«Роль детских общественных организаций в воспитании личности»
статья

Дубовцева Марина Викторовна

Современная школа стоит на пути трансформации и переживает большие перемены, которые коренным образом отражаются на участниках образовательного процесса. Организация системы самоуправления в образовании рассматривается сегодня как среда воспитания и развития личности, как способ ценностно-смыслового самоопределения учащихся в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль детских общественных организаций в воспитании личности»

©

Автор:

Дубовцева Марина Викторовна, педагог дополнительного образования МУ ДО ЦДТ.

Современная школа стоит на пути трансформации и переживает большие перемены, которые коренным образом отражаются на участниках образовательного процесса.

Организация системы самоуправления в образовании рассматривается сегодня как среда воспитания и развития личности, как способ ценностно-смыслового самоопределения учащихся в социуме.

Сущность самоуправления раскрывается в его функциях:

- освоение управленческой функции даёт возможность учащимся осуществить самостоятельный выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность своих действий;

- адаптационная функция - обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;

- прогностическая функция - помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы управленческой деятельности.

Знание функций и принципов деятельности ученического самоуправления способствуют построению системы его деятельности на четкой методологической основе:

- интегративная функция, даёт возможность сочетать групповые (семинары, школы актива, мастер- классы) и индивидуальные (беседы, консультации, творческие дела) виды деятельности, объединить усилия учащихся, педагогов, родителей для достижения тех или иных целей деятельности;

- организационное саморегулирование, предусматривает гибкость в реализации организаторских функций учащихся (проведение акций, смотров - конкурсов, реализаций проектов), устойчивое влияние актива на коллектив (проведение мастер - классов, школы актива), способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения управленческих задач.

- самоактивизация, помогает приобщению как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем, а также вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;

         - коллективный самоконтроль, позволяет осуществлять постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.

В теории воспитания был сделан важный вывод о том, что самоуправление не может и не должно создаваться «сверху» формированием его органов, а должно «вырастать снизу» в процессе самоорганизации тех или иных видов деятельности. На практике мы видим объективность этой точки зрения. В этом случае самоуправление в своем развитии проходит следующие этапы:

- разделение конкретного дела на законченные части и объемы;

           - формирование соответствующих микрогрупп;

- выбор ответственных за каждый участок деятельности;

- объединение ответственных в единый орган самоуправления;

- выбор главного ответственного лица.

Педагогический смысл такого подхода заключается в принципах самоуправления, а именно сплочение коллектива вокруг единой цели; единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся; динамичность и вариативность структуры органов самоуправления.

Педагоги создают своеобразное «поле лидерства» (М. И. Рожков), компонентами которого являются: стиль отношений в группе,
морально-психологический климат, способствующий формированию у школьников готовности к проявлению лидерских качеств; конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа учащихся.

В исследованиях (В. Т. Кабуш, Б. Г. Закаблуковский, Л. И. Маленкова) выделены функции детских, молодежных организаций и объединений:

- развивающая функция - обеспечивают гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели;

- ориентационная функция – создаёт условия для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей, адаптации к условиям современной жизни;

- компенсаторная функция – активизирует реализацию потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.

История детского движения свидетельствует о том, что объединения и организации достигают наиболее эффективных результатов, если они предоставляют своим членам возможность самовыражения, самореализации, самоусовершенствования и самоутверждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы»

Сейчас школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции рос...

Методическая разработка Тема: "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы"

Школа не может быть безразличной к переменам в социально экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не зав...

Выступление на форуме на тему: "Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы"

В воспитательной системе школы особое место отводится формированию и развитию ученического самоуправления (соуправлению).Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образов...

Роль детских общественных объединений в социализации личности подростка.

ldquo;Образование - это умение действовать в любых житейских ситуациях”....

Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Мы  считаем, что соуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя, родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодейст...

«РОЛЬ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Детские объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, настоящее общество. Это один из путей социализации личности....