственные ценности, оценки, межличностные отношения и т.д. 

Беседы (устный вопросно-ответный метод изучения) могут быть индивидуальными и групповыми. При проведении беседы необходимо создать атмосферу доверия, искренности, открытости, расположить детей, максимально соблюдать педагогический такт, не настаивать на обязательном ответе, ряд вопросов должны иметь не прямой, а опосредованный характер. 

Анкетирование — письменный вопросно-ответный метод изучения. Анкеты могут быть анонимными и именными. Разумеется, более объективную информацию дадут анонимные анкеты. Для любой анкеты нужно тщательно продумывать вопросы. Они должны быть ясно, однозначно сформулированы и не должны вызывать недоумения. В зависимости от формы вопросы могут быть открытыми (требующими свободного ответа), закрытыми, или альтернативными (требующими выбора ответа), и смешанными. Перед анкетированием детям необходимо объяснить назначение анкеты и дать подробную инструкцию по ее заполнению. При обработке результатов всегда необходимо учитывать факторы случайности и престижности, т.е. влияние отвлекающих факторов ров и желание детей показать себя в ответах с наилучшей стороны. Для того чтобы снизить влияние этих факторов и повысить валидность (надежность) анкеты, можно включить в анкету специальные перекрестные (уточняющие) вопросы.

Тестирование – метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Интервьюирование – метод получения информации с помощью устного опроса.

Очень интересную и разнообразную информацию о детях дает изучение результатов деятельности: сочинений, контрольных работ, дневников наблюдений, различных поделок и других творческих работ. Знакомство с такими работами позволяет выявить направленность творческой деятельности детей, их способности. Иногда определенное увлечение, в котором «трудный» ребенок успешен, становится началом включения его в общественно ценную деятельность, создания для непопулярного ребенка в классе «ситуации успеха», улучшения его отношений с одноклассниками. Ухватившись за это «звено» увлечения, опытные педагоги нередко добиваются в итоге положительной перестройки всей мотивационной сферы поведения ребенка.

Знакомство с сочинениями на свободные темы позволит классному руководителю составить представление об условиях семейного воспитания, нравственных ценностях, направленности интересов учащихся. По договоренности с учителем можно предложить для сочинения темы диагностического характера, например: «Как я провел лето», «Самый счастливый день в моей жизни», «Мой друг», «Кем я хочу быть», «Моя биография», «Моя семья».

Повысить объективность представлений о детях поможет обобщение независимых характеристик. Сущность этого метода заключается в обобщении сведений о школьнике, полученных от других лиц (родителей, родственников, учителей, товарищей). Иногда это обобщение выявляет разные, порой даже противоречивые, оценки. Это хороший повод задуматься о причинах расхождений и скорректировать свое собственное мнение о ребенке.

В последние годы педагоги-практики широко применяют психологические методы изучения детей — социометрия, самооценка, метод незаконченного предложения и многие др.

Метод социометрии незаменим для быстрого изучения характера межличностных отношений в классе. Он представляет собой анкету с вопросом, косвенно выясняющим взаимные симпатии в группе. Например: «Кого бы ты пригласил к себе на день рождения?» и др.

Метод незаконченного предложения или недописанный тезис позволит определить интересы детей, их нравственные ценности, взгляды на различные проблемы. На начальном этапе знакомства с классом можно предложить детям продолжить следующие фразы: «Для того чтобы отношения в нашем классе стали лучше, надо...»; «Я хотел бы, чтобы в нашем классе...»; «Если бы я был классным руководителем, то...»; «Мне кажется, что с обязанностями... лучше всего справятся...». Данная работа проводится в форме анонимного анкетирования, при этом важно, чтобы дети быстро формировали окончания предложенных фраз.

Метод ранжирования (расстановка в порядке значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, здоровый, красивый и т.д.

Цветограмма (раскрашивание дней недели, часов дня: соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет не только знать, но и корректировать с помощью воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.

В основе аналитической деятельности педагога лежит педагогическая рефлексия. Сам термин «рефлексия» в переводе с латинского означает «обращение назад». Это, с одной стороны, процесс самопознания педагогом своего внутреннего психической состояния, его отношение к работе, а с другой — выявление того, как его деятельность воспринимают и оценивают окружающие (коллеги, дети, родители). Педагога высокого уровня профессионализма всегда отличает высокий уровень рефлексивного анализа. Такой педагог не боится получить оценку своей деятельности, а напротив, заинтересован в ней. Как правило, стремится анализировать эффективность используемых педагогических средств —  воспитательных групповых дел. Это может быть экспресс-анализ в форме анкеты, цветописи, рисунков, отражающих отношения детей к проведенной деятельности, психологии и педагогике разработано много таких методик.

Методика «цветописи» (для 5 классов) Оцени свое настроение до и после проведения группового дела цветом: белый цвет – трудно сказать, красный- восторженное, оранжевый-радостное, желтый-хорошее, зеленый-спокойное, синий-грустное, фиолетовый-тревожное, черный-очень плохое.

Методика символического рисунка (для 5—6 классов)

Оцени свое отношение к проведенному групповому делу рисунком (понравилось, не понравилось, оставило равнодушным).

Шкалирование (для 7-11 классов)

Оцени полезность проведенного дела в баллах: а) для развития хороших отношений в нашем классе, б) для развития твоих творческих способностей.

Шкала  оценок: 5 - очень полезно, 4 - полезно,3 - скорее полезно, чем бесполезно, 2 - трудно сказать, 1 - скорее бесполезно, чем полезно, 0 -бесполезно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете: "Патриотическое воспитание – основа учебно воспитательного процесса в школе"

Патриотическое воспитание детей и молодежи, актуально всегда.Существуют две взаимообусловленные ценности, это доверие и патриотизм, из чего напрашиваются далеко идущие соответствующие выводы.Патриотиз...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Эффективность воспитательной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования».

Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высок...

Доклад к педсовету"Контрольно-оценочная деятельность педагогов- условие успешной итоговой аттестации обучающихся"

       Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер ...

Доклад на педсовете «Формы познавательной деятельности обучающихся и практическое их применение».

Доклад на педсовете «Формы   познавательной деятельности  обучающихся  и практическое  их применение»....