"Трудности в адаптации первоклассников с речевыми нарушениями
материал

« Трудности в адаптации первоклассников с речевыми нарушениями»

 

Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

 Задачи:

 • Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.

 • Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.

 • Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.

        Учеба – это новый вид деятельности, в которую   должны постепенно включиться первоклассники. Немалую роль в адаптации к школьной жизни играет степень развития речи ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

         У детей наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков.

Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией).

Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике. А математические символы — это, в сущности, разновидности букв.

В начале сентября было проведено обследование речи детей.

Какие же нарушения произношения звуков встречаются у детей?      

       Чаще всего нарушение произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих звуков (ш, щ, ч), звуков р, л. Иногда встречаются дефекты произношения звуков г, к, х, б, п, д, т и т.д. Из-за  нарушения звукопроизношения речь  неразборчива и  малопонятна для окружающих
        Большинство детей не могут связно изложить свои мысли, употребляют неправильные обороты, путаются в формулировках пространственных и временных отношений. Состояние и подвижность артикуляционного аппарата у детей указывает, что у многих движения языка замедленные, с затруднениями, объем движений неполный, не могут удерживать определенное положение языка. Для подвижности артикуляционного аппарата необходимо выполнять комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционные упражнения могут не сразу получаться у всех детей. На занятии объясняется порядок выполнения упражнения, затем показывается его выполнение, затем каждый ребёнок пробует выполнить упражнение, далее упражнение многократно повторяется детьми. Артикуляционные упражнения необходимо повторять дома ежедневно перед зеркалом 5-6 раз каждое.

         Некоторые ошибаются думая, что если ребенок начал правильно проговаривать все звуки, то проблема решена. Такие стороны речи как функция языкового анализа, лексическая (словарный запас) и грамматическая сторона речи, связная речь играют также большую роль. (Подробно описывать каждый компонент речи не буду.) Все понимаем, что хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

        В возрасте 6-7 лет у ребят еще недостаточно развит самоконтроль, в том числе и за собственной речью, и только взрослые, которые непосредственно находятся рядом с ребенком, могут помочь ему следить за произношением, поддержать одобрительным словом и внушить уверенность в успех.

      Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку.

      Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.

      На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.

    К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.

      Каждый ребенок требует индивидуального подхода. Хороших результатов можно добиться в работе с детьми тогда, когда вместе объединяются и учитель, и психолог, и логопед, и, конечно, родители. Причем действуют они сообща.  Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.

        И в заключении, хочу сделать вывод: «Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому и настоящему. Будем помнить: наша речь как в зеркале отражается в речи наших детей. Будем помнить, что привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям- одна из основных задач воспитания наших детей!

 

Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида

                                          Доклад

« Трудности в адаптации первоклассников с речевыми нарушениями»

                                                                                    Подготовила:

                                                                                                  учитель-логопед Цыренова Д.Ш.

                                                      2018г

   

« Трудности в адаптации первоклассников с речевыми нарушениями»

Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

 Задачи:

 • Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.

 • Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.

 • Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.

        Учеба – это новый вид деятельности, в которую   должны постепенно включиться первоклассники. Немалую роль в адаптации к школьной жизни играет степень развития речи ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

         У детей наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков.

Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией).

Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике. А математические символы — это, в сущности, разновидности букв.

В начале сентября было проведено обследование речи детей.

Какие же нарушения произношения звуков встречаются у детей?      

       Чаще всего нарушение произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих звуков (ш, щ, ч), звуков р, л. Иногда встречаются дефекты произношения звуков г, к, х, б, п, д, т и т.д. Из-за  нарушения звукопроизношения речь  неразборчива и  малопонятна для окружающих
        Большинство детей не могут связно изложить свои мысли, употребляют неправильные обороты, путаются в формулировках пространственных и временных отношений. Состояние и подвижность артикуляционного аппарата у детей указывает, что у многих движения языка замедленные, с затруднениями, объем движений неполный, не могут удерживать определенное положение языка. Для подвижности артикуляционного аппарата необходимо выполнять комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционные упражнения могут не сразу получаться у всех детей. На занятии объясняется порядок выполнения упражнения, затем показывается его выполнение, затем каждый ребёнок пробует выполнить упражнение, далее упражнение многократно повторяется детьми. Артикуляционные упражнения необходимо повторять дома ежедневно перед зеркалом 5-6 раз каждое.

