Применение здоровьесберегающх технологий
статья

Храмцова Оксана Ивановна

Здоровьесберегающие технологии — это совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья ребенка. Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить спортсмену возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologiiv_sporte.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

 «Применение здоровьесберегающх технологий в полиатлоне»

        Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

        Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

        В последнее время в нашей стране стало уделяться должное внимание физической культуре и спорту. Важным социальным факторами становятся укрепление здоровья людей, повышение их работоспособности и производственной деятельности, продления творческого долголетия, увеличения продолжительности жизни.

        Занятия спортом, без доли сомнения, оказывают существенное воспитательное, образовательное и развивающее влияние. В то же время спортивная деятельность нередко негативно влияет на различные стороны жизнедеятельности спортсменов. В отличие от занятий физической культурой, в которых нет преобладающей целевой установки на соревновательный результат, спортивная подготовка зачастую характеризуется деятельностью, связанной с чрезмерными нагрузками, ранней спортивной специализацией, нечестным поведением соперников, что оказывает отрицательное воздействие на здоровье занимающихся. Осознавая важность данной проблемы, в недавнем прошлом в научный обиход было введено такое понятие, как «здоровьесберегающие технологии». Во многих видах спорта стали проводиться научные изыскания, посвященные разработке данных технологий.

        Здоровьесберегающие технологии — это совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья ребенка. Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить спортсмену возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

        Одна из важнейших задач, начиная с самого раннего детского возраста – воспитание физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерного поощрения развития всех видов массового спорта и физической культуры, особенно в школах, в средних и высших учебных заведениях вовлечение в спортивное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи.

        Полиатлон как вид спорта был создан в 1992 году на основе существовавших в СССР программ «Многоборий ГТО» и детских многоборий «Старты Надежд».         Полиатлон является продолжением и развитием комплекса ГТО, действующего в нашей стране с 1931 года и который составил основу государственной системы физического воспитания, направленной на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей населения страны.         Полиатлон – это комплексные спортивные многобория, целью которых является развитие у занимающихся основных физических качеств (выносливости, силы) и прикладных двигательных навыков. В него включены упражнения из разных видов спорта: легкой атлетики, плавания, гимнастики, пулевой стрельбы, лыжного спорта и других видов. Отличительными особенностями полиатлона как зимнего, так и летнего являются доступность, оздоровительная направленность и возможность заниматься этим видом спорта лицами различного возраста и интересов.

        Полиатлон как вид спорта хорош тем, что в нём могут проявить себя люди разного возраста — от двенадцати до восьмидесяти лет. Полиатлон полезен и интересен не только собственно спортсменам, но и всем кто ведёт или старается вести активный образ жизни, а также тем, кто хочет попробовать себя в нескольких видах спорта одновременно.

        Суть спортивной тренировки в  полиатлоне, заключается в том что каждый вид требует определенного подхода.

        Кросс в полиатлоне — это бег на 2000–3000 метров у мужчин и 1000–2000 метров у женщин. Бег является составной частью тренировки любого спортсмена. Кроссовый бег — один из самых доступных видов физических упражнений, для занятий подходит любой парк или сквер. Бег – тайное оружие профессионального фитнеса. Медленный бег развивает общую выносливость. Следует заметить, что тренировка в беге на выносливость является незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают хроническое нервное перенапряжение, а также снижает риск возникновения заболеваний сердца.

        Лыжные гонки в полиатлоне проводятся на дистанции 10 километров у мужчин и 5 километров — у женщин. Во всём мире лыжи являются одним из самых популярных видов зимнего спорта. Считается, что сегодня нет более демократичного, доступного, столь тесно связанного с природой и так полезного для человека вида спорта.

        На крупных соревнованиях роль силового норматива в полиатлоне играет метание гранаты, которое является военно-прикладным нормативом, имеющим в нашей стране уже почти столетнюю историю и составлявшими важную часть подготовки советских школьников к службе в армии. Со временем из простого прикладного упражнения метание гранаты выросло в полноценную спортивную дисциплину со своими методиками и рекордами. В технике движений метателей существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук, поэтому как дисциплина метание гранаты представляет из себя довольно сложный комплекс упражнений.

