Использование современных воспитательных технологий в условиях школы-интернат.
статья

Владение воспитательными технологиями – одна из главных составляющих профессиональной компетенции педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных воспитательных технологий в условиях школы-интернат.

Игровые технологии

Цель: Воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               совершенствуется самоуправление поведением.

Сущность: Социальное развитие ребенка путем исполнения различных социальных ролей в ходе реализации функций игры: познавательной, развивающей, формирования нравственных оценок, социального закаливания, проектирования собственной деятельности.

Методы и средства: Использование игры как метода диагностирования, коррекции, развития нравственных качеств, развития фантазии, креативности мышления, творчества, как средство создания ситуации успеха.

Практические действия:

Практическое вовлечение воспитанника в различные виды игровой деятельности: спортивной, интеллектуальной, развивающей, развлекательной.                                                                                                                                                                                                                                                                           Применение игр - тренингов, игр - упражнений, игр – тренировок, игр логических, ролевых, стратегических, экономических исторических, приключенческих, деловых и пр.

Итог: Воспитанник умеющий управлять собственным поведением в различных жизненных ситуациях, развитой коммуникацией, умеющий планировать свою жизнь и логически мыслить.

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Цель: Формирование самостоятельного мышления. Развитие мыслительных навыков, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения) формирование «человека думающего».

Сушность: создать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, критические позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе.

Методы и средства: систематизация материала (кластеры, таблицы, логические цепочки…предположения по опорным словам, методы активного восприятия нового (дневники, путевые журналы,маркировки ит.д.), стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»).

Цель: Формирование самостоятельного мышления. Развитие мыслительных навыков, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения) формирование «человека думающего».

Практические действия:

реализация мотивационной функции (вызов) - (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)

реализация информационной функции – (осмысление) - (получение новой информации по теме, классификация полученной информации по категориям знаний).

реализация коммуникационной функции – (рефлексия) - (обмен мнениями о новой информации, побуждение к дальнейшему расширению информационного поля, соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Результат: это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ВОСПИТАНИЯ

Цель: формирование и развитие общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе общественных норм.

Сущность: С помощью рефлексий достигается соотношение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями другого человека, группы людей, общества в целом( общечеловеческими ценностями).

Методы и средства: Диалог педагога с внутренним «я» ученика, воспитанника.

Диалог ученика, воспитанника со своим внутренним «я».

Диалог педагога со своим внутренним «я».

Практические действия

1.Выявление ощущений как процесс перевода бессознательного в сферу сознания, который достигается путем сосредоточивания, концентрации внимания человека на себе, на своем внутреннем состоянии.

2.Анализ ощущений. Представляет собой процесс поиска причин возникновения выявленных ощущений путем отслеживания собственных действий в течение определенного времени.

3. Использование и создание ситуаций, требующих нравственного выбора ребенка.

4.Индивидуальное консультирование и поддержка процесса развития рефлексии у ребенка.

Результат: Установление обратной связи

Выявление уровня понимания информации «здесь и сейчас».

Ценностное отношение к информации.

Развитию личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности.

Создание здоровье сберегающей среды.

ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Цель: овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога.

Сущность: в ходе диалога формируется речевая культура, подразумевающая культуру общения; навыки публичного выступления и обсуждения проблем, включающие умение слушать и понимать собеседника, анализировать разные точки зрения на объект познания; умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения, вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.

Методы и средства: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др.

Практические действия

1 этап: ВВОДНЫЙ (ЗАВЯЗКА, выявляющая проблему) Создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование интереса к проблеме

2 этап: ОСНОВНОЙ (Диалог в разных модификациях )

3 этап: ИТОГОВЫЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (КОНСОЛИДАЦИЯ и РЕФЛЕКСИЯ).

Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения.

Результат: В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. а также воспитание молодых людей с новым типом мышления, активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Цель: Показ приоритета духовности и культуры в ценностных ориентациях школьника.

