"Человек в современном мире"
календарно-тематическое планирование
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_obzh_2.docx | 56.48 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Человек в современном мире» изучается в основной школе в 5 классе из расчёта 1 ч в неделю (всего 34 ч).
Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует второй вариант планирования, предложенный в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы» (М.: Просвещение, 2011). Этот вариант предлагается для рабочей программы при изучении предмета в 5 классе из расчёта 1 ч в неделю (всего 34ч.).
Таким образом, предлагаемая рабочая программа рассчитана на 34 ч (по 1 ч в неделю). Часы для изучения курса «Человек в современном мире»в 5 классе выделены в связи с пониманием того, что в настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
- Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношенияк
психоактивным веществам и асоциальному поведению.
• отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том чис-ле наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
• Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению
- Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей, индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
*• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Коммуникативные учебные действия:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Познавательные универсальные учебные действия:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
- Содержание учебного предмета
5 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
№ | Тема урока | Количество часов на тему |
1 | Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч) | 22 |
2 | Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч) | 15 |
3 | 1.Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч) | 5 |
4 | 2. Опасные ситуации техногенного характера (6 ч) | 6 |
5 |
| 2 |
6 | 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч) | 2 |
7 | Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч) | 7 |
8 | 1. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч) | 3 |
9 | 2. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч) | 4 |
10 | Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч) | 13 |
11 | Раздел 3. Основы здорового образа жизни (5 ч) | 5 |
12 |
| 3 |
13 |
| 2 |
14 | Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч) | 8 |
15 |
| 7 |
- Календарно – тематическое планирование
5 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов на тему | Характеристика основных видов деятельности учащегося | Дата | |
План | факт | ||||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч) 1.Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч) | |||||
Город как среда обитания. | 1 | Определить зоны опасности. Соблюдать алгоритм поведения | |||
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. | 1 | Знать причины возникновения опасных ситуаций в жилище | |||
Особенности природных условий в городе. | 1 | Знать природные и антропогенные факторы Умение работать с учебником, выделять главное | |||
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. | 1 | Знать правила безопасного общения с окружающими людьми в городе. | |||
Безопасность в повседневной жизни | 1 | Ознакомление с ЧС, основные службы города и их задачи | |||
2. Опасные ситуации техногенного характера (6 ч) | |||||
Дорожное движение, безопасность участии- ков дорожного движения. | 1 | Дорожные знаки и их деление на группы. | |||
Пешеход. Безопасность пешехода. | 1 | Меры безопасного поведения пешехода на дороге | |||
Пассажир. Безопасность пассажира. | 1 | Правила пользования транспортом. | |||
Водитель. | 1 | Правила безопасного пользования и управления элементарным транспортом | |||
Пожарная безопасность. | 1 | Владеть основными правилами поведения при пожаре. | |||
Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | Правила поведения при затоплении жилища. | |||
3. Опасные ситуации природного характера (2 ч) | |||||
Погодные условия и безопасность человека. | 1 | Природные и антропогенные факторы | |||
Безопасность на водоёмах | 1 | Умение работать с учебником, выделять главное | |||
4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч) | |||||
Чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений | |||
Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | Обеспечение личной безопасности в ЧС | |||
Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч) 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч) | |||||
Антиобщественное поведение и его опасность. | 1 | Умение определения и оценки антиобщественного поведения | |||
Обеспечение личной безопасности дома. | 1 | Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице. умения по обеспечению личной безопасности дома. | |||
Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | умения по прогнозированию основных опасностей и обеспечению личной безопасности на улице | |||
6. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч) | |||||
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. | 1 | Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения.. | |||
Виды экстремистской и террористической деятельности. | 1 | Характеризуют основные виды террористической деятельности | |||
Виды террористических актов и их последствия. | 1 | Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. | |||
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | 1 | Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности. | |||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч) Раздел 3. Основы здорового образа жизни (5 ч) Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч) | |||||
О здоровом образе жизни. | 1 | Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. | |||
Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья. | 1 | Распознают виды двигательной активности и закаливания. | |||
Рациональное питание. Гигиена питания | 1 | Характеризуют сущность рационального питания | |||
Факторы, разрушающие здоровье (2 ч) | |||||
Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 | Как уберечь себя от курения, называть последствия употребления алкоголя Уметь называть возможные последствия употребления алкоголя | |||
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия) | 1 | Как уберечь себя от курения, называть последствия употребления алкоголя | |||
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч) Первая помощь и правила её оказания (7 ч) | |||||
Первая помощь при различных видах повреждений. | 1 | ПМП при вывихе | |||
Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). | 1 | ПМП при ушибах | |||
Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). | 1 |
| |||
Первая помощь при отравлениях (практические занятия) | 1 | Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом. | |||
Первая помощь при отравлениях (практические занятия | 1 | Дать рекомендацию по оказанию ПМП пострадавшему. | |||
Обобщение по теме: «Первая помощь и правила её оказания» | 1 | Дать рекомендацию по оказанию ПМП пострадавшему. | |||
Обобщение изученного материала за курс 5 класса | 1 |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В результате освоения обязательного минимума содержания программы «ОБЖ – 5 класс», учащиеся к концу учебного года должны:
знать
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
- правила пожарной безопасности и поведение при пожарах;
- правила безопасного поведения на воде;
- возможные аварийные ситуации в жилище, причинах их возникновения и правилах поведения;
- порядок эвакуации из помещения;
- правила поведения в криминогенных ситуациях;
- правила поведения на природе;
- о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для нашего региона, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;
- основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;
- о здоровье и здоровом образе жизни и факторах, влияющих на здоровье.
уметь
- вызвать аварийные службы спасения;
- предвидеть возможную опасность, выявить причины и возможные последствия;
- вырабатывать безопасный алгоритм действий при чрезвычайной ситуации;
- работать с учебной литературой, анализировать текст, выделять в нем смысловые блоки и логические части;
- построить и заполнить схему, таблицу, рисунок;
- анализировать возникающие в повседневной жизни ситуации.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного поведения на дорогах;
- использования первичных средств пожаротушения при пожаре;
- оказания помощи терпящим бедствия на воде;
- оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и различных видах травм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Права человека в современном мире"
Классный час на тему: "Права человека в современном мире"Цели: объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;сформировать...
Развитие общества и человека в современном мире
Работа содержит материал, который поможет учителю провести урок. Материал дополнен презентацией и раздаточным материалом. В работе группируется как коллективная, так и индивидуальная самостоятельная р...
Репродуктивное здоровье человека в современном мире
Статья может применяться на уроках биологии в 8, 10 классах при изучении тем индивидуального развития человека, при изучении репродуктивной системы человека (8 кл.)...
программа элективного курса Человек в современном мире
Программа элективного курса для подготовки к итоговой аттестации...
конспект урока " Права человека в современном мире"
открытый урок по обществознанию в 11 классе....
«Права человека в современном мире»
Внеклассное занятие...
Рабочая программа электива "Права человека в современном мире"
Электив предназначен для учащихся 8-9 классов для повышения правовой культуры учащихся....