Главные вкладки

    Методические рекомендации по проведению занятий по теме «Творческое воображение»
    методическая разработка

    Карамушка Елена Викторовна

    Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направлены на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, включены в программу обучения и осваиваются  путём игровой методики.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по проведению занятий по теме «Творческое воображение».

    I:\Новая папка (12)\IMG_3777.JPG

                                   Автор:

    Педагог дополнительного образования

    Карамушка  Е.В.

    г. Москва 2018г.

    Успешный человек – всегда потрясающий художник своего воображения.

    Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено,

    а воображение – беспредельно. 

    Альберт Эйнштейн

     

    Данные методические рекомендации призваны помочь в организации и проведении занятия по теме «Воображение», предмета «Мастерство актера».

    Рекомендации составлены с учетом многолетнего опыта преподавания автора в детском театральном коллективе, шоу-театре «Столица», ГБОУ ЦДТ «Свиблово» г. Москвы.

    К сожалению, в детском театральном коллективе, нет времени и возможности систематически проводить специализированный тренинг, обучать воспитанников всем необходимым театральным дисциплинам в отдельности: актерскому мастерству, речи, движению и т.п. Но и выходить на сцену, не имея никакой предварительной подготовки, невозможно.

    Поэтому крайне необходимо наметить основные задачи, без решения которых воспитанники коллектива просто не готовы к репетиционной работе.   Основные качества, которые необходимо развивать у детей, выходящих на сцену, - это внимание, свобода, воображение.

    «Воображение» - одна из значимых частей сценического мастерства актера, и особенно интересная детям и подросткам в силу их возраста.  

    Данные рекомендации могут быть использованы начинающими педагогами, вожатыми, педагогами-организаторами, а также всеми любителями театра.

    Развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социальных и духовных направлений современного общества.

    Слово «творчество» в общем смысле означает изображать, искать такое, что не встречалось в предыдущем опыте, индивидуальном или общественном.

    Театральное творчество – это самый доступный и распространенный  вид детской творческой деятельности. Любую свою выдумку, впечатление из окружающего мира, ребенку хочется воплотить в живые действия и образы. И развивать способности ребенка, его воображение, помогают занятия в театральном коллективе. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями, и в первую очередь перед своими родителями, способствуют реализации духовных потребностей ребенка и его творческих сил, а так же раскрепощению и повышению самооценки. Спектакли, театрализованные игры позволяют воспитанникам театрального коллектива с наибольшим интересом и легкостью погружаться в мир воображения и фантазии.

     «Воображение» - та область актерского мастерства, которая сама по себе интересна, при изучении данной темы свои способности может проявить даже не обладающий большими талантами ребенок. Ведь  воображением обладает каждый человек. Но, прошу заметить, что далеко не любой человек (особенно это относится именно к детям и подросткам) умеет грамотно использовать свое воображение для создания образа на сцене.

    Именно поэтому целью всех занятий в театральном коллективе, так или иначе касающихся темы «Воображение», является  - развитие творческого активного воображения учащихся и преподавание умения использовать его для создания сценических образов.

    Эти методические рекомендации основаны на опыте преподавания в детском театральном  коллективе и предназначены для руководителей  детских театральных коллективов, школьных театров.

    Методику театральной работы с детьми можно сравнить с незаметным ростом растений. Это игровая, энергетически затратная, и веселая постепенностью роста воспитанника. Театральная педагогика – это в первую очередь терпение и доброта педагога. Актерский тренинг, разработанный на основе системы К.С. Станиславского, построен по принципу биологическому, эволюционному – развития живой жизни, материи: от клетки до сложного организма, от зернышка до взрослого растения.

    Что же это значит?

    Все предлагаемые упражнения должны основываться на жизненном опыте, который на данном возрастном этапе имеется у детей. Даже если этот опыт невелик, он есть! Поэтому, когда мы объясняем какое-либо упражнение, всегда приводим ассоциации (примеры) из обычной жизни. Разбирая ситуации, в которых дети наверняка были.

    Что еще может заставить работать воображение воспитанников? 

    Из практики работы в детском коллективе, могу с точность отметить, что это эмоции. Чем ярче эмоции, которые испытывает ребенок-актер, тем эффективнее работает его воображение. И наоборот, развитое воображение провоцирует появление различных чувств. Чем подробнее нафантазированы различные предлагаемые обстоятельства роли, исполняемой воспитанниками, тем более правдиво и с более ярко выраженными чувствами он сыграет данную роль. 

            «Пьеса, роль, - пишет К. С. Станиславский, - это вымысел автора,

    это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств»,

    придуманных им...». Они-то и переносят, артиста из реальной жизни в плоскость воображения. И далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль».

