План урока по робототехнике «Зубчатые колёса»
план-конспект

Цель урока: научить конструировать простые механизмы из Lego с использованием зубчатых колёс.
 Задачи:
- обучающие – формирование и развитие у учащихся предметной и метапредметных компетентностей,
 -развивающие - развитие пространственного воображения, логического мышления, мелкой моторики;
-воспитательные –. организация сотрудничества в группе, воспитание культуры общения 
Тип урока: комбинированный (закрепление новых знаний и формирование практических умений и навыков).
Формы работы учащихся: коллективная и групповая.
Програмно-техническое и дидактическое обеспечение:
Проектор;
Конструктор LEGO «Простые механизмы»,
Персональный компьютер
Экран  
Инструкционные карты
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zubchatye_kolesa.zanyatie_2.docx812.85 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по робототехнике «Зубчатые колёса»

Цель урока: научить конструировать простые механизмы из Lego с использованием зубчатых колёс.

 Задачи:

- обучающие – формирование и развитие у учащихся предметной и метапредметных компетентностей,

 -развивающие - развитие пространственного воображения, логического мышления, мелкой моторики;

-воспитательные –. организация сотрудничества в группе, воспитание культуры общения

Тип урока: комбинированный (закрепление новых знаний и формирование практических умений и навыков).

Формы работы учащихся: коллективная и групповая.

Програмно-техническое и дидактическое обеспечение:

•        Проектор;

•        Конструктор LEGO «Простые механизмы»,

•        Персональный компьютер

•        Экран  

•        Инструкционные карты

I. Проектирование урока

Предметная (ые) компетенция (и), формируемая на уроке (на материале урока, представляемого в итоговом проекте)

Предметная

Знания и умения,

Методические приемы

Способ оценки уровня

компетентность,

составляющие данную

(учебные задания)

сформированности предметной

формируемая у учеников на

компетентность

компетентности у учеников (подробное

уроке

описание одного инструмента оценки в

приложении к таблице)

1

Учебно-познавательная компетентность

-знакомство с понятием «Зубчатые колеса»

-овладение основами конструирования из Lego

Знания: 

Сформировать знания о зубчатых колесах

Умения:

научиться определять и классифицировать зубчатые колеса

Знания: 

Знать правила сборки деталей из Lego

 Умения:

Научиться самостоятельно собирать конструкции из Lego

Демонстрация  на экране

Упражнения по сборке, используя наборы Lego

Наблюдение за учеником во время учебной деятельностью

Заполнение рабочих листов по теме «Зубчатые колеса» (приложение 1)

2

Информационная компетентность

Знания: 

Знать обозначения деталей Lego в инструкциях и схемах

Умения:

Научиться самостоятельно разбираться с инструкциями по сборке зубчатых колес

Работа с инструкциями и схемами

Контроль за выполнением инструкций

Ценностно-смысловая компетентность

Знания:

ученик должен четко для себя представлять, для чего нужны и где используются  «Зубчатые колеса»

Умения:

 уметь использовать знания о зубчатых передачах в жизни

Дискуссия

Наблюдение педагога

Наблюдение педагога

3

Коммуникативная

Умения:

Уметь работать в парах

Работа в парах

Учебные задачи, которые решают ученики (метапредметные компетентности)

Метапредметная

Знания и умения, составляющие

Методические приемы

Критерии наблюдения за

компетентность,

данную компетентность

(учебные задания)

деятельностью учеников с целью

формируемая у учеников на

оценки уровня сформированности

уроке

метапредметной компетентности

у учеников

1

Регулятивная

 Знания:

Четко знать поставленную задачу

Умения:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Постановка проблемных

вопросов

1.Активно участвует в объяснении учителем нового материала

        2.Активно участвует в обсуждении проблемных вопросов

3. Задает вопросы

                 

2

Познавательная

Знания:

 анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Умения:

Проводить сравнение по заданным критериям.