         Некоторые ошибаются думая, что если ребенок начал правильно проговаривать все звуки, то проблема решена. Такие стороны речи как функция языкового анализа, лексическая (словарный запас) и грамматическая сторона речи, связная речь играют также большую роль. (Подробно описывать каждый компонент речи не буду.) Все понимаем, что хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. 

        В возрасте 6-7 лет у ребят еще недостаточно развит самоконтроль, в том числе и за собственной речью, и только взрослые, которые непосредственно находятся рядом с ребенком, могут помочь ему следить за произношением, поддержать одобрительным словом и внушить уверенность в успех.

      Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку.

      Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.

      На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.

    К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.

      Каждый ребенок требует индивидуального подхода. Хороших результатов можно добиться в работе с детьми тогда, когда вместе объединяются и учитель, и психолог, и логопед, и, конечно, родители. Причем действуют они сообща.  Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.

        И в заключении, хочу сделать вывод: «Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому и настоящему. Будем помнить: наша речь как в зеркале отражается в речи наших детей. Будем помнить, что привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям- одна из основных задач воспитания наших детей!

 

Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!



Предварительный просмотр:

                                     Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида

  Доклад

          ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЭТАПЕ               АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ          ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

                                                                                                   Подготовила:

                                                                                                                    учитель-логопед Цыренова Д.Ш.

 

                                                                  2018г

     

      Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

      У детей с нарушением речи нарушения имеют чаще всего комплексный характер - помимо речевых проблем у ребенка наблюдаются проблемы с памятью, зрительным и слуховым восприятием, вниманием и много других им сопутствующих проблем, что еще раз доказывает необходимость комплексной работы с дефектом. В связи с этим параллельно с задачей коррекции звукопроизношения и развития лексико-грамматической сторон речи должна решаться другая не менее важная: развитие основных психических функций, а также создание условии для всестороннего развития ребенка в рамках логопедических занятий.

       Многие логопеды согласятся с тем, что автоматизация звука - это один из наиболее трудных этапов работы над звуком, требующих больших затрат времени и усилий. Если детям постоянно давать однотипные задания, связанные с бесконечным повторением, проговариванием и заучиванием обычного текста, то вскоре вся работа станет не целесообразной. Интерес, на котором, в основном, основывается успех на занятии, пропадает. Вот тут на помощь может прийти технология мнемотехники. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в любое логопедическое занятие.

        Данная технология является фундаментом, на котором появляется мотивация речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.

        Мнемотехника - это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

        Для младших школьников мнемотехники имеют особое значение, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

   У детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство - исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Данная технология способствует возникновению мотивации речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.

        Актуальность и целесообразность использования мнемотехники в логопедической практике объясняется тем, что технология:

- открывает новые возможности, способствующие оптимизации работы учителя -логопеда;

- гармонично вписывается в работу по развитию индивидуальных способностей каждого, использование мнемотехники не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- способствует развитию лексико-грамматической стороны речи;

- способствует более качественной автоматизации звуков;

- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

      Мнемосхемы служат дидактическим материалом в работе, в основном, по развитию связной речи детей, но можно использовать их для автоматизации звуков. На этапе автоматизации звуков учитель-логопед применяет один или несколько приемов мнемотехники. При этом, наибольший эффект достигается при их использовании в виде игр.

Цель таких игр: автоматизация поставленного звука на материале прямых или обратных слогов, слов; развитие фонематического анализа и синтеза; тренировка произвольной слуховой, зрительной, кратковременной и оперативной памяти; логического мышления.

  1. Игры, с использованием «Фонетического приема» мнемотехники.

. Игра «Одинаковый слог»

Оборудование: картинки с изображением предметов.

Описание игры.

Логопед произносит название картинок, а ребенок выкладывает их в соответствии с повторяющимся слогом в несколько рядов. Словесное и зрительное восприятие идет параллельно. Логопед, выделяя голосом, обращает внимание на повторяющийся слог в каждом ряду:

 РА: Рак, рама, нора, баран.

РЫ: Рысь, рыба, комары, шары.

 РО: Рот, рог, корова, носорог.

РУ: Руки, руль, ручка, кенгуру.

Затем ребенку дается задание назвать картинки, в которых есть слог «РА» (первый ряд), т.д.

Дополнительные  задания:

- вспомни картинки (не подглядывая), в названии которых есть слог «РЫ»;

- вспомни картинки, которые отвечают на вопрос «КТО?», «ЧТО?»