            Как правило, автор текста мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пьесы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало действующее лицо между актами. Автор так же дает достаточно лаконичные ремарки типа: встал, ушел, плачет и т. д. Все это необходимо научиться дополнять артисту своим вымыслом и воображением. Поэтому, чем больше мы обращаем внимания на развитие  фантазии и воображения у ребенка-артиста, тем шире и объемнее его творчество.

            Одна из функций воображения – представление действительности в образах. Так как наш артист в силу возраста не всегда может мыслить абстрактно, можно предложить ему представить результат воображения зримо. Приветствуются любые формы актерского творчества, а также изобразительные решения. Кроме того, зримый результат воображения легче обсуждать вместе с группой, что тоже стимулирует развитие фантазии и воображения.

    Одной из главных задач педагога-режиссера, является помощь ребенку-артисту вернуться к себе естественному, подлинному, свободному. К сожалению, современный человек вовсе не свободен. Как ни парадоксально, но комплекс мышечных зажимов проявляется уже у детей в возрасте 5-6 лет, так как они уже вынуждены соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляют взрослые. И сам малыш в его первозданной чистоте как бы отсутствует. Все занятия должны исключать оценочный уровень восприятия. Здесь не может быть зафиксировано правильно или неправильно, хорошо или плохо. Выполняя актерские упражнения, не надо делать хорошо, достаточно просто делать. И ребенок, который находится, на какой либо стадии зажима, неизбежно в начале обучения, все сделает хорошо. Необходимо чтобы ребенок почувствовал суть – действовать в вымысле.

    Театр – сам по себе игра. А детский театр – это игра вдвойне. Именно поэтому применение игровых педагогических технологий на всех занятиях в детской театральной студии, имеют большое значение, а на занятиях по теме «Воображение» - особенно. Четко поставленная цель обучения и соответствующий этой цели результат, отличают игровые педагогические технологии от обычных игр.

    На что необходимо обратить внимание при формировании цели занятия?

    Дидактическая цель занятия ставится перед детьми в форме игровой задачи, так как вся творческая деятельность на занятии подчинена правилам той или иной игры. Должен быть введен элемент соревнования, а результат занятия должен соотноситься с игровым результатом.

    С какими трудностями можно столкнуться при проведении занятия?

    Первая трудность, с которой вы, возможно, столкнетесь при проведении урока по теме «Творческое воображение» - это существование шаблонов в сознании воспитанников. Зачастую дети загоняют свое воображение в рамки: «Как хотят увидеть или услышать взрослые», или «Как надо». Безусловно, мы не можем отрицать существование этических и моральных ограничений, но нужно быть смелым, и любить нелепости, а так же неожиданности и необычайности.

            Вторая проблема, на которую стоит обратить внимание – отсутствие связи воображения с реальностью. На определенном  этапе это даже приветствуется. Ведь именно так дети пытаются «отпускать» свою фантазию, освобождаясь от стереотипов воображения. Но постепенно, для работы над образами, необходимо вновь находить точки соприкосновения между действительностью и воображением, но  уже на качественно новом уровне.

            Воображение - это одна из важнейших сторон нашей жизни и является той силой, которая приведет нас к новым, неизведанным местам. Это инструмент, которым человек преобразует мир. Воображение играет основную роль в таких психических процессах, как планирование, память, творчество, игра, моделирование. Зачастую оказывается, что залогом успешной работы и блестящей карьеры, является умение нестандартно мыслить. А вырастает оно из богатого воображения и детских фантазий, которое могло быть утрачено, когда в ответ на очередную сочиненную сказку или выдумку мы могли услышать: "Так не бывает!", "Ты сочиняешь!", "Ты врушка!".

            Как говорил Станиславский: «Воображение необходимо артисту не только для того, чтобы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное, истрепанное. Это делается с помощью введения нового вымысла или отдельных частностей, освежающих его».

    Если верить в свои силы и использовать воображение, невозможное вполне может стать возможным, и самые неожиданные вещи становятся реальностью.

    Список рекомендуемой литературы.

    1. Ремиз О.Я. "Артист учится, репетирует, играет" М. "Сов. Россия", 1963г
    2. Кнебель М.О. Слово о творчестве актёра. М, 1964
    3. Гаррисон Стивен Счастливый ребенок. ООО Издательский дом «София», 2005
    4. Леви В. Нестандартный ребенок. – 2-е изд. – М. «Знание», 1989.
    5. Фопель Клаус. Создание команды. М., «Генезис»,2003.
    6. Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать. М., «Генезис», 1998
    7. 130 домашних игр для детей и родителей. Сост. Надеждина В., Минск, 2007
    8. Афанасьев С., Коморин С. 100 творческих конкурсов, 1992.

