План по самообразованию
методическая разработка

Арипова Алина Альбертовна

Работа

по теме самообразования на тему:

«Использование исторической карты как средство формирования предметных результатов у учащихся 5 - 6 классов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_samoobrazovaniya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Работа

по теме самообразования на тему:

«Использование исторической карты как средство формирования предметных результатов у учащихся 5 - 6 классов».

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Начало работы над методической темой

Продолжение изучения темы, изучение теоретических основ данной темы

Создание дидактического материала для 6 классов

Пополнение базы данных по теме

Разработка дидактического материала для 5-6 классов

Внедрение в педагогическую практику ФГОС нового поколения;

Изучение литературы по теме

Показ открытого урока в 5 классе

Внедрение в педагогическую практику ФГОС нового поколения

Показ открытого урока в 6 классе

Обобщение педагогического опыта на МО

Разработать рабочую программу по истории для 5 класса;

Создание базы данных по данной теме

Создание презентаций по истории Древнего мира в 5 классе

Разработать рабочую программу по истории для 6 класса;

Создание базы данных по данной теме

Создание презентаций по истории Древнего мира в 5 классе

Выпуск альманаха по  обобщению работы по методической теме

Участие в методической неделе

Продолжение изучения методической темы

Участие в шаг будущем, Леонардо, ЮНИОР

Участие в методической неделе

Участие в шаг будущем, Леонардо, ЮНИОР

Продолжение изучения методической темы

Участие в шаг будущем, Леонардо, ЮНИОР

Методическая презентация итогов работы по теме

Участие в шаг будущем, Леонардо, ЮНИОР

Способствовать развитию олимпиадного движения

Публикация в издательстве «КНОРУС», на сайте Инфоурок

Способствовать развитию олимпиадного движения

Публикация в издательстве «КНОРУС», на сайте Инфоурок

Публикация в издательстве «КНОРУС», на сайте Инфоурок

Отчет по теме самообразования.

Мною было запланировано:

  1. Продолжить изучение теоретических основ темы «Использование исторической карты как средство формирования предметных результатов у учащихся 5 - 6 классов».
  2. Участие в системе школьной методической работы.

Результаты работы:

  1. Выступление то теме самообразования «Использование исторической карты как средство формирования предметных результатов у учащихся 5 - 6 классов на РМО 25.03.2017г

Цель исследования: выявить возможности использования исторической карты как средстʙо достижения предметных реɜультатоʙ на уроках истории у учащихся 5-6 классоʙ.
 Объект исследования – средства достижения предметных результатов на уроках истории у учащихся 5-6 классов.
Предмет исследования – историческая карта, как средство достижения предметных результатов на уроках истории у учащихся 5-6 классах.
  Методологическая основа: 

1.        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.        Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы» // Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61

3.        Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761

4.        Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Научная основа опыта.

        Средства обучения – это составная часть методов, то есть способы учебной работы учителя и  учащихся, посредством которых достигаются цели обучения конкретному предмету.[1]

        Под учебными комплексами обычно понимают учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним относятся:[2]

- учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения);

- методическая литература (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборники заданий и задач);

- научная, научно-популярная и художественная литература (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения);

- наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые).

        Рассмотрим более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. В нее входит:[3]

        - естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новогороде и т.д.);

        - подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: оруди труда, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);

        - предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);

        - изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции);

        - условно-географическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, апликации, схемы, графики, диаграммы);

        - технические средства обучения: кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивные, аудиозаписи, компакт-диски (аудио, компьютерные).

При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности.

В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.[4]

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.

Предметная наглядность – это вид наглядности, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Предметная наглядность находит самое широкое применение в преподавании естественных наук – ботаники, зоологии, химии и др., где имеется возможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногда попробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления – растения (с цветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрировать ход химической реакции, работу сердца лягушки и т.д.[5]

Иначе обстоит дело в обучении истории. Здесь предметом изучения являются события и явления исторического прошлого, общественные отношения прошлого. Воспроизвести и предоставить этот предмет непосредственному восприятию учащихся мы не можем. Хроникальные фильмы в какой-то мере «воссоздают» для нас картину исторических событий, например эпизоды Великой Отечественной войны. И всё же перед нами не само прошлое, а его изображения на экране, хотя и документальное. Что касается общественных отношений прошлого, то они вообще недоступны непосредственному, живому восприятию, а должны быть познаны абстрактным мышлением. Наглядность может играть большую вспомогательную роль в познании этих отношений, поможет выразить эти отношения, передать их конкретное проявление[6].