Рассуждать об объекте, его свойствах и связях с другими объектами

Устанавливать аналогии с другими объектами.

 

Дискуссия

  1. Включается в дискуссию
  2. Владеет логическими приемами мышления
  3. Проявляет организованность в работе                

                 

 

                 

3

Информационная

Знания:

Знать, как использовать информационные устройства: компьютер, интернет для получения необходимой информации

Умения:

уметь применять знаково-символические средства: схемы и инструкции  для решения поставленной задачи.

Демонстрация изображений на экране проектора

Работа с инструкциями

  1. Понимание сути изображений на экране проектора
  2. Понимание схем конструкций
  3. Умение пользоваться инструкциями

4

Коммуникативная

Знания:

знать правила поведения на уроке,

знать этические нормы в общении со сверстниками и взрослыми

Умения:

уметь сотрудничать и работать в группе;

 принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

 уметь договариваться;

уметь вести диалог с педагогом

Работа в парах

  1. Оказывает помощь товарищам
  2. Умеет договариваться
  3. Умеет высказать свое мнение


План-конспект занятия по робототехнике «Зубчатые колёса»

Этап

урока

Проектирование содержания

деятельности

учителя

Время

( мин)

Возникшие в ходе урока

изменения плана урока и

обоснование – почему это

произошло: 1) ссылка на

видеофрагмент урока или

указание времени начала

и окончания этапа в

видеозаписи, 2)

обоснование

Рекомендации – как можно

было бы сделать по-

другому для повышения

продуктивности урока для

учеников

Комментарии: на развитие

какой предметной,

метапредметной и личностной

компетенции направлен

методический прием

Организационный момент

Приветствие учеников.

-Здравствуйте, ребята

Объявление темы занятия

- Тема сегодняшнего занятия «Зубчатые колёса»

2

Можно было загадать загадку на тему «Зубчатые колёса», чтобы ребята сами определили тему занятия

Учебно-познавательная компетентность

Актуализации имеющихся знаний

Проверка имеющихся знаний, представлений о зубчатых колёсах

-Ребята, а кто слышал из вас о зубчатых колёсах?

-Ребята, а что вы знаете о  зубчатых колёсах?

10

Можно было бы попросить ребят самим предложить примеры, где используются зубчатые колеса

Ценностно-смысловая компетентность

Учебно-познавательная компетентность

Информационная компетентность

коммуникативная компетентность

Теоретическая часть

Объяснение новой темы

-Ребята, найдите в наборах зубчатые колёса.

-Какие они? Сколько их видов?

-Чем они отличаются друг от друга? (дети перечисляют

варианты)

Акцент на понятия «Ведущее и ведомое» колёса

-Ведущее зубчатое колесо-это колесо, поворачиваемое внешним усилием,

-Любое зубчатое колесо, поворачиваемое другим

зубчатым колесом, называется ведомым колесом

20

Не все учащиеся поняли отличия ведущего и ведомого колеса

3.41-4.42 мин

Причина: педагог не смогла доходчиво сформулировать определения ведущего и ведомого колес

Наряду с показываемыми примерами ведущего и ведомого колеса на экране можно было спросить, какие примеры могут привести сами учащиеся

Учебно-познавательная

Регулятивная

Информационная коммуникативная  

Практическая работа

Вводный инструктаж

-Приступаем к работе. Работаем по схемам в инструкциях.

-Работать будем в парах

Текущий инструктаж

На протяжении всей практической работы обход и помощь при трудностях в работе.

40

Ошибка:

Принцип работы зубчатой передачи педагог объясняла каждой группе по отдельности

7.05-7.26 мин

7.28-7.30 мин

Было бы эффективней, если бы разбор ошибок и принцип работы зубчатой передачи обсуждали всем классом, а не в отдельной группой

Ценностно-смысловая компетентность

Учебно-познавательная компетентность

Информационная Коммуникативная  

Рефлексия

Подведение итогов урока.

-Чему вы сегодня научились на занятии, что узнали нового?