Сущность: Актуализация нравственного потенциала, для формирования чувства собственного достоинства, ответственности, гуманизма ( ядра личности).

Методы и средства: Методика этического диалога, учебная и внеурочная деятельность, создание ситуаций нравственного выбора.

Практические действия: Организация внеурочной деятельности этической направленности; Практическая деятельность по реализации нравственного потенциала ( волонтеры, группы доброты и милосердия, шефская помощь, акции доброты и пр.). Результат: Нравственное становление личности школьника

ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА

Цель: Воспитание творческой личности

Сущность: Перевод ребенка на субъектные позиции для предъявления и развития индивидуальных способностей, заключающихся в осознании личных целей, искусства достижения внутренней гармонии и уравновешенности, развитии чувства реальности, самостоятельности, открытости, сочувствия, умения жить без конфликтов, развитие сильных сторон характера.

Методы и средства: Через создание творческих ситуаций (игровых, соревновательных, ситуаций заботы, исследовательских и пр.)

Через средства искусства, различные предметы и явления окружающего мира, общечеловеческие нормы и ценности, правила окружающей действительности.

Практические действия : непосредственное участие в работе кружков, клубов, секций, занятия в школе искусств, соревнованиях, погружение в творческую деятельность на многообразных площадках, где можно проявить свои способности и таланты: участие в КВН, смотрах талантов, конкурсах и т.д.

Результат: Воспитанник обладающий креативностью мышления, т.е. самостоятельностью, конструктивностью, активностью, продуктивностью, гибкостью, оригинальностью, богатством идей (фантазией), готовностью к эксперименту, способностью мыслить проблемно, умением принимать решения, не бояться ошибок, способностью идти на риск.

ПЕДАГОГИКА УСПЕХА

Цель: Создание условий для полноценного развития школьника за счет удовлетворения его потребностей в самореализации и уважении.

Сущность: Восхождение по лестнице достижений, обусловленной гуманистическими принципами, при наличии постоянной системы стимулирования и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех.

Методы и средства: Создание ситуаций успеха в учебной и вне учебной деятельности, как средства духовного единения коллективов учителей, воспитателей, учеников и родителей.

Практические действия: Годовой круг творческих дел, праздников, традиций, все виды школьной деятельности: трудовой, общественной, учебной, спортивной, художественной и т.д.

Результат: Воспитанник, обладающий креативностью мышления, понимающий свои жизненные потребности, умеющий их реализовать, преодолевать трудности и решать проблемы соответственно нравственным и социальным нормам общества, верящий в свои силы и возможности.

ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Цель: Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности школьника

Сущность: Перевод ребенка с природными потребностями саморазвития (познания, самоутверждения, самовыражения, безопасности) на уровень готовности к самостоятельной жизни, т.е. вывод личности ребенка в режим саморазвития

Методы и средства: Дифференциация по интересам, личностный подход, индивидуальные программы, диалог, игровые методики, развивающие технологии, исследовательские методы, педагогика сотрудничества и т.д.

Практические действия: Объединения по интересам, внеурочная творческая, художественная, техническая, общественная деятельность, участие в работе органов самоуправления, профессиональные пробы, психотренинги, профильные занятия: мастерских различного профиля, ведение здорового образа жизни и т.д

Результат: Воспитанник, как активный, инициативный, самостоятельный законопослушный гражданин, будущий заботливый семьянин, просвещенный культурный человек, способный к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Вывод

Владение воспитательными технологиями – одна из главных составляющих профессиональной компетенции педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»

Выступление на педсовете на тему:«Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы  –  интерната»Подготовила: воспитатель школы – интерната...

«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях школы – интерната»

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависи...

Д О К Л А Д НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»

   Педагог дает определение "здоровьесберегающим технологиям", описывает основные группы здоровьесберегающих технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе, предс...

Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий в условиях школы-интерната

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимани...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся через игры, упражнения и воспитательные занятия в условиях школы-интерната"

Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в последние десятилетия является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей в мире, исследования Л....