Таким образом, строго говоря, предметная наглядность в точном значении этого понятия в преподавании истории не имеет места. Исключение составляет непосредственное восприятие памятников прошлого, если сами эти памятники становятся предметом изучения в курсе истории.

За этим исключением метод предметной наглядности в обучении истории имеет специфическое значение, существенно отличаясь от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов: не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарские турниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности – оружие и доспехи; не боевые подвиги суворовских солдат, а славные реликвии их тяжёлой ратной службы и их подвигов – полуистлевшие знамёна, ключи капитулировавшего в 1760-ом году Берлина, потёртые мундиры и кивера.

К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию[7].

Большой интерес школьников так называемые «объёмные» наглядные пособия – различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И разумеется, особенны эффективны действующие модели – водяной мельницы, рудоподъёмной машины.

Наконец, особый вид наглядности представляет условная наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики[8].

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщённые образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определённом масштабе с учётом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетание и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.

Среди картин, используемых в преподавании истории, независимо от характера сюжета различаются учебные картины, созданные как учебные пособия, художественные произведения исторической живописи, созданные художниками как произведения искусства определённого жанра.[9]

Правда, репродукции многих произведений крупных художников на историческую тему используются в качестве наглядных пособий на уроках истории. С другой стороны, хорошая высокохудожественная учебная картина, несомненно представляет собою произведение искусства. И всё же учебная картина качественно своеобразна, имеет ряд существенных особенностей, к ней предъявляются особые требования.

Прежде всего, учебная картина по истории создаётся художником или иллюстратором специально как школьное наглядное пособие. Но в отличие от учебных таблиц, в которых изображение вещественных памятников прошлого представлено изолированно, учебная картина – пособие синтезированное, дающее целостное изображение исторического явления, где все алименты отобраны и объединены.[10] По содержанию и сюжету учебная картина должна полностью соответствовать школьной программе и возрасту учащихся. Она отражает не случайные эпизоды, а узловые, существенные события и явления, изучаемые на уроках истории и доступные пониманию учащихся. Её композиция проста, контуры чётки. Она легко обозрима. А главное – всё содержание учебной картины нарочито отобрано в соответствии с учебно-познавательными и воспитательными задачами данной темы. В ней нет ничего лишнего, но есть всё достаточное для создания конкретного представления об изучаемом явлении и для необходимых выводов о нём.

Средства наиболее подходящие для 5-6 классов: подлинные предметы материальной культуры (археологические находки), условно-географические (исторические карты), ТСО (кинофрагменты, аудиозаписи).

Данные средства будут формировать предметные результаты, потому что при помощи их формируются у школьников такие знания и умения как:

1. Знание хронологии, работа с хронологией (указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов);

2. Знание исторических фактов, работа с фактами (характеризовать место, обстоятельства, участников и т.д.);

3. Работа с историческими источниками (читаь историческую карту с порой на легенду);

4. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках, характеризовать услови и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

5. Работа с версиями, оценками (приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе);

6. Применение знаний и умений в общении, социальной среде (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

**************************************************************

Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:

1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину

  • Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
  • Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
  • Группировать (не по хронологии)
  • Сравнивать

3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)

  • Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность
  • Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей

  • При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности

5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  • Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий
  • Толерантно определять свое отношение к иным позициям


[1] Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2001. – С.173

[2] Короткова М.В. Наглядность на уроках истории // Методика преподавания истории – 2001 - №5 – С.26

[3] Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. – С.91

[4] Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М.: Педагогика, 2000. – С.115

[5] Гора П.В. Методические приемы и средства наглядности обучения истории в средней школе. – М.: Педагогика, 1971. – С.23

[6] Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Педагогика, 1998. – С.14

[7] Вагин А. А. Методика обучения истории. – М., 1972. – С.26

[8] Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Методика преподавания истории в школе. М.: ВЛАДОС, 2001. – С.18

[9] Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.125

[10] Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – 1989, №4. – С.115


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию

план по самообразованию по теме: здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе...

Личный перспективный план по самообразованию Автор: Трушакова С.А.учитель математики МОУ «КОРЧИНСКАЯ СОШ»

Тема:Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики....

план по самообразованию

план , которым я пользуюсь...

план по самообразованию Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год

План по самообразованию учителя-логопеда в старшей логопедической группе детей с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиоло...

План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня".

План по самообразованиюКультурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (2011-2012 г.г.)Учитель-логопед: Рогалева Наталья А...

План по самообразованию учителя.

В публикации дается примерный план самообразования по одной из тем....

План по самообразованию учителя математики

В помощь учителям математики...