-Чем отличается ведущее колесо от ведомого?

-На этом наше занятие окончено

5-8

Рефлексия не удалась.

Не были разобраны трудности с которыми столкнулись учащиеся на занятии.

Для этого помогли бы такие вопросы педагога:

-Всё ли у вас получилось сегодня на занятии?

-Что не получилось?

- Какие были трудности?

Регулятивная

Ценностно-смысловая компетентность

Учебно-познавательная компетентность

Коммуникативная

II.        Оценка педагогической компетентности педагога

Ссылка на монтаж видеозаписи занятия https://yadi.sk/i/MC4swoxs3KiVCj

Критерий анализа

Уровни (включая описание признаков, на основании которых определен уровень) – дается собственная оценка

Обоснование:

  1. ссылка на фрагмент урока, указание

времени на видео урока

  1. описание наиболее показательных

ситуаций, проявления умения

низкий

средний

высокий

1

Умение организовать продуктивную групповую учебную деятельность учеников

+

5.01-5.37 мин

Ребята продуктивно работают в группах из 2-х человек

2

Умение создать условия для становления самостоятельной учебной деятельности учеников

+

5.40-6.40 мин

Абсолютно все дети самостоятельно собирают конструкции зубчатых колёс

3

Умение выстраивать понимающую коммуникацию, диалог и полилог в учебном процессе

+

4.36-4.55 мин

При объяснении новой темы благодаря диалогу и полилогу педагога с учениками удалось совместно с детьми сформулировать определения «ведущего» и «ведомого» колеса

4

Умение вовлекать учеников в процесс решения учебных задач, организовывать

+

1.27-2.40 мин

Благодаря использованию для наглядности наборов Lego в каждой паре удалось грамотно организовать учебный процесс -

5

Умение управлять эмоциональным состоянием детей в ходе урока, их работоспособностью (мобилизация, релаксация, экспрессивность – спокойствие)

+

8.45-9.36 мин

В конце занятия внимание ребят в виду их возраста (9лет) начало рассеиваться. Для мобилизации внимания используется принцип персонализации, т.е. педагог обращается персонально к учащемуся, тем самым побуждая его сосредоточиться и сделать правильный вывод.

6

Способность к педагогической гибкости – менять план урока в соответствии с актуальной ситуацией на уроке (как ученики повлияли на ход урока, живой урок или нет)

+

6,56-7,10 мин,

7.32-8.04 мин

В виду того, что занятие проходило в летнем лагере, где дети не все знали друг друга и не знали педагога, пришлось менять план урока по ходу занятия.

Больше внимание уделялось работе в парах. И в парах же делались выводы по занятию.

7

Умение организовывать взаимодействие с «трудными» учениками (учениками, имеющими особые образовательные потребности)

+

9.34-9.37 мин

Организовать взаимодействие с «трудными» учениками оказалось сложно, потому что дети пришли на занятие впервые, не зная педагога, педагог еще не изучил их психологический портрет и соответственно не подобрал для них подходящую форму занятия.

8

Умение взаимодействовать в зоне ближайшего развития ученика (учебной группы)

+

6.48-8.05

Помощь ученикам в определении повышающей зубчатой передачи.

  1. Педагогическая рефлексия опыта

При подготовке данного урока мне хотелось, чтобы он прошел интересно и неформально. Для проведения продуктивного занятия необходимо придерживаться определенных педагогических принципов обучения. Думаю, в основном это мне удалось, хотя были и недочеты.

Вот, основные принципы, раскрытые на представленном занятии:

  • принцип научности 

На уроке ребятам объяснялись принцип действия и область применения зубчатых колес и зубчатой передачи, которые являются одними из важнейших в технике. Мною говорилось о том, где используются зубчатые колеса. Также сами ребята приводили примеры использования зубчатых колес в повседневной жизни. Знания, сформированные на этом занятии, пригодятся учащимся в понимании основ робототехники и физики.

