Роль упражнений в работе по формированию произношения и правописания слабослышащих учащихся.
статья

Осадчая Дарья Евгеньевна

Эффективное решение вопросов обучения слабослышащих учащихся  произношению и правописанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.v._naumova_d.e._osadchaya.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Наумова

Д.Е. Осадчая

Санкт-Петербург

РОЛЬ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ПРАВОПИСАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ

        В силу тесной связи процесса письма со слуховыми, артикуляционными ощущениями и представлениями в речи слабослышащих учащихся наблюдаются взаимообусловленные  произносительные и орфографические ошибки. Учитывая взаимообусловленность многих произносительных и правописных ошибок, необходимо эти навыки формировать взаимосвязано.

        Вопросы обучения слабослышащих учащихся  произношению и правописанию могут быть эффективно и экономно решены при использовании взаимосвязанных произносительных и орфографических упражнений, учитывающие важнейшие положения и принципы методики, лингводидактики, психолингвистики.

        Использование системы упражнений в работе позволяет выстроить взаимосвязанные действия, которые располагаются в порядке нарастания языковых операционных трудностей с учетом последовательности становления речевых умений и навыков и характере реально существующих актов речи.  Система упражнений должна соответствовать целям усвоения учебного материала, содержать языковой материал, предназначенный для усвоения , а также приема и способы усвоения знаний, умений, навыков. В системе упражнений должны содержаться такие операции с языковым материалом, которые мобилизовали бы оперативную память учащихся и способствовали формированию новых умений и навыков.  Учащиеся должны уметь анализировать и синтезировать.

        Так, для выработки умения дифференцировать твердые и мягкие согласные русского языка в оппозициях и умения произносить их,  учащиеся должны научиться выявлять произносительные признаки , по которым отличаются эти согласные друг от друга в потоке речи. Упражнения и задания должны быть направлены на успешное преодоление звуковой интерференции. Важность системы состоит в том, что она обеспечивает организацию процесса усвоения и организацию процесса обучения. Система упражнений должна обеспечить: усвоение до уровня навыка; предупреждение ошибок;  соблюдение нужной последовательности; учет особенностей конкретного материала. Упражнения являются основным средством обучения орфографии и произношения при наличии таких условий, как: правильность подбора фонетико – орфографического материала, необходимого для усвоения и системности его подачи; целенаправленности задачи, поставленной в упражнении; посильности проблемы, поставленной в упражнении для выполнений ее учеником.  Следует отметить, что упражнения должны быть направлены на предупреждение ошибок. При этом важны не количество проведенных упражнений, а правильная их организация,  целесообразное их расположение, их связь  с другими аспектами речевой деятельности ученика.

        Система упражнений должна быть нацелена на достижение произносительной и орфографической грамотности учащихся, формируемых во взаимосвязи, на развитие речи. Произносительные и орфографические упражнения, развивающие речевую деятельность  слабослышащих учащихся, не только закрепляют в памяти произношение и графическое изображение слов, но и развивают общие приемы мышления, которыми необходимо овладеть в ходе взаимосвязанного формирования произносительных и орфографических навыков. Следует отметить, что рационально организованная система упражнений закрепляет речевые умения и навыки. А формирование и закрепление представляют собой разные этапы единого сложного процесса. Поэтому целесообразно работу по реализации основных задач взаимосвязанного обучения произношению и правописанию проводится на протяжении всего периода школьного обучения, так как без своевременного повторения вновь образованных путей и следов, – писал И. П. Павлов, – вновь образованная связь в коре головного мозга может нарушиться и исчезнуть  совсем.

        Чтобы не произошла деавтоматизация произносительных навыков, и ее отражения на письме, в процессе изучения других разделов курса русского языка, внимание слабослышащих учащихся следует акцентировать на произносительной и правописной сторонах речи постоянно. Разумеется, совершенствование этих навыков нужно увязать не только с конкретной грамматической темой, но и с обучением любому лингвистическому и речевому явлению на уроке. Выполнение грамматических упражнений с комплексными заданиями заставляет слабослышащих учащихся систематически совершенствовать свои произносительные и орфографические навыки.

        Система упражнений по формированию взаимосвязанных произносительных и правописных навыков включает в себя презентацию единиц произношения и орфографии, их восприятие и запоминание, реализацию их в речи.