Соревнования по плаванию в полиатлоне проводятся на дистанции 50 метров или 100 метров (в зависимости от ранга соревнований: чем выше, тем больше плыть), обычно спортсмены соревнуются в классическом закрытом 25-метровом бассейне, но иногда соревнования проводятся и на открытой воде. Спортивное плавание — вид спорта, в котором целью является как можно более быстрое покрытие определённого расстояния, не нарушая при этом техники способа плавания, который используется. Следует отметить и тот факт, что плаванием  благотворно влияют на закаливание и укрепление организма,  на всестороннее развитие физических качеств, занимает ведущее место в системе физического воспитания.

        Силовые упражнения в полиатлоне представляют хорошо всем известные подтягивания на перекладине (у мужчин) и отжимания от пола (у женщин). С одной стороны, подтягивания и отжимания не являются обособленным видом спорта, но с другой они активно применяются в тренировочном процессе любого спортсмена. Но самое примечательное, что для подтягивания и отжимания не требуется практически никакого специального инвентаря, поэтому данные упражнения являются наиболее популярными у физкультурников.

        Стрельба в полиатлоне ведётся из пневматической винтовки в 5-сантиметровую или 25-сантиметровую мишень с расстояния 10 метров, производится 5 или 10 выстрелов (в зависимости от соревнований). Стрелковый спорт в целом является один из наиболее древних прикладных видов спорта. Он берёт своё начало от состязаний в стрельбе из лука и арбалета. С появлением в середине XIV века огнестрельного оружия начались состязания по стрельбе в том виде, в каком сегодня его знаем мы: правда, сначала стреляли из гладкоствольных ружей, и только после создания нарезного оружия пулевая стрельба приобрела тот вид, который дошёл до наших дней.

        Для сохранения здоровья юных спортсменов-полиатлонистов  тренеры и должны в тесном сотрудничестве с родителями использовать все доступные методики укрепления и восстановления здоровья.

  • Для предупреждения перетренированности детей на занятиях большое внимание уделяется восстановительным упражнениям, в частности, релаксации. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
  • Для снятия напряжения глаз после занятий по стрельбе тренеры используют различные гимнатики для глаз. Для профилактики плоскостопия применяются  коврики с различной поверхностью. Для восстановления дыхания используют различные дыхательные гимнастики.
  • Большое значение для здоровья детей имеет закаливание. Воздух и солнце — вот естественные факторы, которые помогают ребенку обрести стойкость к любым атмосферным условиям. Тренеры стараются по возможности (учитывая погодные условия) проводить занятия, оздоровительный бег, соревнования и эстафеты на свежем воздухе.
  • Ещё одна реализующаяся в рамках наших занятий здоровьесберегающая технология – это технология обучения здоровому образу жизни. Проведение индивидуальных консультаций и родительских собраний, на которых тренер-преподаватель беседует о здоровом питании; о том, как правильно кормить ребёнка перед занятием; раздача индивидуальных рекомендаций по организации чёткого распорядка дня.
  • В целях предупреждения несчастных случаев тренеры-преподаватели регулярно проводят лекции с детьми на тему “Безопасность и здоровье каждого”, знакомить детей с техникой безопасности и правилами поведения на занятии (по всем видам спорта), с правилами личной безопасности, проверять знания правил дорожного движения.
  • Все спортсмены ежегодно проходят углубленное медицинское обследование в физкультурных диспансере и можно сказать, тренер и родители владеют информацией о состоянии здоровья ребенка. Но гораздо важнее не допустить изменений в сторону ухудшения здоровья, чем впоследствии успешно или не очень с ними бороться новейшими методами медицины.

        Для успешного и безопасного процесса обучения в полиатлоне мы используем следующие здоровьесберегающие технологии:

        1. Степень подготовленности и физической и психологической должна соответствовать поставленной задаче.

