Статья на тему: "Инклюзивное образование"
учебно-методический материал

Мякишева Ольга Викторовна

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

                             Инклюзивное образование

    В последние годы в России достаточно широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию.

   Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, это гибкая система, где учитываются потребности каждого ребенка, не только с проблемами развития, но и тех, кто принадлежит к той или иной этнической, культурной, социальной, возрастной группе.

   Переосмысление западными странами исторического опыта обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями здоровья, изменение отношения государства и общества к ним, появление за рубежом правовых и законодательных актов, нормативных документов, призывающих к гуманному отношению и уважению личности каждого, безбарьерной образовательной среде, способствовали возникновению инклюзии в России

.          Одной из приоритетных задач в реализации инклюзивного подхода в системе российского образования является формирование инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса. Это связано с давно сложившимся типом общественного сознания, в котором понятие «инвалид» во все времена означало «непригодный к деятельности». Для государства, которое было вынуждено затрачивать на них определенные средства, они становились иждивенцами. Своеобразные трудности в общении и во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей, в результате чего к ним формировалось предвзятое, незаслуженное отношение.[1] Поэтому проблема, связанная с изменением общественного отношения к людям с особыми образовательными возможностями, формированием инклюзивной культуры, является достаточно важной.

     Что же означает понятие «инклюзивна культура»? В философском энциклопедическом словаре дается определение «культуры» - (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.[4] Опираясь на него, можно дать следующее определение: инклюзивная культура – это такой уровень развития общества, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимающиеся инклюзивные ценности. Инклюзивные ценности – важнейшие компоненты инклюзивной культуры наряду с нормами и идеалами.

   Инклюзивная культура – важнейшая составляющая инклюзивного образования. Ее несформированность отрицательно сказывается на всем образовательном процессе и не дает высоких результатов. Можно создать идеальные условия обучения здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями, но исключить человеческий фактор невозможно. Печать, радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. [1]

    Инклюзивную культуру общества можно рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, но и как фактор развития поликультурного образования в России.

    В педагогической науке понятие «поликультурное образование» определяется как образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. [2] Чтобы обладать такими умениями, нужно владеть соответствующей культурой.

    Развитие уважительного, бережного отношения к чужой культуре, ее представителям, ценностям, традициям, языку при сохранении в качестве основы своей культуры является основной задачей в развитии поликультурного образования в России, поскольку наша страна – это многонациональная страна.

   Между инклюзивным образованием и поликультурным образованием прослеживается определенная взаимосвязь, которая отражается в общности многих идей, концепций, а также в их целях и задачах. Важнейшее сходство этих двух направлений заключается в том, что для их «реализации необходима толерантность особого рода, которая может быть достигнута лишь планомерной системой нравственного воспитания» общества [3], формированием, пропагандой, распространением инклюзивной культуры.

    Термин «инклюзивная культура» относится к поликультурному образованию так же, как она входит в состав инклюзивного образования. Все то, что дано в его определении можно отнести не только к людям с ограниченными возможностями здоровья, но и к людям другой национальности, вероисповедания или какими-либо другими особенностями. Уважение личности, гуманное отношение, отзывчивость важны для любого человека. Поэтому инклюзивную культуру, овладение ею людьми, в первую очередь педагогами, родителями, учащимися, можно рассматривать в качестве наиважнейшего основания для развития поликультурного и инклюзивного образования.

    Если современное общество научится «принимать каждого своего члена таким, какой он есть», преодолевать «в себе чувства раздражения от непохожести других» [3], то проблему воспитания терпимости к людям с ограниченными возможностями здоровья, чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним можно будет считать решенной.

                                   Список литературы:

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведени. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — с. 122 – 125

 2.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). М.: Аспект-Пресс, 2003, с. 594

     3. Нигматов З. Г. Формирование поликультурной личности в условиях инклюзивного образования. Сборник научных трудов Международной научнопрактической конференции "Поликультурное образовательное пространство Поволжья: пути и формы интеграции" (Казань, КФУ, 1 ноября 2013 г.). - Казань: ИПП КФУ, 2013. - С. 414 - 419.

 4. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – С. 292-293.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: « Организационно-правовые основыреализации инклюзивного образования в массовой школе»...

Родительское собрание на тему "Инклюзивное образование"

Родительское собрание на теме "Инклюзивное образование"...

Доклад на тему: "Инклюзивное и интегрированное образование"

Автор рассматривает основные задачи и принципы коррекционно-развивающей среды, высказывает мнение о внедрении инклюзивного и интегрированного обучения....