  • принцип доступности

Ребята, пришедшие на занятие, младшего школьного возраста. Необходимо было доходчиво объяснить принцип работы зубчатой передачи. В основном учащиеся усвоили новую для них тему.

Однако были дети, которые не совсем поняли материал. Это объясняется тем, что индивидуальные особенности ребенка у каждого разные. Кто-то быстро усваивает материал, кому-то надо больше времени для понимания новой темы.

Рекомендации. 

Для будущего занятия по этой теме мне необходимо более в доступной форме объяснить незнакомые для ребят понятия, а учебный материал излагать в порядке возрастания сложности. Также необходимо этой теме отвести больше часов, чтобы дети смогли уяснить и запомнить принцип работы зубчатой передачи

  • принцип наглядности

Это один из старейших и важнейших принципов в дидактике. Коменский называл его «золотым правилом» обучения. Ребенок во много раз лучше усваивает материал, если он не только слышит о незнакомом объекте, но и видит его перед собой.

Думаю, мне в полной мере удалось реализовать данный принцип на своём занятии. В начале занятия учащимся демонстрировались примеры зубчатых колес на экране. Кроме того, у каждого из них были наглядные инструкции и схемы сборки модели, с пошаговыми рисунками. На практической части занятия во время обхода класса мною показывался на примере собранной модели принцип работы зубчатой передачи для каждой группы в отдельности, тем самым закреплялись полученные знания.

  • принцип связи теории с практикой 

Любое теоретическое знание только тогда будет значимым, если оно используется на практике. Думаю, что робототехника такая область, где полученные теоретические знания всегда находят применение в практических навыках. На представленном занятии этот принцип хорошо заметен. Сначала учащиеся получили теоретические знания о зубчатых колёсах, а затем использовали их при сборке моделей из Lego.

  • принцип активности 

Любое занятие только тогда будет эффективным, когда сами учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе. Думаю, мне удалось применить данный принцип на представленном занятии. Все дети на занятии активно обсуждали поставленную педагогом задачу - сформулировать определение зубчатого колеса. И пусть некоторые формулировки были ошибочные, главное, что мне удалось вовлечь каждого в обсуждение поставленной задачи. В ходе совместной дискуссии мы определили значение зубчатого колеса в повседневной жизни. Хочется отметить активность учащихся в практической части занятия. Ребята самостоятельно работали в парах, а затем объясняли другим принципы работы зубчатой передачи.

  • принцип сотрудничества

Сотрудничество в педагогическом процессе – это совместная развивающая деятельность учащихся и их педагогов, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе.

На представленном занятии четко прослеживается принцип сотрудничества педагога с учениками. Мы вместе (педагог и ученики) сформулировали в ходе дискуссии принцип работы зубчатой передачи. В ходе сотрудничества с учениками были определены понятия ведомого и ведущего колёс.

Помимо сотрудничества педагога с учениками на занятии четко прослеживается сотрудничество учеников друг с другом. Практическую работу учащиеся выполняли в парах. Такая работа сплачивает ребят, объединяет их в решении поставленной педагогом задачи. При этом учащиеся помогают друг другу в возникших трудностях. Благодаря сотрудничеству в группе, ребята учатся договариваться друг с другом, прислушиваться к мнению других, делать выводы в конце урока, тем самым развивается их коммуникативная компетентность.

В основе педагогической деятельности любого педагога согласно Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход - это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащегося.

При проектировании данного урока я старалась использовать системно-деятельностный подход.

Что удалось.

Системный подход подразумевает познавательную активность обучающихся. Думаю, что работа учащихся в парах на представленном занятии в полной мере раскрыла их познавательную активность. Ребята самостоятельно собирали конструкции из Lego, наглядно наблюдали принципы работы зубчатой передачи.

Что не удалось 

  1. Необходимо было преподнести учебную информацию согласно возрасту и индивидуальным особенностям обучающихся. Мне не удалось донести до всех новый материал.
  2. Необходимо было больше времени уделить рефлексии, чтобы учащиеся осмыслили тему и цель занятия.