        Обучение всегда проходит по принципу «от простого - к сложному» форсирование недопустимо и может привести к травме. Для исполнения конкретного элемента спортсмен должен обладать определенными навыками, которые должны быть заблаговременно сформированы во время тренировок. Роль родителей в этой сфере состоит в контроле за выполнением требований тренера (домашнего задания).

        2. Средства и приемы восстановления.

        После каждой тренировки спортсмену необходимо восстановить свои силы и подготовить организм к дальнейшим нагрузкам. Еще совсем недавно список средств, доступных каждому сводился к медикаментам, массажу и сауне. В наше время стали доступны новейшие разработки в области медицины и техники. В настоящее время для восстановления спортсменов применяются всевозможные аппараты, которые рекомендуются родителям тренерами и медицинскими специалистами.

        3. Правильное питание спортсмена.

        Львиная доля ответственности за правильное питание юного спортсмена лежит на родителях, поэтому вовлеченность их в эту деятельность должна быть максимальной. В рацион спортсмена должны входить все необходимые вещества, и жиры, и белки, и углеводы, и наша совместная задача обеспечить поступление в организм ребенка необходимого количества полезных веществ, скорректировать питание для достижения эстетических целей (похудение). Для пополнения организма витаминами и минералами широко должны использоваться медицинские препараты, по назначению врача спортивной медицины. Так же в физкультурном диспансере врачи могут порекомендовать индивидуально для каждого спортсмена комплексы биологически-активных добавок. Родители должны очень внимательно следить за самочувствием своих детей и о всех проблемах со здоровьем сразу сообщать тренерам.

        4. Методы психологической тренировки.

        Соревновательная деятельность в полиатлоне связана со стрессами, так как этот вид спорта подразумевает участие в нескольких видах программ. Нередко спортсмены показав в одном виде хороший результат,  в другом выступить не очень хорошо. А это влияет на общее количество очков спортсмена. Некоторым очень сложно выступать и показывать свои умения в соревновательных условиях.  Каждая неудача на старте глубоко отражается на психике ребенка и в такие моменты и родители и тренер, порой одним словом, могут еще больше усугубить этот эффект. В настоящее время помощью в решении таких сложных ситуаций может стать способы аутотренинга и самовнушения, которым спортсменов обучают. Родителям и тренерам необходимо совместно и очень бережно относиться к детям во время соревнований, чтоб не травмировать детскую психику.

        5. Переключение на другой вид деятельности, совместные мероприятия.

        Для достижения максимального результата в спорте необходимо создать комфортные условия для всех членов коллектива – спортсмены, родители, тренеры. У каждого члена коллектива имеются свои цели и свои амбиции и нужно строить отношения так, чтоб конкуренция, необходимая для прогресса, не создавала проблем в межличностном общении. Мы проводим совместные мероприятия, нацеленные на сплочение коллектива. Родители участвуют в проведении спортивно-массовых мероприятиях, соревнованиях, походах, экскурсиях. Такая возможность, переключиться на другой вид деятельности, благоприятно сказывается на психологическом состоянии детей.

    Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

        Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет детям более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а тренеру  эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Арт-технология КАРКАСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ" на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Изготовление новогоднего украшения с применением арт-технологии.

Презентация представляет опыт использования арт-технологий "Каркасное моделирование" на уроках изобразительного искусства в начальной школе....

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

«Опыт применения технических средств при обучении с применением дистанционных технологий на уроках английского языка»

На уроках английского языка активно используются и успешно применяются два режима обучения, которые являются необходимыми для сохранения, формирования и дальнейшего развития необходимых иноязычных ком...

Подготовительный этап применения проектной технологии в урочной деятельности (без применения презентации PowerPoint)

Проекты в основном звене не обязательно выполнять с помощью презентации PowerPoint. Сначала нужно детей научить, как вообще эти проекты делать. Согласны? Тогда прочитайте мою статью о такой работе....