    Список используемой литературы.

    1. Игнатьев Е.И. «Воображение как средство познания». Ярославль,1966.
    2. Станиславский К.С. . Работа актера над собой.:Изд. “Искусство”, 1954
    3. Эфрос А.В. Репетиция, любовь моя. М, «Искусство», 1975
    4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
    5. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.
    6. Эльконин Д.Б. «Психология игры»
    7. Тамберг  Ю.Г.  "Развитие творческого мышления детей"

    Рекомендованный список литературы для детей

    1. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    1. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4  класс. – М.: Баласс, 2004.

    1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей:    Пер. с англ. – М.: Литература, 1998.

    1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина.

    – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002.

    План-конспект открытого занятия

    в средней группе шоу-театра «Столица»

    Тема: Творческое  воображение.

    Цель занятия: Изучение приемов психотехники, возбуждающих и направляющих воображение актера.

    Задачи:

    Образовательные:

    • знакомство воспитанников с основными понятиями: «магическое «если бы», «сценическая свобода», «творческая вера»;
    • установление связи между магическим «если бы», и процессом активного воображения;
    • творческая  работа  по тренировке воображения

    Развивающие:

    • формирование партнерских отношений в группе;
    • развитие умения применять на практике полученные знания;
    • развитие эмоциональной сферы личности ребенка

    Воспитательные:

    • воспитание в ребенке самодисциплины, умения организовывать себя и свое время;
    • воспитание и развитие художественного вкуса и уважения к театральному творчеству

    Методы:

    • словесный (беседа, рассказ)
    • практический (тренинг, игры)

    Тип урока:

    • комбинированный

    Форма реализации занятия:

    • групповая
    • игровой практикум

    Оборудование и материалы:

    Музыкальный центр, CD диски, флеш-накопитель, видеоаппаратура реквизит для игр и упражнений.

    Соблюдение правил санитарии и гигиены:

     Помещение должно быть перед занятием проветрено. Дети на занятия приходят в сменной обуви и в форме.

    План занятия

    1.Организационный момент – 3 минуты.

    -  приветствие;

    -  сообщение цели и темы занятия;

    -  краткое описание хода занятия;

    -  установление взаимосвязи с ранее изученным материалом

    2. Мозговой штурм 5 минут

    - упражнения, направленные на активизацию воображения группы, дающие педагогу возможность определить для себя участников того или иного упражнения в дальнейшем

    3. Теоретическая часть – 5 минут. 

    - виды воображения

    - условия  для работы активного воображения

    4. Практическая часть - 25 минут

    - формирование в игровой форме навыков и умений

    -  упражнения и игры: «Войдите в роль», «Гладим животное», «Точки»,                «Метафоры»,  «Ощущения», «Правда-неправда», «Семейная фотография»

                            

    5. Подведение итогов – 7 минут

    -  оценка и проверка приобретенных умений и знаний

    -  задание на дом I:\Новая папка (12)\IMG_3723.JPG


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для проведения занятий по теме "Воображение" в детской театральной студии

    Рекомендации основаны на 20летнем опыте. В приложениях - план-конспект Открытого занятия, а также некоторые упражнения...

    Методические рекомендации по проведению занятий на тему "Профилактика вредных привычек"

    В работе рассмаривается проблема курения среди подростков, принимаемые профилактические меры, методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий и конспект занятия. Прилагается ...

    Методические рекомендации по проведению занятий по аппликации для дошкольников и младших школьников.

    Данные рекомендации посвящены методике проведения занятий при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста аппликации и предназначены педагогам дополнительного образования учебных групп, р...

    Методические рекомендации по проведению занятий географического практикума (пособие для учителя)

    Методические  рекомендации для учителя включают теоретический материал и примеры разработок учебных занятий. Систематизировать материал помогаю учётные карточки заданий по гидрологии, отчёт о пол...

    "Служи честно, кому присягнешь" Методические рекомендации для проведения занятия в ГПД в технологии личностно-ориентированного обучения

    Медодические материалы позволяют организовать работу воспитателю по формированию чувства патриотизма воспитанников. желания заниматется самовоспитанием, используются отрывки из ипроизведения Вас...

    Методические рекомендации по проведению занятия "Мы вместе"

    Методиечские рекомендации по проведению занятия "Мы вместе", направленного на профилактику дезадаптации школьников пр переходе на основную ступень общего образования....

    Методические рекомендации к проведению занятия по теме: «Условие и условный оператор"

    Изучение темы "Условие и условный оператор", отработка его использование в разных вариантах, в том числе в Scratch...