2) Игра с использованием приема рифмизации «Выложи картинки по порядку»

Оборудование: карточки к игре; комплект картинок с изображением тех предметов, которые нарисованы на карточках.

 Описание игры.

Ребенок рассматривает большую карточку в течение 10 секунд, затем переворачивает ее и, используя комплект картинок, выкладывает увиденное в том же порядке. Затем перевернув карту, проверяет правильность выполнения задания.  Для усложнения можно добавить лишнюю картинку.

Варианты изображения предметов на картах:

- мухомор, помидор, забор, ковёр.

3)  Игры с использованием приема создания ассоциаций

 Игра «Классификация предметов»

Оборудование: картинки, для автоматизации звука «Р» в различных позициях: свитер, сарафан, куртка, рукавицы, сорока, ворона, страус, воробей, грач.

 Описание игры.

Детям дается задание разложить картинки на две группы. После чего ребенок называет группы обобщающим понятием, считает количество картинок и перечисляет вслух каждый предмет из группы, четко проговаривая звук «Р». Затем ребенок отворачивается и называет слова по памяти.

Для усложнения можно добавить другие группы  картинок (йогурт, торт, сыр, сахар, кефир; крокодил, кенгуру, зебра, носорог, тигр).

4) Игра «Слова ходят парами»

 Оборудование: шесть пар предметных картинок.

Описание игры.

Картинки располагаются в два ряда: верхний ряд – строитель, страус, корабль, мороженое, жираф, ручка; нижний ряд – подъемный кран, мастерок, Дед Мороз, тетрадь, сорока, матрос.

Ребенку предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда и объяснить свое решение.

Например: строитель – мастерок (нужен строителю для работы), страус – ворона (птицы), т.д.

Получая обоснованный ответ от ребенка, картинки объединяются. Затем после повторного проговаривания пар слов, нижний ряд убирается. Ребенку предлагается вспомнить по оставшимся картинкам их пары.

5) Игры с использованием приема или метода Цицерона.

 Игра «Назови, не ошибись»

Цель: автоматизация звука «Р». тренировка зрительной памяти, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Оборудование: различные картинки, магнитная доска.

Описание игры.

Картинки прикрепляются к доске магнитами. Таким образом, расположение предметов можно менять.

Логопед дает задания:

- покажи левый край доски, правый край;

- посмотри и назови предметы с левой стороны доски;

- что стоит выше других предметов?;

- что стоит слева от ракеты?

- что находится ближе к сыру?

- повернись спиной к доске и назови предмет в середине доски.

Могут быть и другие задания.

Мнемотехника может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать стихотворение, выучить и т.д.

           Таким образом, составление и использование стихов с помощью мнемотехники облегчает процесс усвоения автоматизируемого звука, способствует расширению и актуализации словарного запаса, лексико-грамматической стороны речи, развивает память, мышление, воображение, а технология «Мнемотехника» гармонично сочетает в себе элементы основных образовательных систем и может успешно применяться в логопедической практике.

Литература:

1.        Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 109 с.

2.        Белоусова Л.Е. Веселые встречи. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 128 с.

3.        Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 96 с.

4.        Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Инфра-М., 2015. - 703 с.

5.        Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2005. - 88 с.

6.        Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2004. - 182 с.

7.        Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 1985. - 87 с.

8.        Лапинская Л. Методы и упражнения мнемотехники как способ запоминания и воспроизведения информации: сайт Память + [Электронный ресурс]. - URL: http://pamyatplus.ru/razvitie/uprazhneniya-mnemotexniki.html#h2_2 (дата обращения: 16.01.2017).

9.        Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Воспитание и обучение. - 2004. - № 6. - 7 с.

10.        Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб., 2009. - 60 с.

11.        Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первичных естественнонаучных представлений у дошкольников// Дошкольная педагогика. - 2006. - № 7, 8. - 22 с.

             



Предварительный просмотр:

                                        Конспект открытого занятия

      «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

Цель занятия:

. Закрепление правильного произношения звука ш в слогах, словах, предложениях;

           Задачи:

  1. Образовательные:

- уточнить представления детей о звуке (Ш).

- закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях;

- закрепить умение определять место звука в слове;

- упражнять в согласовании существительных с числительными;

- упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.

- расширение словаря за счет притяжательных прилагательных;

2. Коррекционные:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику, согласованности движений рук и языка, используя методы пескотерапии;

- развивать фонематический слух;

- развивать речевое дыхание;

- учить изменять силу голоса;

- развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

- развивать слуховое, зрительное внимание, память, мышление;

4. Воспитательные:

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.

