Бережное отношение к природе
методическая разработка (5 класс)

Волкова Екатерина Валентиновна

Технологическая карта урока по ОДНКНР. Базовый учебник: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2018.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО: Волкова Екатерина Валентиновна

Место работы: ГБОУ школа № 76 Выборгского района Санкт-Петербурга

Должность: учитель истории

Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Класс: 5

Базовый учебник: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2018.

Тема: «Бережное отношение к природе»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: Сформировать представление о бережном отношении к природе

Задачи урока:

  1. Сформулировать тему урока
  2.  Определить главную проблему в отношениях человека и природы на основании изучения текста, иллюстраций
  3. Определить пути решения проблемы
  4. Формировать и развивать способность учащихся к учебному сотрудничеству в группах, с учителем
  5.  Создать условия для предметного вывода
  6. Подвести учащихся к самооценке предметных знаний и своей деятельности
  7. Формирование комфортных условий для работы на уроке

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, тетрадь

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мотивация учебной деятельности

Мозговой штурм

Определение темы урока

После просмотра видеоролика «Чистая Вуокса» учитель задает учащимся  наводящие вопросы.

-Чем занимаются люди, которых вы видели в видеоролике?

-Зачем они это делают?

 -Почему возникла необходимость в их действиях?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Просмотр одного из видеоотчетов экологического проекта «Чистая Вуокса» (https://cleanvuoksa.ru)

Вопросы учителя

Формирование умения образного восприятия картины мира

Развитие навыков и умений поиска и определения главной задачи учебной деятельности

Актуализация знаний

Учащиеся высказывают свои предположения, опираясь на жизненный опыт в соответствии с кругозором

Организует беседу с учащимися:

-В современном мире действия людей чаще всего наносят вред природе. В чем это проявляется? Как вам кажется, всегда ли люди также относились к природе?

Вопросы учителя

Учащиеся формируют предметные навыки на основе метапредметных знаний

Совершенствование универсальных логических навыков, умения вести конструктивную беседу

Изучение нового материала - самостоятельная познавательная деятельность

Поисковая деятельность:

-работа с текстом в группах (каждая группа работает со своим фрагментом)

-работа с иллюстрациями

Учитель делит учащихся на 3 группы и объясняет задание:

Прочитать тексты и прокомментировать в группах, ответить на вопросы.

1. Как относились к природе славяне?

2. Как относились к природе саамы?

3. Как относились к природе коми, якуты, эвенки?

Затем сделать вывод

-В чем схоже их отношение? Чем его можно объяснить?  

Текст учебника «Как древние люди относились к природе?» с.49-50  

1 группа: «Древние славяне»

2 группа: «Саамы»

3 группа «Коми, якуты, эвенки»

Учатся анализировать тексты, выявляя предметные проблемы

Совершенствование навыков учебного сотрудничества на основе чтения текста, анализа иллюстративного материала

Учитель организует работу с иллюстрациями:

-Современный человек меньше зависит от природы. И проявляет меньше заботы о ней. Он только берет, почти ничего не давая взамен.

Посмотрите на иллюстрации. Можем ли мы привести примеры положительного отношения к природе? Какие примеры вы еще можете привести (вспомните видеофрагмент)

Вопросы учителя

Иллюстрации и текст учебника с.51-53

Учатся делать выводы на основании полученной на уроке информации

Закрепление нового материала

Закрепление вывода суждениями учащихся, применение знаний на практике

Человек часто забывает, что природа – его дом. Она дает ему все необходимое для жизни. А что случится, если мы будем разбрасывать мусор в нашем доме (квартире)? Распылять плохо пахнущие вещества? Выливать грязную воду в графин с питьевой водой? Съедим всю еду?

Что нужно сделать, чтобы нам в нашем доме жилось хорошо?

Что такое «бережное отношение к природе»?

Сформулировать вывод: Что такое «бережное отношение к природе»?

Расширение культурного опыта на основе формирования целостной картины мира

Формирование навыка формулирования вывода на основе творческой деятельности

Задание на дом

Запись задания

Ответить на вопрос

Вопрос учителя: Как каждый из нас может участвовать в охране природы?

Формирование умения закреплять знания на практике

Формирование и развитие навыка письменного ответа на проблемный вопрос

Рефлексия

Заполняют таблицу «Итоги урока»

Организует работу учащихся с таблицей

Заполнить таблицу (смотри приложение)

Формирование предметного навыка: понимания цели учебной деятельности

Формирование и развитие самооценки учебной деятельности

Вопрос

+

-

Понятна ли была цель урока?

Понятен ли вывод урока?

Было ли интересно?

На сколько плюсов я оцениваю свое участие? ( +, ++, +++)*

* Вопрос для формирования положительной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Воспитание бережного отношения к природе через изучение художественных произведений якутских авторов"

В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. Люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам.  Это исходит, прежд...

Создание методики "Школа любования" с целью воспитания бережного отношения к природе

Традиционный однодневный поход экскурсия, который проводится в объединении -  кукольный театр "Веселая компания" на протяжении более 10 лет, способствовал  созданию методики "Школа любования...

Презентация по теме "Демонстрации, экспериментальные и практические работы на уроках физики общеобразовательной школы, как средства возбуждения интереса к предмету, развития материалистического мировоззрения, воспитания бережного отношения к природе, обуч

В презентации представлен опыт применения на уроках физики демонстрационного эксперимента, проведения практических работ каксредства развития интереса к предмету, воспитания в обучающихся таких качест...

Урок по ФГОС «Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов».

Урок по ФГОС   «Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов»....

Проверочная работа По теме « Бережное отношение к природе» по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс

Тест к параграфу  "Бережное отношение к природе" , базовый уровень. Рассчитан на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Предлагается 10 вопросов с одним вариантом ответа. Тест составлен на ...