Для этого необходимо было добавить в конце занятия такие вопросы:

-Какие знания я получил?

- Как их применил?

- В чем были затруднения?

- Как их удалось преодолеть?

- Как можно улучшить работу зубчатой передачи?

Для дальнейшего профессионального саморазвития, как педагога, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • тщательно планировать урок, уделяя большее внимание рефлексии
  • пройти курсы преподавания робототехники (июль «Универсариум»)
  • участие в конкурсах профмастерства
  • публикации работ в СМИ, на сайтах

Используемые источники

http://www.uischool8.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=229&Itemid=0 –компетенции

https://infourok.ru/konceptualnie-osnovi-i-metodicheskie-priemi-v-formirovanii-predmetnih-metapredmetnih-i-lichnostnih-kompetenciy-shkolnikov-v-kont-1898950.html

https://infourok.ru/kovenko-dd-opisanie-metodicheskoy-temi-formirovanie-predmetnih-kompetenciy-uchaschihsya-na-osnove-aktivnih-form-obucheniya-v-ram-1567924.html

https://infourok.ru/obrazovatelnaya-robototehnika-kak-sredstvo-realizacii-kompetentnostnogo-podhoda-k-obucheniyu-1093663.html

http://fb.ru/article/264519/chto-takoe-metodicheskiy-priem-vidyi-i-klassifikatsiya-metodicheskih-priemov-metodicheskie-priemyi-na-uroke

http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/05/25/metodika-monitoringa-otslezhivaniya

http://prof-teacher.ru/gpd/kriterii-pedagogicheskogo-nablyudeniya-za-uchashhimisya-1-4-klassov-poseshhayushhix-gpd/

http://iknigi.net/avtor-evgeniya-grigoreva/43048-metodika-prepodavaniya-estestvoznaniya-uchebnoe-posobie-evgeniya-grigoreva/read/page-13.html

https://infourok.ru/metodi-i-priemi-v-obuchenii-587495.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/11/22/metodicheskie-priemy

https://sites.google.com/a/labore.ru/naucno-metodiceskij-sovet/metodiceskij-sunduk/metapredmetnye-kompetentnosti

http://u-rok.blogspot.ru/p/blog-page.html

http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/23/07c6-0000696d-7478a8e7.doc

http://diplomba.ru/work/100119

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/principy-obucheniya.html

http://diplomba.ru/work/101764

Приложение №1

Имя (имена):        Дата и тема:

Принципиальные модели: Зубчатые колеса

Рабочий лист

Вопросы для обсуждения

  • Что вы знаете об этом простом механизме?

  • Где мы используем этот простой механизм?

  • Зачем мы используем этот простой механизм?

Ведомое

Ведущее

зубчатое

зубчатое

колесо

колесо

Найдите показанные зубчатые колеса и подсчитайте количество зубьев на них. Отсчет начинайте от точки.

Запишите свои ответы в клетках.


1

2

3

4

?

8

1. Постройте A1 (Направление вращения).

Используйте Инструкции по сборке А,

A1

2. Отметьте зубчатые колеса.

Проведите линии от слов к изображению модели.

Ведомое зубчатое колесо

Ведущее зубчатое колесо

  1. Испытайте модель и зафиксируйте результаты наблюдений. Поверните рукоятку на один полный оборот и посчитайте, сколько раз повернется маркер положения. Ответ запишите здесь:

Понаблюдайте, в какую сторону вращаются зубчатые колеса, когда вы поворачиваете рукоятку, и нарисуйте стрелочки, чтобы показать направления вращения.


1

2

3

4

?

8

Рабочий лист

Принципиальные модели: Зубчатые колеса

1. Постройте A2 (Промежуточное зубчатое

A2

колесо).

Используйте Инструкции по сборке А, страницы с 10 по 14, шаги с 1 по 8.

2. Отметьте зубчатые колеса.