                                                   

 Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

Загадка:

 В ней ходил любой из нас.

Велика-сползёт до глаз.

Без неё в морозы зябко.

Защитит от стужи…. (шапка).

-Какой первый звук в отгадке? ([ш]).

- Над каким звуком будем сегодня работать?

-Да, мы продолжаем учиться правильно говорить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. 

Артикуляционная гимнастика

Для начала сделаем артикуляционную гимнастику, будут помогать нам пальчики.

Выполняем упражнения: 
«Трубочка». Вытянуть губы вперед, пальцы сжать в кулачки и двигать по песку.

«Лопаточка» широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, а ладонь руки положить на песок.

«Накажем непослушный язычок» положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить :пя-пя-пя

«Часики» Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Качели» Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Чашечка» выполняем языком «чашечку», набрав в руку песок.

«Грибок» Язык присосать к небу, пальцами в толще песка.


Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

-Что делают губы, когда мы произносим звук [ш]? (вытягиваются трубочкой вперёд). Где находится язык? Какой он — узкий или широкий? (язык широкий, чашечкой поднимается вверх). Он какой — звонкий или глухой? (глухой). Какой звук [ш]-гласный или согласный? (согласный). Повторите, какой он — согласный, твёрдый, глухой.

Развитие фонематического слуха.  

Игра «Дорожка»
Шаг будешь делать в том случае, если услышишь звук [ш ] (Ребенок на каждое слово со звуком [ш] шагает по песку пальцами). Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш].

Слоги: ла, ша, фу,шу, по, ко, бы, гы, шо
Слова:  шапка, снежок, шуба, банка, рубашка, малина. 

Произношение [ш] в слогах. (дыхат-е упражнение на одном выдохе)

— « Запомни, повтори».

Ша-шо-шу-ши- радостно

Шка-шко-шку-шкы- вопросительно

Шна-шно-шну-шны- грустно

Шу-ши-ша-шо- с просьбой

Аш-ош-уш-ыш- шёпотом 

Слоговая структура слова 

На первой полочке лежат слова с одним слогом, на второй полочке, лежат слова с двумя слогами, а на третьей полочке лежат слова с тремя слогами.

На 1 полочке : Шар

На 2 полочке: Мишка, шина, Маша, кошка

На 3 полочке: Волшебник, матрешка, машина [Ш]

Физкультминутка:

Шмель ШтаниШки замарал,

(Руки положить на щёки, наклоны головы влево - вправо)

Шмель ШтаниШки постирал.

(Тереть кулачок о кулачок – «стирать»)

А пока Штаны суШились –

(Взмахи руками вправо - влево)

В ШалаШе он сладко спал.

(Руки над головой «домиком», затем сложить ладошки вместе и положить на них голову.)

Формирование лексико-грамматического строя речи:

Согласование существительного и числительного

Задание №1 Назвать, сколько предметов указано цифрой в квадратике

Задание №2

Определи место звука  [ш]

 

“Гимнастика для ума” ( отвечает  на вопрос словом, начинающимся со звука “ш”)

– Головной убор. (Шапка, шляпа)
– Число после пяти. (Шесть)
– Там учатся дети. (Школа)
– Часть колеса. (Шина)
– Колючки у розы. (Шипы)

Задание №3 «Предложение договори и его ты измени» (с картинками):
У Маши… (шуба). – Это чья шуба? – Это Машина шуба. 
У Миши… (машина). – …
У Паши… (мешок). – …
У Даши… (шахматы). – …
У Наташи …(шарик). – …

Задание №4

«Подскажи слово».

Я назову два слова, а ты добавь нужные слова, чтобы получилось предложение.

Даша — каша. (Любит. Даша любит кашу)    -укажи действие

Даша - Шкаф. (Даша убрала вещи в шкаф)     -укажи действие

Подушка— у Даши. (Мягкая подушка у Даши)    - укажи признак

Даша – Петушок.   (Разбудил Дашу петушок)   .-укажи действие

Задание №5

Игра «Путаница»

Кошка, мышка, за, гнаться.

Подушка, спать, дедушка, на.

Наша, мышка, поймать, кошку.

Итог занятия:

 Какая цель у нас была на занятии?

Какое задание больше всего понравилось?

Какое вызвало затруднения?

Как ты оцениваешь свою работу на занятии?

                                                                          Учитель-логопед: Цыренова Д.Ш.



