«Моделирование и конструирование эффективного учебного занятия»
методическая разработка

Касатурова Ольга Евгеньевна

 «Моделирование и конструирование эффективного учебного занятия»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Моделирование и конструирование эффективного учебного занятия»

Особенности традиционного обучения в отличие от интерактивного обучения (обучения в сотрудничестве)

Традиционное обучение

Интерактивное обучение

1.Цель

Дать определенный объем знаний, умений и навыков. Подготовить учащихся к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. Развитие личности – непосредственной, стихийное следствие обучения.

Создать условия для инициативы детей.  Целостное развитие личности ученика.

2.Преобладающий характер  и стиль взаимоодействия учителя-ученика или учителя и учеников

Предметом совместной деятельности учителя и ученика является учебный материал, знания, умения, навыки. Учитель предает информацию - ученик ее усваивает.

Учитель учит, и ученики учатся;

учитель знает всё, а обучающиеся не знают ни- чего (или только кое-что); учитель думает и показывает обучающимся, как думать;

учитель говорит, а обучающиеся слушают и не сомневаются в его словах;

учитель поддерживает дисциплину, и обучающиеся дисциплинируются;

 учитель выбирает и обосновывает свой выбор, и обучающиеся соглашаются; y учитель действует, и обучающиеся имеют иллюзию действия через действия учителя;  учитель выбирает содержание учебной программы, и обучающиеся принимают его;

учитель смешивает авторитет знания со своим собственным профессиональным авторитетом, который он противопоставляет свободе обучающихся.

        Диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. В процессе такого обучения учащиеся выступают не пассивными обучаемыми, а активными деятелями, полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Каждому ученику предоставляется возможность найти свой способ решения. Дети - соавторы учителя в создании урока. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие учителя и ученика: активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создание условий для их инициативы.

3.Роль учителя в процессе образовательной деятельности

Основная роль отводится деятельности учителя, который планирует, организует, осуществляет и контролирует учебный процесс, а ученики, действуя по образцу, идут вслед за учителем.

Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта, он ни в коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе.

4.Роль ученика в процессе обучения

Ученик – «объект» обучения. Он – ученик, на которого направлено воздействие учителя, а ученик в силу его пассивности часто бездеятелен.

1. Главными в процессе обучения становятся связи между учащимися, их взаимодействие и сотрудничество.

2. Учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. 

5.Особенности и типы уроков

  1. Урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление.
  2. Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний.
  3. Урок обобщения и систематизации — полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе.
  4. Урок контроля ЗУН и коррекции знаний предназначен для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы.
  5. Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике.

пробуждают у обучающихся интерес;

  1. поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
  2. обращаются к чувствам каждого обучающегося;
  3. способствуют эффективному усвоению учебного материала;
  4. оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
  5. осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
  6. формируют у обучающихся мнения и отношения;
  7. формируют жизненные навыки;
  8. способствуют изменению поведения

6.Технологии обучения

- реализуется в основном через классно-урочную систему обучения.

- развивающие технологии;

-личностно-ориентированные технологии.

  1. По уровню применения: общепедагогической;
  2. По философской основе: педагогикой принуждения;
  3. По основному фактору развития: социогенной (с допущениями биогенного фактора);
  4. По усвоению: ассоциативно-рефлекторной с опорой на суггестию (образец, пример);
  5. По ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН.
  6. По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая;
  7. По типу управления: традиционное классическое +ТСО;
  8. По организационным формам: классно-урочная, академическая;
  9. По подходу к ребёнку: авторитарная;
  10. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная; по категории обучаемых: массовая.

  1. Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
  2. Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.
  3. Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.
  4. Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
  5. Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

7.Методы обучения

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) — осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются « знания- знакомства » ).

2. Репродуктивный метод(преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т.д.; в результате формируются «знания-копии».

3. Метод проблемного изложения.Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

4. Частично-поисковый, илиэвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одной из разновидностей которого является эвристическая беседа — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах. 5. Исследовательский метод.После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный — методы традиционного обучения, основная сущность которого сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.

