Доклад на методической конференции
материал

Доклад на методической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_met._konf.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Страшная это опасность – безделье за партой;

Безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.

Это развращает, морально калечит человека, и ни

Школьная   бригада, ни школьный участок, ни мастерская –

Ничто не может возместить того, что упущено в самой

Главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в

сфере мысли.            (Василий Александрович Сухомлинский)

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними  - всегда лежит океан знаний. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

А где как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.

Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно.

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Джона Дьюи (1859-1952). В России дидактику проблемного обучения разработал -  Исаак Яковлевич Лернер.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Для меня в процессе обучения -  главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми.                                        

Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Но проблемы на уроке математики бывают разными, и решение различных проблем приводят к различным видам развития. Поэтому, на своих уроках, стараюсь развить у учащихся способность решать возникающие проблемы.

При проблемном обучении, прежде чем выучить, требуется понять, всё принимает характер открытий: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически. Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетания аналитического и эвристического путей решения. Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей.

В своей педагогической деятельности при обучении математике, используя данную технологию, организую проблемные ситуации, формулирую проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения.

Главные цели проблемного обучения, которые решаю на уроках математики:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
  • усвоение учащимися знаний, умений  добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  • воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

На уроках математики - использую следующие варианты создания проблемных ситуаций:

1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.

В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение. Поэтому при решении задач, уравнений, примеров специально делаю ошибку. В результате, когда не получается ожидаемый результат, дети сами еще раз очень внимательно пересматривают решение и ищут ошибку.

Даю задачу и вижу , что учащиеся отвлекаются, не внимательны, говорю: “У меня не получается. Я забыла”. Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью, читайте учебник, ищите правила, вспоминайте алгоритмы. Хотя задача вполне решается. Проблемная ситуация. Дети мне не верят, но все же начинают с интересом искать решение.

2.Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.

Например: в 9 классе при изучении геометрической прогрессии рассматривается легенда о том, как индийский раджа решил наградить изобретателя шахмат. Изобретатель пожелал за первую клетку доски получить одно зернышко, за другую – два, третью – четыре и так далее. Удивившись скромности раджа приказал немедленно выдать награду. Однако выполнить его приказ не получилось.

Задача на арифметическую прогрессию

“Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?”

Проблемная ситуация: как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел?

 3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.

Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.

Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).Так же задачи на нахождение площади и фигур и сколько кафеля понадобится для покрытия пола такой площади.

Задачи на проценты, связанные  с банковскими кредитами.

4.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.

Тема «Координатная плоскость».  На этапе активного и осознанного усвоения нового материала, а также на этапе закрепления применяю практические работы: «Животные на плоскости», «Астрономия и координатная плоскость». Ребята строят точки по координатам и рисуют животных и созвездия, затем рассказывают про них. Также выполняют творческие работы, сами предлагают свои рисунки и по ним составляют задания.

 В 9 классе по теме: движение

5.    Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.

Определите, сколько треугольников вы видите на рисунке 1 и квадратов на рисунке 2?

2. Что общего в данных фигурах, а в чём различие?

 6.Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.

 Формулы сокращенного умножения, свойства квадратного корня.

7. Создание проблемных ситуаций через  различные способы решения одной  задачи.

Доказательство теоремы Пифагора. Решение задач , связанные с прямоугольным треугольником.

8. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.

Нахождение числа П, теорема Виета, связь корней квадратного уравнения с его коэффициентами, нахождение площади четырехугольников.

     Учащийся, испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. Он уже знает, что его ожидает, что напряженность поиска сменяется радостью открытия. Нетрудно заметить в этом большое воспитательное и развивающее значение исследовательского метода.

    Такой подход наряду с несомненными достоинствами требует чрезмерно большого времени. Хотя это дополнительное время окупается эффективностью развития творческого мышления учащихся, когда этого времени нет, естественно ограничиться применением исследовательского метода к отдельным темам, наиболее подходящим для этой цели. При такой методике и в тех случаях, когда некоторые темы будут изучаться непосредственно по учебнику, без предварительного исследования, учащиеся будут смотреть и на этот изложенный в учебнике материал как на результат некоторых исследований (проведенных другими), что будет положительно влиять на уровень его усвоения.

Таким образом, проблемное обучение, как процесс предполагает:

  • создание  проблемной ситуации;
  • выход  из нее, то есть решение проблемы.

В создании проблемной ситуации основная роль принадлежит мне как учителю, я должна заинтересовать, увлечь учащихся работой. Так, например, при решении задачи наиболее активной становится деятельность учеников, я как учитель только направляю и корректирую их мыслительные усилия.

Проблемное обучение ориентировано на формирование потребности в учебной деятельности, т. е. оно более интенсивно, чем не проблемное обучение, влияет на активизацию учебной деятельности.

Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения   при его применении требуется много времени, чем возможно выделить на обучение математике. Более того, изученный материал нужно закрепить в результате самостоятельной работы, работы с книгой и т.д. Поэтому

В процессе работы по развитию у учащихся творческих способностей на уроках математики, когда используется технология проблемного обучения, очевидны положительные результаты.

Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий обеспечило рост их учебных достижений. Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха - создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Используемые мною активные формы и методы обучения различны, но назначение их одно: сделать сложное простым и доступным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на областной конференции:"Коломна и Московская область в битве под Москвой"

Доклад на областной конференции, посвящённой 65-летию битвы под Москвой: "Коломна и Московская область в битве под Москвой"...

Доклад на августовской конференции. Секция учителей физики.

Федеральный государственный стандарт нового поколения и учебно- методические комплекты по физике для основной, средней и профильной школы...

"Счастливое сердце семьи". Доклад на родительской конференции

Семейное счастье - это взаимопонимание, уважение, а главное - здоровье.Поговорим о здоровом воспитании детей....

Доклад на учительской конференции 2009 года

Выступление на тему "Личностно-ориентированное обучение — залог качественного школьного образования"...

Выступление на седьмой региональной научно-методической конференции учителей Московской области "Педагог-исследователь" с докладом "Исследование роли здоровьесберегательных технологий на уроках англ.яз.

Колганова А.С. Исследование роли здоровьесберегательных технологий на уроках англ.яз. Выступление на научно-практической конференции "Педагог-исследователь"....