Главные вкладки

    Статья "Международный конкурс Одииссея разума- развитие творческой активности детей
    статья

    Кудрявцева Жанна Анатольевна

    Данная статья может быть полезна тем учителям, которые ищут применение творческой активности детей и считают ,что развитие креативного мышления- важный фактор формирования личности ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon odisseya_razuma_statya.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Одиссея Разума.

    Одиссея Разума – это международная программа развития творческого мышления, навыков командного взаимодействия, умения ставить и достигать цели.

    Её придумал профессор университета Ровенна (США) Сэмюэль Шиклас более 30 лет назад.

    С тех пор она распространилась по всему миру, в неё играют тысячи детей и подростков на всех континентах, в том числе в Германии, Словакии, Китае, Казахстане, Канаде и Сингапуре.

    Надо сказать, что Одиссея Разума – одна из немногих игр, где возраст участников может отличаться на пару десятков лет. В неё играют и малыши из детского сада, и школьники, и студенты. Исходя из возраста, все участники делятся на дивизионы: 1-й дивизион, 2-й дивизион и т.д.

    Из каких этапов состоят соревнования?

    Первый уровень – региональные соревнования, в которых принимают участие команды от школ или университетов. Традиционно вначале проходит торжественное открытие очередного сезона региональных соревнований, когда команды показывают свои презентации.

    Второй этап – по желанию – выездные открытые финалы в Белоруссии, Германии, Казахстане.

    Третий этап – европейский фестиваль, на который приглашаются команды, победившие на региональном уровне.

    Еврофест – это не соревнования, а большой праздник творчества, на котором выступают лучшие европейские команды.

    И, наконец, мировой финал, который ежегодно проводится в разных университетах США. Это грандиозные соревнования, в которых принимают участие тысячи детей со всего мира.

    Проект Одиссея Разума впервые появился в нашей стране в Челябинске и Смоленске. С 2006 года в него включается Северо-Западный регион, в том числе и Санкт-Петербург. Таким образом, сезон 2006-2007гг. становится первым сезоном для Северо-западной ассоциации Одиссеи Разума.

            Ассоциация Северо-Западного региона России была создана в 2006 году в Санкт-Петербурге. За эти годы было проведено 8 региональных конкурсов, в которых приняло участие более 2000 детей из разных учебных заведений города, области и г. Великие Луки. Мы 8 раз участвовали в соревнованиях в Белоруссии и Германии, а также принимали гостей из этих стран на наших соревнованиях. Мы были на Еврофестах в Германии, Венгрии, Словакии, Белоруссии, Польше, С-Петербурге.

     В 2008 и в этом году команда из школы № 89 г. Санкт-Петербурга участвовала в Мировом финале в Мерилендском университете, США.

            В настоящее время Ассоциация базируется в доме молодежи «Атлант», где проходят Региональные соревнования, а также организованы занятия по креативу, английскому языку и актерскому мастерству.

            Наша гимназия участвует в Одиссее с 2008г.,  в школе действуют 3 команды: «Радуга Микс», «Муравьи» и «Волшебные Пчелки». «Радуга Микс» и «Муравьи» ежегодные победители региональных соревнований Северо-Западной Ассоциации, участвовали в Еврофесте в Словакии – 2009г., в Белоруссии – 2010г.,  в Польше – 2011г., В России – 2012г., в Германии – 2013г.

            Команда «Волшебные Пчелки» участвует в программе Одиссея с 2010г. и второй год являются призерами региональных соревнований Северо-Западной Ассоциации. Наши 2 команды «Радуга Микс» и «Волшебные Пчелки ежегодно приезжали на открытый чемпионат Беларуси и заняли 3 и 5 место соответственно!

            Тренеры команд Жестакова Екатерина Вячеславовна («Радуга Микс»), Кривошонок Наталья Николаевна («Муравьи»), Кудрявцева Жанна Анатольевна и Жестакова Екатерина Вячеславовна («Волшебные Пчелки»).

    Для участия в основном этапе соревнований (Региональный этап) командам предлагается решить 2 проблемы: долгосрочную и спонтанную.

