РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по социальному направлению на тему: «Портфолио»
рабочая программа (8 класс)

Гордеева Марина Евгеньевна

     Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют "портфолио достижений ученика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ"

601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора по УВР  

от ___ 20__ года                  _Гришина С.А.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

от ___ 20__ года №  ___

                             ___________/Каленов С.Л.   

                                     

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    _внеурочной деятельности по социальному направлению на тему: «Портфолио»_     

(указать учебный предмет, курс, курс внеурочной деятельности)

Уровень образования (класс) ______8 класс____________________________________

                     (начальное общее,  основное общее, среднее общее образование  с указанием классов)

Количество часов __34 ч.____               

Программа разработана на основе

_____________________________________________________________________________

(указать примерную рабочую программу из реестра примерных основных образовательных программ в общедоступной государственной информационной системе)

  Разработчик (составитель) рабочей программы:_Гордеева Марина Евгеньевна__

учитель математики 1 квалификационной категории

                              (Ф.И.О. учителя с указанием специализации)

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………...……………………… 3

Общая характеристика занятий  …………………………………………………..…………... 3

Универсальные учебные действия ……………………………………………………………. 4

Основные разделы программы ………………………………………………………….…..… 5

Содержание учебного предмета …………………………………………………….………… 5

Планируемые результаты ……………………………………………………………………….5

Учебно-тематический план ………………………………………………………………...….. 9

Список литературы………………………………………………………………………….… 10

Список рекомендуемой литературы ……………………………………………………....… 10

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

     В рамках осуществления модернизации российского образования на средней ступени общего среднего образования технология составления портфолио является наиболее актуальной в связи с тем, что портфолио является тем документом, который наиболее полно отражает достижения обучающегося.

     Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

     Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

     Цели и задачи программы

Цель:

Создать образовательное пространство, способствующее личностному самоопределению учащихся, оказать им помощь в снятии комплексов низкой самооценки, научить их презентовать свои достижения.

Задачи:

1. Формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать и анализировать собственную учебную деятельность;

2. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;

3. Развивать умения демонстрации собственных достижений и самопрезентации

4. Создавать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

5. Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения

6. Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

Общая характеристика занятий (внеурочная деятельность)

     Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют "портфолио достижений ученика".

     Термин "портфолио" прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации.

     Портфолио ученика – это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами контрольных, диагностических работ и экзаменов является определяющей образовательного рейтинга ученика (а в дальнейшем выпускника) школы.

     Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов достижений определяется следующим образом. Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, классном собрании, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку. На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио, который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ.

     Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика.

Портфолио ученика в первую очередь это механизм построения индивидуальных учебных траекторий учащихся. Портфолио должно помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать подход и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка средней школы. Благодаря такому досье образовательных результатов нашего ученика можно судить о его учебных, творческих, коммуникативных способностях.

     Виды контроля:

Педагогическая диагностика имеет в качестве предмета три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся), анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. Для изучения личностных особенностей используют анализ творческих работ учеников (сочинения, рисунки), тесты. Тесты позволяют судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний, они не измеряют собственно качества личности в каких-то условных единицах, уровнях, они обнаруживают понимание учеником определенных ситуаций, отношения, оценку школы, себя, окружения, его моральные позиции.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МБОУ СОШ №2 г. Суздаля 34 часов в год (1 час в неделю, 34 учебных недель) для внеурочной деятельности «Портфолио» в 8 классе.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты обучения

 уметь самостоятельно мотивировать внеклассную деятельность;

 сознательно планировать, организовывать и анализировать свою деятельность

 быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке результатов;

 работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;

 быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;

 понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.

Метапредметные результаты:

 работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы.);

 общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;

 владеть приемами публичного выступления, уметь презентовать свою деятельность и свои результаты, формулировать проблемные вопросы, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;

 решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных;

 быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в парах или группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;

Предметные результаты:

 совершенствовать компетентности, необходимые для организации и анализа собственной деятельности

 уметь работать с анкетами, тестами, опросниками и т.д.