Проведите линии от слов к изображению модели.

Ведомое зубчатое колесо

Промежуточное зубчатое колесо

Ведущее зубчатое колесо

  1. Испытайте модель и зафиксируйте результаты наблюдений. Поверните рукоятку на один полный оборот и посчитайте, сколько раз повернется маркер положения. Ответ запишите здесь:

Понаблюдайте, в какую сторону вращаются зубчатые колеса, когда вы поворачиваете рукоятку, и нарисуйте стрелочки, чтобы показать направления вращения.


1

2

3

4

?

8

1. Постройте A3 (Увеличение скорости

A3

вращения).

Используйте Инструкции по сборке А, страницы с 16 по 20, шаги с 1 по 7.

2. Отметьте зубчатые колеса.

Проведите линии от слов к изображению модели.

Ведомое зубчатое колесо

Ведущее зубчатое колесо

  1. Испытайте модель и зафиксируйте результаты наблюдений. Поверните рукоятку на один полный поворот и посчитайте, сколько раз повернется маркер положения. Ответ запишите здесь:

Понаблюдайте, в какую сторону вращаются зубчатые колеса, когда вы поворачиваете рукоятку, и нарисуйте стрелочки, чтобы показать направления вращения.


1

2

3

4

?

8

Рабочий лист

Принципиальные модели: Зубчатые колеса

1. Постройте A4 (Уменьшение скорости

A4

вращения).

Используйте Инструкции по сборке А, страницы с 22 по 26, шаги с 1 по 7.

2. Отметьте зубчатые колеса.

Проведите линии от слов к изображению модели.

Ведомое зубчатое колесо

Ведущее зубчатое колесо

  1. Испытайте модель и зафиксируйте результаты наблюдений.

Посчитайте, сколько раз нужно повернуть рукоятку для того, чтобы маркер положения повернулся один раз.

Ответ запишите здесь:

Понаблюдайте, в какую сторону вращаются зубчатые колеса, когда вы поворачиваете рукоятку, и нарисуйте стрелочки, чтобы показать направления вращения.


1

2

3

4

?

8

1. Постройте A5 (Под углом).

Используйте Инструкции по сборке А,

A5

страницы с 28 по 32, шаги с 1 по 8.

2. Отметьте зубчатые колеса.

Проведите линии от слов к изображению модели.

Коронное зубчатое колесо

Прямозубое зубчатое колесо

  1. Испытайте модель и зафиксируйте результаты наблюдений.

Посчитайте, сколько раз нужно повернуть рукоятку для того, чтобы маркер положения повернулся один раз.

Ответ запишите здесь:

Понаблюдайте, в какую сторону вращаются зубчатые колеса, когда вы поворачиваете рукоятку, и нарисуйте стрелочки, чтобы показать направления вращения.


1

2

3

4

?

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)

Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....

План урока "Свойство углов треугольника" (1 урок). 5класс

На уроке в 5 классе для освоения новой темы используется проблемная ситуация через выполнение практических заданий.(УМК под редакцией И.И.Зубаревой  и  А.Г. Мордковича)...

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...

Рекомендуемый план урока для обучающихся 9 класса инженерного профиля по теме "Полная механическая энергия. Законы сохранения и изменения полной механической энергии" Урок №81 в соответствии учебным планом.

В рамках дистанционного обучения обучающимся предложен план занятий по отработке решения задач с опрой на видио материалы В.И.Чивелева по решению задач на закон сохранения и изменения механической эне...

Поурочная разработка урока по робототехнике на тему: «Подключение потенциометра к Ардуино»

Конспект занятия по программе «Основы робототехники». Занятие посвящено изучению резистора как одного из основных компонентов электрических схем. Конспект рассчитан на учащихся первог...

Урок по робототехнике в 3 классе.

Цель урока: формирование умений конструировать и программировать робота – исследователя, который будет путешествовать и находить новый вид растений.Задачи1.Прививать навыки работы с ЛЕГО констру...