    Долгосрочная проблема выбирается в начале каждого сезона из 5 предложенных и, в дальнейшем, в течение 7 месяцев до выступления разрабатывается командой.

    5 основных типов проблем:

    - техническая

    - механическая

    - исследовательская

    - классическая

    - представление

    Техническая проблема предполагает, что команда должна построить некую конструкцию из предложенных материалов (как правило, это пробковое дерево), и испытать ее на прочность, т.е. она должна выдержать максимально большой вес.

    Механическая проблема также предполагает конструирование некой конструкции, но она должна еще и двигаться по определенной траектории или в заданном направлении и выполнять различные функции: например: передавать определенным образом сообщения от одного человека к другому или выражать различные эмоции на разных этапах передвижения, или менять свой принцип движения во время представления.

    Исследовательская проблема предлагает исследовать какой-либо научный или ненаучный факт или явление, изобразить его на сцене или построить вокруг него представление.

    Классическая проблема предполагает хорошее знание классической истории и литературы. Как правило, это музыкальная проблема, где требуется умение петь и танцевать. Она открывает широкий простор для творчества, поэтому традиционно является одной из самых популярных проблем в нашей гимназии и во всей Северо-Западной Ассоциации.

    И, наконец, пятая проблема – представление.

    Это проблема, как правило, юмористическая. Основана на чистом творчестве, не требует специальных знаний механики, техники или предметов естественно-научного цикла, как первые три проблемы, поэтому также является очень популярной у нас.

    Предлагается придумать представление по определенной ситуации, которая изложена в проблеме. Даются характеристики героев, которые должны быть; мест, которые надо изобразить; действий, которые будут оцениваться. Это похоже на знаменитую фразу из детской сказки: пойди туда, не зная куда, принеси то, не зная что. Но зато также открывает перед нами большие возможности для нестандартных, креативных решений.

    Как вы понимаете, первые три проблемы больше подходят для технических лицеев, колледжей, т.к. необходимо делать расчеты, чертежи, научные исследования, изобретать спецэффекты – другими словами «химичить» на сцене. Но эти учебные заведения почему-то неохотно принимают участие в проекте. В основном, тренерами Одиссеи Разума являются учителя иностранных языков, т.к. проект имеет международный выход. Хоть и допускается первоначальное представление на русском языке, но приветствие должно быть уже сразу на английском, чтобы когда команда отправляется на Еврофест, победив в проекте, там не переделывать сценарий. А ведь участвовать надо не просто так, а с желанием победить. Кроме того так происходить мотивация детей на изучение иностранных языков и развитие языковых навыков.

    При подготовке долгосрочных проблем есть несколько этапов:

    1. Разработка идей

    Задача тренера на этом этапе дать возможность ребятам высказать все свои идеи, даже безумные, стимулировать их, мыслить творчески, нестандартно, отбирать идеи, по его мнению подходящие, деликатно уводить их от некорректных идей, но не давить, не навязывать свое мнение, а дать им возможность самим принять решение, гордиться тем, что это придумали они, в противном случае и в дальнейшем они будут ждать идей и решения от тренера, а не мыслить сами. Тренер должен направлять их деликатно, в нужное русло, но давать больше свободы самовыражения.

    1. Написание сценария

    Он должен быть оригинальным, нельзя просто переделать или сделать пародию. Здесь тоже очень важно, чтобы ребята сделали это сами. Вообще в этом проекте оценивается именно детское творчество. Сразу видно, когда сценарий или декорации делали взрослые или профессионалы. Но здесь это производит обратное впечатление. Конечно, тренер помогает команде, особенно если дети еще маленькие, перевод на английский язык тоже тщательно корректируется. Но даже неопытная команда должна хотя бы попробовать сделать что-то сама, а уж взрослая, опытная – просто обязана.