 уметь анализировать собственные результаты, находить пути усовершенствования своих пробелов

 уметь систематизировать информацию и раскладывать документы (творч. работы, грамоты и т.д.) в нужные разделы папки «Портфолио»

Содержание учебного предмета

Портфолио как способ саморазвития ученика

Виды портфолио. Структура портфолио. Назначение портфолио.

Кто я? Какой я?

Мой портрет. Осознание себя как личности. Я- часть класса, школы.

Жизненные цели человека

Зачем нужна(ы) цель(и) в жизни? Что нужно человеку, чтобы достичь своей(их) цели(ей) в жизни?

Я и моё будущее. Каким я его вижу

К чему я стремлюсь сегодня (Самоанализ собственных планов и интересов)

Саморазвитие человека

Саморазвитие. Самостоятельность. Ответственность. Самооценка. Как влияет характер человека на его саморазвитие. Как сформировать характер

Учебная деятельность

Учёба – моя работа. Я и школа. Почему на уроках бывает скучно. Как я готовлю домашнее задание

Внеурочная деятельность

Что такое внеурочная деятельность. Хобби. Как управлять своими интересами. Активная деятельность и активный отдых. Здоровый образ жизни. Режим дня. Негативная роль вредных привычек

Публичное выступление

Как подготовить публичное выступление. Презентация портфолио

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Осн. виды деятельности

Планируемые результаты и уровень усвоения

Предметные умения

УУД

Раздел 1

Портфолио как способ саморазвития ученика

3

Слушание информации, участие в обсуждении, оформление папки «Портфолио»

Знать: что такое портфолио, виды портфолио

Уметь: структурировать портфолио, создавать необходимые разделы в папке

Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу;

Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в обсуждениит, извлекая нужную информацию

Комммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения 

1

Что такое портфолио? Виды портфолио.

2

Структура портфолио.

3

Оформление, создание разделов папки «Портфолио».

Раздел 2.

Кто я? Какой я?

6

Участие в полилоге, выполнение тестовой работы, заполнение соотв. разделов в папке «Портфолио», выполнение творческой работы

Знать:. свои положительные и отрицательные стороны личности, понимать своё место в обществе

Уметь: заполнять соотв. странички в папке «Портфолио», осознавать себя как частьобщества

Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в полилоге, извлекая нужную информацию,

Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познават. задач 

4

Мой портрет. Заполнение 1-ой странички портфолио

5

Кто я? Какой я? (Тест)

6

Я в обществе. Осознание себя как личности.

7

Я – часть моего класса.

8

Я – часть моей школы.

9

Я и моя семья.

Раздел 3.

Жизненные цели человека

3

Слушание информации, участие в диалоге, заполнение соотв. Разделов в папке «Портфолоио», самоанализ собственных планов и интересов

Знать:.зачем человеку в жизни нужна цель

Уметь: формулировать собственные планы и интересы, анализировать их

Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в диалоге, извлекая нужную информацию,

Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познават. задач 

10

Зачем нужна(ы) цель(и) в жизни? Что нужно человеку, чтобы достичь своей(их) цели(ей) в жизни?

Я и моё будущее. Каким я его вижу

11

К чему я стремлюсь сегодня (Самоанализ собственных планов и интересов)

Раздел 4.

Саморазвитие человека

7

Участие в полилоге, выполнение тестовой работы, слушание информации

Знать:. что такое саморазвитие, самостоятельность и ответственность человека

Уметь: понимать, как характер человека влияет на его саморазвитие и как правильно сформировать свой характер

Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в полилоге, извлекая нужную информацию,

Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника

12

Что такое саморазвитие человека?

13

Что такое самостоятельность? Тест «Насколько я самостоятелен»

14

Что такое ответственность? Тест «Ответственный ли я человек»

15

Что такое самооценка?

16

Что такое самоанализ?

17

Как влияет характер человека на его саморазвитие.

18

Как сформировать свой характер?

Раздел 5

Учебная деятельность подростка

4

Слушание информации, участие в обсуждении, составление памятки «Как правильно подготовить домашнее задание»

Знать: что учёба – основная деятельность школьника, почему на уроках бывает скучно

Уметь: правильно готовить домашнее задание, как работать на уроках, как сделать так, чтобы тебе в школе было интересно

Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

Познавательные: осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию,

Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познават. задач 

19

Учёба – моя работа.

