"Самообразование и инновационный поиск учителя"
презентация к уроку

Никифорова Наталья Николаевна

«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным». (К.Симонов).

 

Педагог должен включаться в режим развития, инновационного поиска, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_i_innovatsionnyy_poisk_uchitelya.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Самообразование и инновационный поиск педагога» Учитель Н.Н. Никифорова

Слайд 2

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.» А. Дистервег

Слайд 3

В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога. Педагог должен включаться в режим развития , инновационного поиска, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

Слайд 4

Самообразование педагога - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Слайд 5

Условия самообразования: Творчество Опыт Рефлексия

Слайд 6

1 этап – выбор направления самообразования Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Направлениями самообразования могут быть: профессиональное ; психолого-педагогическое; психологическое; методическое; информационно-компьютерные технологии; здоровьесбережение ; и т.д.

Слайд 7

2 этап – выбор темы самообразования Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы. 1 .«Интерактивные методики на уроках …»; 2. «Технология проектного метода обучения»; 3 .«Технология коррекции памяти и мышления через чтение и письмо»; 4. .« Здоровьесберегающие технологии» 5. «ИКТ на уроках…»; и т.д.

Слайд 8

3 этап – формулировка цели и задач самообразования Целями самообразования могут быть: повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры; изучение и внедрение новых педагогических технологий; изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения; совершенствование своих знаний в области педагогической психологии. При этом цель должна звучать ёмко , отражать и уточнять тему самообразования. Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

Слайд 9

4 этап – определение круга источников информации Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: телевидение ; газеты, журналы; литература (методическая, научно- популярная, публицистическая, художественная и др.); материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации; уроки коллег и т.д.

Слайд 10

5 этап – выбор формы организации самообразования Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Получение второго высшего образования или второй специальности Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы Индивидуальная работа по самообразованию Сетевые педагогические сообщества

Слайд 11

Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки : * эпизодичность прохождения курсов; * время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы педагогов и учреждения; * качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

Слайд 12

Получение второго высшего образования или второй специальности Главные достоинства такой формы самообразования: * возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; * система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты. Недостатки: * нехватка у педагогов свободного времени; * дороговизна обучения.

Слайд 13

Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы Главные достоинства такой формы самообразования: * возможность пройти их в удобное для педагогов время; * возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам. Недостатки: * дистанционные курсы проводятся на платной основе; * документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

Слайд 14

Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя: * научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; * посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; * участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; * посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; * теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов. Однако , как бы ни был высок уровень способностей педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

Слайд 15

Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования педагогов Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности: * использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; * самостоятельное создание сетевого учебного содержания; * освоение информационных концепций, знаний и навыков; * наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования : * обмен опытом осуществляется между учителями-практиками ; * методическая помощь является персональной и адресной; * попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Слайд 16

Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки педагогу в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.

Слайд 17

Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

Слайд 18

Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.

Слайд 19

Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.

Слайд 20

Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

Слайд 21

Сеть творческих учителей (it-n.ru) Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).

Слайд 22

Электронные средства массовой информации – источник получения доступной публикации любого методического материала

Слайд 23

6 этап – составление плана самообразования На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: название темы; цели; задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.

Слайд 24

7 этап – определение результата самообразования В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Примеры результатов: повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; разработка пакета тестового материала в электронном виде.

Слайд 25

8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта; доклад; сбор и анализ отчетной документации; презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Слайд 27

В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагог обладает развитой способность к рефлексии. Самообразование педагога будет продуктивным если:

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

Инновационный поиск -2013

"Разнообразие приемов обучения на уроках развития речи в 5 классах"...

Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...

Самообразование и мотивационный поиск учителя

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителя и педагогического коллектива...