Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий
статья

Текст выступления на заседании педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

         ГБОУ « Валуйская общеобразовательная школа -  интернат»

Заседание педагогического совета

Зам. директора -  Е.С. Жилкина

           На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? Не каждый взрослый с этим справляется. Чтобы помочь современному школьнику, нам необходимо самим не отставать от современности. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений.  Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).

Причиной выбора является следующее:

·  в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам

·  образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

·  педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

·  они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

·  обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

·  отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

·  четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития школы и основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения и воспитания необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология».

         «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

           Общепринятой классификации образовательных технологий  на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

·  традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;

·  игровые технологии;

·  тестовые технологии;

·  модульно-блочные технологии;

·  интегральные технологии и т. п.

           Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашей школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?

Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.

То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.

Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство.

  Многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто без тени сомнения считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учениками.

           В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бы меры побуждения.

        100% учителей нашей школы владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения.

Многие учителя  используют различные технологии полностью (в отдельных классах) или приемы поэлементно.

     Результаты внутришкольного контроля текущего учебного года по использованию педагогами ЭОР   показали, что к наиболее часто используемым в учебном процессе нашими педагогами средствам ИКТ относятся:

1) электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

2) электронные энциклопедии и справочники;

3) тренажеры и программы тестирования;

4) образовательные ресурсы интернета;

5) научно-исследовательские работы и проекты

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. ИКТ технологии используются: 

1) для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем и программ для работы в режиме online (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru и т.д) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдов-презентаций в режиме online);

2) для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel позволяет выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д;

3)с целью совершенствования организации преподавания, повышения индивидуализации обучения учителя используют широкий спектр образовательных платформ: «Российская электронная школа», YouTube, Учи.ру., Яндекс учебник, электронные образовательные сервисы:«Первое сентября», «Инфоурок», «Мультиурок», «Открытый урок. Первое сентября», «ПроШколу.ру» и др.

     Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что система образования должна быть основана на максимальной свободе обучающихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, грамотно работать с информацией (уметь собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, делая аргументированные выводы).

Эти задачи, возможно решить  при  условии:

 - вовлечения каждого ученика в активно-познавательный процесс;

 - четкое осознание учеником, где, каким образом, как эти знания могут быть применены;

- умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Научная статья на тему: "Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях"

ктуальность исследования заключается в том, что за это время внедрение ИКТ (информационных компьютерных технологий) стало доступно на уроках физической культуры, как бы несравнимо это ни звучало. Сост...

Доклад на тему: «Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий»

Закон Российской Федерации «Об образовании» ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:школа является важнейшим фактором развития личности;школа...

Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий в условиях школы-интерната

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимани...

Доклад на тему: «Повышение качества образования через развитие творческих способностей обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы»

Современному обществу необходима система воспитания, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления – умение анализировать лю...

Педагогический совет "Повышение качества образования через использование современных педагогических технологий"

Педсовет "Повышение качества образования через использование современных педагогических технологий". В разработке представлена классификация педтехнологий.  Цель - раскрытие роли соврем...

Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физкультуры.

Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физкультуры....