20

Я и школа

21

Почему на уроках бывает скучно?

22

Как я готовлю домашнее задание

Раздел 6

Внеурочная деятельность

7

Слушание информации, участие в полилоге, выполнение тестовой работы, творческая работа «Мой режим дня», просмотр м/м презентации «Вредные привычки»

Знать: что такое внеурочная деятельность, как управлять своими интересами

Уметь: составлять режим дня и соблюдать его; понимать, что за активной деятельностью обязательно должен следовать активный отдых

Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания

Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи

Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в полилоге, читает и слушает, извлекая нужную информацию,

Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы,слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познават. задач

23

Что такое внеурочная деятельность?

24

Моё хобби

25

Как управлять своими интересами

26

Активная деятельность

27

Здоровый образ жизни. Тест «Моё здоровье»

28

Режим дня

29

Негативная роль вредных привычек

Раздел 7

Публичное выступление

5

Слушание информации, практическая работа, презентация портфолио

Знать: как подготовить публичное выступление. чтобы было интересно слушать

Уметь: представлять свои достижения (презентовать портфолио)

Личностные: желание участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы

Познавательные: осознает познавательную задачу; планирует собственную деятельность, ориентируясь на решение учебно-практической задачи

Комммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения

30

Как подготовить публичное выступление

31

32

33

Презентация своего протфолио

34

Презентация своего протфолио

Итоговое занятие

Итого

34

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Портфолио как способ саморазвития ученика (3ч.)

1.

Что такое портфолио? Виды портфолио.

2.

Структура портфолио.

3.

Оформление, создание разделов папки «Портфолио».

Кто я? Какой я? (6ч.)

4.

Мой портрет. Заполнение 1-ой странички портфолио.

5.

Кто я? Какой я? (Тест)

6.

Я в обществе. Осознание себя как личности.

7.

Я – часть моего класса.

8.

Я – часть моей школы.

9.

Я и моя семья.

Жизненные цели человека (2ч.)

10.

Зачем нужна(ы) цель(и) в жизни? Что нужно человеку, чтобы достичь своей(их) цели(ей) в жизни?

Я и моё будущее. Каким я его вижу

11.

К чему я стремлюсь сегодня (Самоанализ собственных планов и интересов)

Саморазвитие человека (7ч.)

12.

Что такое саморазвитие человека?

13.

Что такое самостоятельность? Тест «Насколько я самостоятелен»

14.

Что такое ответственность? Тест «Ответственный ли я человек»

15.

Что такое самооценка?

16.

Что такое самоанализ?

17.

Как влияет характер человека на его саморазвитие.

18.

Как сформировать свой характер?

Учебная деятельность подростка(4ч.)

19.

Учёба – моя работа.

20.

Я и школа

21.

Почему на уроках бывает скучно?

22.

Как я готовлю домашнее задание

Внеурочная деятельность(7ч.)

23.

Что такое внеурочная деятельность?

24.

Моё хобби

25.

Как управлять своими интересами

26.

Активная деятельность и активный отдых

27.

Здоровый образ жизни. Тест «Моё здоровье»

28.

Режим дня

29.

Негативная роль вредных привычек

Публичное выступление(5ч.)

30.

Как подготовить публичное выступление

31.

Презентация своего портфолио

32.

Презентация своего портфолио

33.

Презентация своего портфолио.

34.  

Презентация своего портфолио. Итоговое занятие

Итого: 34 часа

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Портфолио ученика средней школы / авт.- сост. И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223 с.

2. Портфолио школьника. З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Просвещение.2012.

3. Личностный портфель школьника. З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Интеллект-Центр.2011.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Компьютерная программа «Портфолио ученика. Оценка достижений школьников.» Серия «Административное управление образовательным учреждением».Изд-во «Учитель». 2012. Интернет-материалы

2. Компьютер

3. Плазменная панель

4. Интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"

данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...

Актуальность реализации внеурочной деятельности учащихся социального направления в рамках ФГОС

В настоящее время обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов,  влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позд...