        Формируя взаимосвязанные произносительные и орфографические навыки, следует учитывать известное положение, что языковое общение людей с психологической точки зрения носит в основном устный характер, а письменная речь – вторичное явление. Поэтому упражнения подчинены закреплению, прежде всего: акустических  образов и артикуляционных типов, в которых материализуется фонема русского языка;  правильного восприятия звучащей речи; правильного воспроизведения звуковых явлений, а значит и усвоения артикуляционных моделей и комбинаций; знания отражения произношения на письме. Создание акустико-артикуляционных единств, когда слух контролирует артикуляцию, а артикуляция проверяет акустическое впечатление, а также автоматизация письма, производится одновременно.

        Упражнения, используемые в работе, должны быть направлены на взаимосвязанное обучение произношения и орфографии.  Для этого необходима такая система упражнений, которая предусматривает взаимодействие и взаимовлияние видов речевой деятельности.

        В научно-методической литературе вопрос классификации типов упражнений решается по-разному. Упражнения подразделяют на аналитические и синтетические, коммуникативные и некоммуникативные, подготовительные и тренировочные, рецептивные, репродуктивные и продуктивные, аналитические, переходные  и конструктивные, творческие. Исходя из специфики такого взаимосвязанного обучения произношению и орфографии, из многообразия классификаций типов упражнений, считаем наиболее целесообразным деление упражнений на тренировочные и речевые. В соответствии с этим определяются их основные характеристики.

        Тренировочные упражнения развивают фонематический слух и артикуляционные навыки слабослышащих учащихся, направлены на воспроизведение изученных фонетических учебных единиц, обозначение их на письме и обратный перевод их из письменной речи в устную.

        Речевые упражнения способствуют развитию устной и письменной речи учащихся на основе самостоятельного использования тех же учебных фонетических единиц в текстах различной протяженности.

        В процессе работы первостепенной задачей является формирование фонематического слуха слабослышащих учащихся. Успешно решают эту задачу упражнения, формирующие умения и навыки различения, опознавания и восприятия звуков в составе слов, словосочетаний, предложений. Это тренировочные упражнения типа: прослушайте слова; определите, какой звук произносится в них мягко; объясните, чем вызвано такое произношение; запишите услышанные слова, прочитайте, объясните правописание слов и т.д. Такие упражнения помогают осознать акустико-артикуляционные признаки, характеризующие конкретные фонетические единицы, учат правильно  обозначать их на письме. Следует отметить, что для выработки слухо – произносительных навыков необходимо овладеть наряду со слуховым и артикуляционным образом слова. Необходимо включать в тренировочную  работу упражнения на восприятие и воспроизведение речи.

        Тренировочные упражнения формируют первичные произносительные и орфографические умения и навыки. Целью речевых упражнений является самостоятельное конструирование предложений, связных текстов в соответствии с произносительными и орфографическими нормами. Эти упражнения могут быть использованы на разных этапах обучения языку. Такие упражнения могут заключать работу над фонетико-орфографическим явлением.

        Упражнения, основанные на органической связи произношения и орфографии, будут в значительной мере способствовать уменьшению ошибок в произношении и в письме слабослышащих учащихся, а также позволят преодолеть методические трудности усвоения произношения и орфографии, которые вызваны сложностью самой звуковой системы и орфографии русского языка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию информационно-коммуникационной компетентности у учащихся на уроках географии

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Они  позволяют предоставлять обучаемому информацию в различной форме; контролировать вр...

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

Из опыта организации экспериментальной работы по формированию учебной мотивации познавательной компетентности учащихся

Тезисы отражают результаты эксперимента по внедрению технологии развития критического мышления посредством чтения и письма в учебный процесс средней школы №7 г. Сарапула Удмуртской Республики....

Творческая работа "Игра как средство интеллектуального развития слабослышащих учащихся старших классов"

Огромную роль в развитии, воспитании и обучении ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь ...

Роль научно-исследовательских работ в формировании положительного интереса учащихся к предмету и процессе становления личности

Данная методическая статья содержит информацию о том, какие личностные качества развивает у школьников участие в научных обществах, как развивается личность и положительное отношение к изучаемым предм...

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВРабота концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста....

Работа с региональными СМИ как форма работы по формированию и оценке функциональной грамотности учащихся ОБРАЗОВАНИЕ ЮГОРИИ Сетевой научно-методический журнал Выпуск 2 (64) 2022 Стр. 22-27

В данной статье произведен анализ критериев функциональной грамотности в условиях ФГОС ООО. Представлена форма работы с региональными СМИ и пример задания по материалам газеты «Новости Приобья&r...