Предварительный просмотр:

                                        Конспект открытого занятия

                                      «Дифференциация звуков [с-ш] »

Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки [с] – [ш] изолированно, в слогах, словах, в предложениях

Задачи: воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.

Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л - д: - Добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнемся друг другу, гостям и пожелаем хорошего настроения.

2. Дифференциация звуков (с) - (ш) в изолированном звучании.

Л - д: к нам на занятие пришел новый гость! Давай отгадаем, кто это?

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

Какое солнце?( яркое, теплое)

Солнышко грустное?(веселое)

 А вот в щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.

Веет, свистит,

Все вокруг сдувает (ветер)

А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс ........

Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш .......

2.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

Л - д: - Давай еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).

Помоги мне вспомнить, как мы произносим звук (с).

Губы - улыбаются.

Зубы - заборчиком.

Кончик языка - за нижними зубами.

Посередине языка проходит холодный воздух.

Горлышко - отдыхает, спит.

Звук (ш)

Губы - круглые как калачик.

Зубы - заборчиком.

Язык - круглый как чашечка.

Кончик языка за верхними зубами.

Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.

Горлышко - отдыхает.

Л - д: -  Какие отличия в произношении этих звуков?

Чем похожи эти звуки?

3. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».

Л - д: - Сейчас мы с тобой отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А если ты правильно научился различать слоги со звуками [с-ш] дойдешь до цветочков очень быстро

На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) - шаг назад.

(Са, со, су, сы, ши и т.п.)

б) Игра «Сорви лепесток».

Л - д: - Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).

Сейчас я расскажу стишок. Если ты услышишь слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) - зеленый.

Из тоненьких ниточек,

Шьет шубку паучок,

А рубашки из листочков,

А юбки из травки.

Зовет мышку в щелочку,

Выбирай платок,

Прыг - скок, прыг - скок,

Не поймаешь паучок.

Л - д: - Давай еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) - синим,

Звук (ш) - зеленым.

4. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.

а) Игра «Найди лепесточки»

Л - д: - Над цветком  пролетел ветер и ромашка лепесточки свои потеряла.

К лепесткам слогов (са, сы, шу, ша)

Найди слова лепестки

(Предметные картинки)

Са - сани Ша - шапка

Сы - сыр Ша - шарф

Динамическая пауза. Игра с мячом.

-Поиграем с мячом.
- Замени в словах звуки С-Ш (перекидывают мяч друг другу)
Усы-…, крыса-…, сок-…,каска-…,маска-…, сутки-…,солить-…, вас-….
(Уши, крыша,шок, кашка, Машка, шутки, брошь, шалить, ваш).

 5) Развитие навыков слогового анализа.

а) -Отгадай название животного на карточке и посади картинку с названием этого животного в свой вагон. В первом вагоне едут животные в названии которых один слог, во втором-2 слога, в третьем вагоне едут животные в названиях которых 3 слога.

Ученик на карточке вставляет пропущенные буквы в словах, выбирает соответствующую предметную картинку и рассаживает по вагонам.
В 1 вагон-слон, еж, мышь.
Во 2 вагон - лиса, мишка, сова.
В 3 вагон – петушок, лошадка.

-Молодец. Ты справился с заданием.

Подбор признаков и действий  к предмету.
а) -Расскажи о каждом животном из тех, которых ты рассадил по вагонам как я.
Слон (какой?) большой, статный, шикарный, добродушный, сильный.
(что делает?) стоит, ест, дышит, наступает, спит
-Мышь какая?
Ученик:
- Шустрая, смелая, слабая, серая, смешная, маленькая…
Логопед:
-Что делает?
Ученик:
- Шуршит, скребет, смешит, крошит, прячется…
Логопед спрашивает о признаках и действиях всех животных, задает стимулирующие вопросы при затруднениях.

Итог занятия:

Какая цель у нас была на занятии? Какое задание больше всего понравилось?

Какое вызвало затруднения? Как ты оцениваешь свою работу на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности адаптации первоклассников к школе

Адаптация – это процесс привыкания к новым школьным условиям...

Родительское собрание. Трудности адаптации первоклассников к школе

Обучение в школе – это совершенно новая деятельность для ребёнка. Для формирования положительного отношения к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными задан...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.Предложить практические советы организации общения с первоклассником.Вопросы для обсуждения....

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму.

Консультация для родителей о влиянии недостатков речи на успеваемость...

Родительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"

одительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками  при обучении чтению и письму"...