Деятельность педагога в области здоровьесбережения.
материал

Материал о здоровьесбережении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_o_zdorovesberezhenii.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел II.6. Деятельность педагога в области                                                                                                                                                                           здоровьесбережения.

        Здоровье ребенка, его социальная педагогическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как более 70% времени своего бодрствования он проводит в учреждениях образования. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. По данным института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Но все технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения: все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящим вреда здоровью ученика и учителя.

  От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников и в процессе учебой деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Исходя из этого целью свое работы как учителя в рамках здровьесберегающих технологий я вижу:

  • создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияния на их здоровье.

Мои уроки проходят в кабинете, оснащенном многофункциональным моноблоком, принтером, интерактивной доской, мультимедийным проектором. Кабинет оборудован и отремонтирован в соответствии с нормами СанПиНа. Все это позволяет проводить уроки, учитывая здоровьесберегающие факторы.

При подготовке к уроку я учитываю:

  1. Динамику работоспособности в течение рабочего дня:
  • 8-12 часов – первый пик работоспособности;
  • 16-18 часов – второй пик работоспособности.
  1. Динамику активности обучающихся на уроке:
  • 1-4 минуты – врабатываемость в урок (организационный момент);
  • 5-20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);
  • 21-35 минута – снижение работоспособности (физкультминутка,  закрепление материала);
  • 36-45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).

Свои уроки я строю, опираясь на гигиенические критерии рациональной организации урока, которые представлены в таблице.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

1

Плотность урока

Не менее 60%

И не более 70%

2

Количество видов учебной деятельности

3-7

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

5

Количество видов преподавания

Не более 3-х

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

7

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

8

Место и длительность ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20 и 35 мин. урока по 1 мин. Из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

12

Момент утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин.

Для оптимизации учебного процесса и физической активности школьников в своей педагогической деятельности я следую правилам:

  • Правила организации урока.
  • Использование всех каналов восприятия.
  • Учет зона работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.
  • Уместное и правильное применение физкультминуток.

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через:

  • учет особенностей класса;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • создание благоприятного психологического климата на уроке;
  • пропаганда здорового образа жизни;

Используемые мной образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

  • Педагогика сотрудничества.
  • Технология развивающего обучения.
  • Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов, (В.В. Фирсов).
  • Технология психологического сопровождения, (М.Ю. Громов и Н.К. Смирнов).
  • Технология раскрепощенного развития детей (В.Ф. Базарный).

Здоровьесберегающие технологии я использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Цель здоровьесбережения во внеурочной деятельности  – создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

        Основной задачей считаю формирование потребности учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья.

Мероприятия по формированию здорового образа жизни (Приложение)

        

Название мероприятия

Форма проведения

«Мы за здоровый образ жизни!»

Митинг

«Береги свое здоровье смолоду!»

Конкурс сочинений

«Мы и мир вокруг нас»

Экологическая тропа

«Человек и природа»

Читательская конференция

«Красота и здоровье»

Круглый стол

«Нет вредным привычкам!»

Конкурс плакатов

Тематические классные часы

        Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы городского методического сообщества по теме «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности»

«Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности» в 2012 г. стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ. По итога...

Приказ 19.09.2014 г. № 594.О внесении изменений в приказ минобразования Ростовской области от 25.08.2014 № 547 и утверждении показателей оценки профессиональной деятельности педагогов в целях установления квалификационной категории. Министерство общего

Показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общег...

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Статья содержит три вектора  по управлению проектной и иссследовательской деятельностью учащихся, каждый из которых раскрывается в процессе выступления...

Профессиональные компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Каждый урок должен быть «закольцован»: определена цель – получен конкретный результат. На каждом уроке надо стремиться к созданию цепочки: цель – задачи – деятельность – диагностика достижения целей, ...

Методика анализа информации о результатах профессиональной деятельности педагогов-соискателей на ВКК в 2016-2017 учебном году в Воронежской области

Методика анализа информации о результатах профессиональной деятельности педагогов-соискателей на ВКК в 2016-2017 учебном году в Воронежской области представляется в помощь педагогам, желающим самостоя...

1.3. Деятельность в области здоровьесбережения

Мониторинг психологического здоровья учащихся, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18326615","attributes":{"alt":"","...