Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий в условиях школы-интерната
материал

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedagogicheskiy_sovet_e.s.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Время «готовых» уроков постепенно отходит.

         Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

         В настоящее время в России происходит изменение системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство. 

Все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных. 

Школа должна поставить для себя главную задачу: научить детей жить в динамичном, меняющемся мире. Причем задача стоит не только в передаче знаний и технологий, но и в формировании различных компетенций: коммуникативных, информационных, интеллектуальных…

         На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? Не каждый взрослый с этим справляется. Чтобы помочь современному школьнику, нам необходимо самим не отставать от современности. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений. 

         «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

         Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой проблемы различные авторы подходят по- разному.  Выделяют следующие.

На первое место в современной развивающейся школе выходит личность ребенка и его деятельность.

К личностно ориентированным технологиям обучения относят:

-Технология обучения как учебного исследования

-Технология коллективной мыслительной деятельности

-Технология эвристического обучения

-Проектная деятельность

-Развивающее обучение (Л.В. Занков,В.В. Давыдов,Д. Б. Эльконин)

Предметно – ориентированные технологии обучения:

- Технология постановки цели

- Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

- Технология педагогического процесса (С. Д. Шевченко )

- Технология концентрированного обучения

- Модульное обучение

Информационные технологии

-ИКТ

-Технологии дистанционного обучения

Технологии оценивания  достижений обучающихся

-Технология  «Портфолио»

-Безотметочное обучение

-Рейтинговые технологии

-Технология  «Лестница достижений»

-Технология уровневой дифференциации

Интерактивные технологии

-Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

-Технология проведения дискуссий

-Технология «Дебаты»

-Тренинговые технологии

         Перечисленные технологии лишь небольшая часть из существующих в современной образовательной практике. Естественно нет необходимости знать все, достаточно выбрать 1-2 приемлемые  для себя и апробировать их в своей практической деятельности.

        Из всего многообразия современных технологий наши учителя чаще всего используют ИКТ- технологии.

       Информационные технологии уже сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации образования. Однако, можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при создании креативной образовательной среды на основе информационных и телекоммуникационных технологий:

ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий; мотивация будет намного выше, если цели обучения и план действий выработаны самими обучающимися; разработаны специальные компьютерные программы, выступающие в качестве экспертных систем, облегчающих процесс целеполагания;

повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал без больших затрат на типографские расходы;

раскрытие значимости профессиональных знаний; большое значение может играть показ средствами информационных и телекоммуникационных технологий происхождения знания, его эволюции, моделирование тенденций развития;

обеспечение принятия обучающимся некоей роли в учебном процессе: исследователя - при работе с экспертной системой; конструктора - при работе с конструкторской программой; виртуального субъекта - в игровых программах и т. д.;

предоставление обучающемуся свободы действий при управлении осваиваемыми объектами в рамках заданных ограничений; компьютер как нельзя лучше может моделировать реакцию сложных систем на действия обучающегося, без каких-либо последствий для этих систем;

применение наглядности, занимательности, эмоциональности, эффекта парадоксальности, удивления; в данном вопросе компьютер просто незаменим; возможности моделирования явлений, трёхмерной графики, видео, мультипликации и звуков позволяют обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее саморазвитие;

использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких обучающемуся; большое значение для этого имеет индивидуализация образования при использовании информационных технологий, возможность построение динамической модели обучающегося;

использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал электронного учебника картин и фотографий, музыкальное оформление, звучащее в перерывах, организуемых для предотвращения утомления обучающегося позволяют "оживить" сухой материал, сделать его жизненным и интересным;

применение активных, деятельностных методов и форм обучения: совместных сетевых проектов, компьютерных деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия, подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой, экспертными системами поддержки принятия решения и т. д.;

структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчинённых мыслей; гипертекстовое представление материала в компьютере как нельзя более лучше способствует решению данной задачи;

использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных учебников можно производить достаточно часто; датчик случайных чисел ЭВМ позволяет сделать элемент непредсказуемости реальным, даже для самого преподавателя;

разъяснение обучающемуся системы построения материала, последовательности и способов освоения дисциплины; использование разноуровневой помощи и специальных навигационных панелей в компьютерной обучающей программе, обеспечивающих обучающемуся лёгкость ориентирования в материале и динамическое отслеживание своего продвижения.

         Результаты внутришкольного контроля текущего учебного года по предметам гуманитарного, естественно научного циклов  показали, что к наиболее часто используемым в учебном процессе нашими педагогами средствам ИКТ относятся:

1) электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

2) электронные энциклопедии и справочники;

3) тренажеры и программы тестирования;

4) образовательные ресурсы интернета;

5) DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

6) видео и аудиотехника;

7) научно-исследовательские работы и проекты

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. ИКТ технологии используются: 

1) для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем и программ для работы в режиме online (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru и т.д) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдов-презентаций в режиме online);

2) для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel позволяет выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д;

Главная задача на уроке - вызвать у обучающихся интерес к предмету и пробудить желание заниматься.

На своих уроках педагоги активно используют различные мультимедийные презентации, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока и являются эффективными средствами обучения.

          Опыт применения презентаций показывает, что повышается качество урока и более рационально используется время. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Форма и место использования презентации на уроке зависят от содержания урока, от цели, которая ставится на уроке, и могут быть использованы на любом этапе урока: для формулирования темы и целей урока, в начале урока с помощью вопросов и иллюстраций создавать проблемную ситуацию, сопровождать объяснения учителя, применять для контроля знаний обучающихся.

3) для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

4) для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5) для общения (Internet, электронная почта, Skype, Hangout и т.д);

6) для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, zplayer, программы для просмотра изображений CorelDraw, PhotoShop), программы для создания схем, чертежей и графиков (Visio и др).

При изучении многих тем на занятиях просматриваются небольшие видеоролики, из которых обучающиеся получают дополнительную информацию.

         Таким образом, использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала.
        Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что система образования должна быть основана на максимальной свободе обучающихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, грамотно работать с информацией (уметь собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, делая аргументированные выводы).

Эти задачи возможно решить  при  условии:

 - вовлечения каждого ученика в активно-познавательный процесс;

 - четкое осознание учеником, где, каким образом, как эти знания могут быть применены;

- умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки.

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»

Повышение качества образования

через продуктивное освоение современных педагогических  и информационных технологий в условиях школы-интерната

Педагогический совет

                       Зам. директора – Е.С. Жилкина

                            Март, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение качества образования через внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс»

Человек на протяжении всей своей жизни совершенствует и углубляет знания. И на всех стадиях нужно задумываться над тем, насколько эффективно ты получаешь, используешь и совершенствуешь свои знания....

«Повышение качества образования через внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс»

laquo;ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»...

Научная статья на тему: "Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях"

ктуальность исследования заключается в том, что за это время внедрение ИКТ (информационных компьютерных технологий) стало доступно на уроках физической культуры, как бы несравнимо это ни звучало. Сост...

Доклад на тему: «Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий»

Закон Российской Федерации «Об образовании» ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:школа является важнейшим фактором развития личности;школа...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...