  1. Мозговой штурм.
  2. Кластеры, сравнительные
  3. Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ.
  4. Круглый стол (дискуссия, дебаты).
  5. Деловые игры
  6. Аквариум.
  7. Метод проектов.
  8. BarCamp

9.Формы обучения

Выделяют формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная), а также такие формы, как урок, экскурсия, семинар, лекция, практическое занятие, производственная практика, экзамены, зачеты, консультации и т. д.

  1. творческие задания;
  2. работа в малых группах;
  3. обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
  4. использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
  5. социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);
  6. изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);
  7. тестирование;
  8. разминки;
  9. обратная связь;
  10. дистанционное обучение.
  11. обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
  12. разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»);
  13. тренинги.

10.Средства обучения

Учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, оборудование для лабораторий, технические средства - все это составляет средства обучения, именуемые материальными. К идеальным принадлежат устная и письменная речь, живопись, музыка, схемы, таблицы, диаграммы, а также организующая и направляющая деятельность учителя, его квалификационный уровень, методика организации обучения. Преподавание даст положительные результаты в том случае, если средства обучения, идеальные и материальные, используются в комплексе, дополняя друг друга. 

  • интерактивная доска;
  • мобильные устройства (смартфоны, планшеты);
  • интерактивный стол;
  • интерактивная система опроса;
  • интерактивные программы (приложения) и электронные образовательные ресурсы.

11.Специфика домашнего задания

Домашняя работа – это важная составляющая любого урока, это еще и индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование самостоятельности – ведущая функция домашней работы. Только в домашних условиях ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и товарищами. Новые стандарты требуют воспитания инициативы, таких качеств, без которых невозможен творческий труд.
Способствовать развитию творческих способностей – задача учебной домашней работы. У ребенка должна возникать потребность в самообразовании не только в старших классах на пороге взрослой жизни, но и в юном возрасте. 
Роль домашней работы многозначна, она немаловажная часть учебно-воспитательного процесса в школе.

использование мультимедийных презентаций.

Вывод: Для достижения современных целей образования необходимо решить следующие задачи:

  1. Развитие сети учреждений, оказывающих услуги дошкольного, среднего образования. Достижение современного качества среднего общего образования на основе развития, разработки и реализации новых, инновационных технологий и методов обучения.
  2. Внедрение эффективных механизмов управления качеством образования.
  3. Повышение статуса и значимости работников образовательных учреждений и создание условий для их творческого развития и профессиональной компетентности.
  4. Обновление материально-технических ресурсов по развитию гуманитарной информационно-образовательной среды учреждений.
  5. Повышение уровня комплексной безопасности образовательных учреждений.
  6. Внедрение новых организационно-финансовых механизмов развития системы среднего общего образования.

В настоящий момент, на мой взгляд, необходимо внедрение новых образовательных технологий, позволяющих повысить уровень профессиональной подготовки выпускников в профильных и общеобразовательных классах к будущей деятельности по выбору своей  будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективность учебного занятия – результат активной деятельности обучающихся»

Образовательно-воспитательный процесс дополнительного образования детей в большей степени зависит от проведения педагогами занятий. Использование при их подготовке разнообразных методов, форм и технол...

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

"Эффективность учебного занятия – результат активной деятельности обучающихся»

Педагог!Помни, от тебя зависит многое –И атмосфера в группе, и настрой ребят,Ты не смотри на них глазами слишком строгими,Простой улыбки от тебя они хотят.Отдай им сердце, не скупись на милосердие.Вед...

"Эффективность учебного занятия – стимул к успеху педагога и воспитанника"

Самым главным в работе педагога дополнительного образования является занятие. Самый главный критерий занятия - зто его эффективность. В данном материале рассматриваются планируемые действия педагога Д...

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ЗАДАЧ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ЗАДАЧ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ...

Проект №3. Конструирование системы учебных занятий, ориентированных на достижение прогнозируемых результатов.

Тема:  «Квадратные уравнения»Средства обучения: учебник, таблицы, способы решения неполных квадратных уравнений.Решение квадратных уравнений по алгоритму, схемы, карточки, приёмы само...