    1. Создание костюмов и декораций

    Один из самых сложных этапов – при создании костюмов и декораций нельзя идти простым путем: пошел в магазин, все купил, что надо, принес готовые костюмы и т.д. Надо подходить креативно. Приветствуется, а иногда даже дополнительно оценивается использование в декорациях и костюмах бытовых отходов, мусора, старых ненужных вещей. Таким образом, проект выполняет еще и экологическую задачу по утилизации мусора, которым завалена наша планета. Дети должны придумать и сделать мобильные декорации, которые меняются, двигаются, трансформируются одни в другие, причем с наименьшими затратами. На каждую проблему есть лимит стоимости, например 145 долларов, и мы должны представить строгий финансовый отчет с чеками, сколько и на что мы потратили. Важно, чтобы все было сделано детскими руками, пусть даже рейки прибиты криво, а ваш костюм из полиэтиленовых пакетов и оберточной бумаги не поедет в Милан на неделю моды, но они это сделали сами, они могут собой гордиться. Для создания костюмов мы собираем мусор в течение всего года: крышки, бутылки, оберточную бумагу. В прошлом году для бабочек мы собрали фантики во всех мусорках школы. Со стороны это может выглядеть как безумие, но это безумие творчества. Очень приятно, что даже те, кто не является членом команды на этих подготовительных этапах приходят часто к нам помогать. Их тоже затягивает в это безумие, кто-то остается и в будущем становится членом команды, кто-то уходит, поняв какой это адский труд.

    1. Непосредственная репетиция представления

    На этом этапе необходимо добиться слаженной работы всей команды. Само представление должно длиться не более 8 минут. Это строго оценивается и снимаются баллы за превышение времени, также оно должно соответствовать всем описанным в проблеме условиям и правилам. Таким образом, нужно не только отрепетировать выступления, чтобы все знали, кто за кем выходит, когда и на что меняются сцены и декорации, чтобы все хорошо читали, громко и выразительно говорили, но и следить за временем.

    Хочется отметить еще один важный момент. Одиссея Разума, как неоднократно подчеркивалось, развивает не только творческое и нестандартное мышление, но и способность быстро принимать решение, экстренно и креативно реагировать на создавшуюся ситуацию.

    Во время выступления могут произойти самые различные форс-мажорные обстоятельства. Остановится или не там пойдет музыка, сломаются или упадут декорации, кто-то забудет слова. Дети учатся правильно выходить из подобных ситуаций, обыгрывать их, помогать друг другу на сцене. Судьи оценивают именно это: как команда сумела выкрутиться. Например, на Еврофесте в С-Петербурге у нас остановилась музыка во время танца. Ребята не растерялись, стали напевать мелодию сами, хлопать в ладоши, т.к. это был рэп, выбивать ритм, и команда успешно закончила выступление.

    Следующий немаловажный конкурс на любых соревнованиях Одиссеи Разума – это спонтанный конкурс, который не готовится заранее и никто: ни ребята, ни тренеры до самого конца не знают, что там будет. Тайна это охраняется очень строго. Если выяснится, что какая-либо информация просочилась, команду могу дисквалифицировать и снять с соревнований.

    Спонтанный конкурс бывает:

    - вербальный

    - мануальный

    - вербально-мануальный

    Вербальный – предлагается придумать что-либо. Например, закончить креативно фразу «Пошел град…». Или за одну минуты придумать свою музыкальную группу, название, стиль, песню.

    Мануальный – предлагает сделать что-либо своими руками. Например, из предлагаемых предметов составить длинное устройство, позволяющее воткнуть вилку в розетку  при отсутствии длинного шнура, при S (расстоянии?) до стены 2 метра.

    Вербально-мануальный – предлагается сделать что-либо из предлагаемых предметов, и объяснить. Например, на спонтанном конкурсе в Польше у нашей команды была вербально-мануальная проблема (объяснить). Сложность этого конкурса заключается в том, что надо быть очень внимательным, быстро и креативно мыслить, чувствовать другого и действовать очень слаженно. Желательно, чтобы в команде был лидер, который в этой ситуации поможет выбрать правильно решение, т.к. тренер на этот конкурс не допускается. Проверяется способность команды творить и мыслить самостоятельно.

    Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что кроме выше перечисленных качеств: креативности, способности нестандартно мыслить и т.д. Одиссея учит детей очень важным вещам: умению работать в команде, быть ответственным за все, что происходит, общаться, в том числе и на иностранном языке, находить общий язык и  порой в очень трудных ситуациях с людьми, зачастую плохо и вообще не говорящими на английском языке, и, в итоге, умению дружить.

    За годы участия в проекте, наши ребята не только сдружились сами, но и нашли друзей в других городах и странах. Приезжая куда-либо на соревнования, они уже встречаются как родные. Кроме того, что тоже очень важно, разновозрастные команды из нашей школы стали одним целым. Ребята общаются, помогают друг другу, подсказывают новые идеи, делятся мыслями и материалами, болея друг за друга и поддерживая на соревнованиях. Мы стали как одно единое братство – творческая команда Одиссеи Разума. При этом становятся более близкими и теплыми отношения между тренерами и ребятами. Они перестают видеть в нас только строгого учителя, а видят друзей, помощников искренне болеющих за них, за дело, которое мы делаем все вместе.

    Наша гимназия…

    Я бы хотела более конкретно рассказать, что такое Еврофестиваль. Это слет команд со всего мира. Целью мероприятия является показать, как решены проблемы, набраться опыта у других команд. Можно сказать, что это ярмарка творческих идей и мыслей. Еврофестиваль состоит  из нескольких этапов:

    1. Церемония открытия

    Официально встреча всех стран, с флагами, национальными атрибутами – знакомство.

    2. Собственное выступление команд по проблемам и участие в спонтанном конкурсе.

    Все идет без официального оценивания и мест, но потом можно посмотреть рейтинг среди других команд. Ценно то, что можно посмотреть выступления других команд, набраться опыта, увидеть новые нестандартные творческие решения в костюмах, декорациях, использовании бытовых отходов для выступления. И это, конечно, огромная практика языка, т.к. общение с людьми и с другими участниками только на английском языке.

    3. Экскурсионная программа по интересным местам города, где проходит фестиваль.

    4. Встреча смешанных команд.

    Все команды миксуются по возрастным категориям, следовательно, составляется единая команда (3, 4 команды), которая за двое суток должна представить решенную вместе проблему (8 минут). Можно использовать свои костюмы, декорации + создать новое и оригинальное выступление, где задействованы все члены команды.

    Положительные стороны:

    - развитие коммуникативных навыков

    - партнерство

    - умение договориться и придти к единому сценарию, следовательно,  100 % успеха.

    Данный конкурс оценивается.

    5. Участие в международной ярмарке, на которой можно обменяться сувенирами, даже попробовать национальную еду и насладиться представлением каждой страны. Это традиционные песни, танцы, костюмы,  следовательно, социокультурный компонент данного мероприятия.

    6. Закрытие шоу и награждение победивших смешанных команд. Обязательно итог, следовательно, фильм о работе всего Еврофестиваля. Следовательно, рефлексия, дети могут увидеть себя и вспомнить самые приятные и радостные моменты всего конкурса.

    Наша гимназия в 2012 году стала призером на таком фестивале, а также тренеры были в числе организаторов и идейных вдохновителей Еврофестиваля в С-Петербурге. Двое наших учащихся были ведущими на открытии конкурса. А в этом году в Германии наша Северо-Западная Ассоциация выиграла 7 кубков из 12 возможных.

    Итог: В Одиссее нет проигравших, - есть только победители.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов, направленные на развитие творческой активности детей дошкольного возраста.

    В данном материале представлены  методические рекомендации , направленные на развитие творческой активности и самостоятельности  детей в организованных формах хореографической деятельности....

    Развитие творческой активности детей на уроках иностранного языка

    Английский язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся....

    Статья "Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой киностудии». Из опыта работы", 2016

    Из опыта работы объединения "Творческая киностудия" (МБУ ДО "РЦТДиМ "Спектр") - основы мультипликации Статья «Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой ки...

    "Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей."

    Статья по итогам совместного занятия детей и родителей в студии мультипликации "Капитошка"...

    Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей», 2015

    1.         Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей» в рамках VII Между...