"Человек в современном мире"
календарно-тематическое планирование

Короткова И.М.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_obzh_2.docx56.48 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Человек в современном мире»  изучается в основной школе в 5  классе из расчёта 1 ч в неделю  (всего 34 ч).

Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует второй вариант планирования, предложенный в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы» (М.: Просвещение, 2011). Этот вариант предлагается для рабочей программы при изучении предмета в 5 классе из расчёта 1 ч в неделю (всего 34ч.).

        Таким образом, предлагаемая рабочая программа рассчитана на 34 ч (по 1 ч в неделю). Часы для изучения курса «Человек в современном мире»в 5 классе выделены в связи с пониманием того, что в настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

•         безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

•         понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

•         принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

•        отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

•         готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

•         формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

•         формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

•         выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношенияк

психоактивным веществам и асоциальному поведению.

•        отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том чис-ле наркотиков;

•         готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

•        Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

•         формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

•         формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

•         выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению

  1. Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные:

  •  усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  •  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  •  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей, индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  •  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  •  формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  •  развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

*• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  •  формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  •  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •  формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
  • Регулятивные универсальные учебные действия:
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  •  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Коммуникативные учебные действия:
  •  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  •  освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
  •  формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Познавательные универсальные учебные действия:

  •  формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  •  формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  •  понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  •  понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  •  понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  •  формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  •  Формирование  антиэкстремистской  и антитеррористической личностной позиции;
  •  понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  •  знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  •  знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  •  умение оказать первую помощь пострадавшим;
  •  умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  •  умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

  1. Содержание учебного предмета

5 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)

Тема урока

Количество часов на тему

1

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)

22

2

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч)

15

3

1.Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)

5

4

2. Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)

6

5

  1. Опасные ситуации природного характера (2 ч)

2

6

4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч)

2

7

Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч)

7

8

1. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)

3

9

2. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)

4

10

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч)

13

11

Раздел 3. Основы здорового образа жизни (5 ч)

5

12

  1. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч)

3

13

  1. Факторы, разрушающие здоровье (2 ч)

2

14

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч)

8

15

  1.  Первая помощь и правила её оказания (7 ч)

7

  1. Календарно – тематическое планирование

5 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)

Тема урока

Кол-во часов на тему

Характеристика основных видов  деятельности учащегося

Дата

План

факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч)

1.Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)

Город как среда обитания.

1

Определить зоны опасности. Соблюдать алгоритм поведения

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

1

Знать причины возникновения опасных ситуаций в жилище

Особенности природных условий в городе.

1

Знать природные и антропогенные факторы

Умение работать с учебником, выделять главное

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

1

Знать правила безопасного общения с окружающими людьми в городе.

Безопасность в повседневной жизни

1

Ознакомление с ЧС, основные службы города и их задачи

2. Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)

Дорожное движение, безопасность участии- ков дорожного движения.

1

Дорожные знаки и их деление на группы.

Пешеход. Безопасность пешехода.

1

Меры безопасного поведения пешехода на дороге

Пассажир. Безопасность пассажира.

1

Правила пользования транспортом.

Посадка в общественный транспорт, пожар в общественном транспорте

Водитель.

1

Правила безопасного пользования и управления элементарным транспортом

Пожарная безопасность.

1

Владеть основными правилами поведения при пожаре.

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

Правила поведения при затоплении жилища.
Действия при разрушении зданий
Правильно пользоваться препаратами бытовой химии

3. Опасные ситуации природного характера (2 ч)

Погодные условия и безопасность человека.

1

Природные и антропогенные факторы

Безопасность на водоёмах

1

Умение работать с учебником, выделять главное

4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч)

Чрезвычайные ситуации природного характера.

1

правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

Обеспечение личной безопасности в ЧС

Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч)

5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)

Антиобщественное поведение и его опасность.

1

Умение определения и оценки антиобщественного поведения

Обеспечение личной безопасности дома.

1

Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.

умения по обеспечению личной безопасности дома.

Обеспечение личной безопасности на улице

1

умения по прогнозированию основных опасностей и обеспечению личной безопасности   на улице

6. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

1

Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения..

Виды экстремистской и террористической деятельности.

1

Характеризуют основные виды террористической деятельности

Виды террористических актов и их последствия.

1

Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности

Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

1

Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч)

Раздел 3. Основы здорового образа жизни (5 ч)

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч)

О здоровом образе жизни.

1

Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.

Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья.

1

Распознают виды двигательной активности и закаливания.

Рациональное питание. Гигиена питания

1

Характеризуют сущность рационального питания

Факторы, разрушающие здоровье (2 ч)

 Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

Как уберечь себя от курения, называть последствия употребления алкоголя Уметь называть возможные последствия употребления алкоголя

 Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)

1

Как уберечь себя от курения, называть последствия употребления алкоголя

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч)

Первая помощь и правила её оказания (7 ч)

Первая помощь при различных видах повреждений.

1

ПМП при вывихе

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия).

1

ПМП при ушибах

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия).

1


ПМП при ссадинах

Первая помощь при отравлениях (практические занятия)

1

Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом.

Первая помощь при отравлениях (практические занятия

1

Дать рекомендацию по оказанию ПМП пострадавшему.

Обобщение по теме: «Первая помощь и правила её оказания»

1

Дать рекомендацию по оказанию ПМП пострадавшему.

Обобщение изученного материала за курс 5 класса

1

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В результате освоения обязательного минимума содержания программы «ОБЖ – 5 класс», учащиеся к концу учебного года должны:

  знать

  • правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • правила пожарной безопасности и поведение при пожарах;
  • правила безопасного поведения на воде;
  • возможные аварийные ситуации в жилище, причинах их возникновения и правилах поведения;
  • порядок эвакуации из помещения;
  • правила поведения в криминогенных ситуациях;
  • правила поведения на природе;
  • о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для нашего региона, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;
  •  основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;
  • о здоровье и здоровом образе жизни и факторах, влияющих на здоровье.

уметь        

  • вызвать аварийные службы спасения;
  • предвидеть возможную опасность, выявить причины и возможные последствия;
  • вырабатывать безопасный алгоритм действий при чрезвычайной ситуации;
  • работать с учебной литературой, анализировать текст, выделять в нем смысловые блоки и логические части;
  • построить и заполнить схему, таблицу,  рисунок;
  • анализировать возникающие  в повседневной жизни ситуации.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • безопасного поведения на дорогах;
  • использования первичных средств пожаротушения при пожаре;
  • оказания помощи терпящим бедствия на воде;
  •  оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и различных видах травм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Права человека в современном мире"

Классный час на тему: "Права человека в современном мире"Цели: объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;сформировать...

Развитие общества и человека в современном мире

Работа содержит материал, который поможет учителю провести урок. Материал дополнен презентацией и раздаточным материалом. В работе группируется как коллективная, так и индивидуальная самостоятельная р...

Репродуктивное здоровье человека в современном мире

Статья может применяться на уроках биологии в 8, 10 классах при изучении тем индивидуального развития человека, при изучении репродуктивной системы человека (8 кл.)...

программа элективного курса Человек в современном мире

Программа  элективного курса для подготовки  к итоговой аттестации...

конспект урока " Права человека в современном мире"

открытый урок по обществознанию в 11 классе....

Рабочая программа электива "Права человека в современном мире"

Электив предназначен для учащихся  8-9 классов  для повышения правовой культуры учащихся....