Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
статья

Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pyatiklassnikov_k_novym_usloviyam_obucheniya.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Начало обучения в школе, переход из начальной в среднюю, со средней – в старшую справедливо считают кризисными периодами. Подобные переходные периоды в жизни и деятельности детей выдвигают особые проблемы, которые требуют особого внимания как педагогов так и родителей - от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.

   У учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов меняется их социальное окружение, новые условия обучения и воспитания выдвигают более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к уровню сформированности у детей учебных знаний, умений, навыков.

1) Процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:

  • Происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой
  • Формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учения
  • Эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные.

Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:

  1. Несформированность «внутренней позиции школьника».
  2. Слабое развитие произвольности.
  3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
  4. Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
  5. Общение с учителем.
  6. Принятие учебной задачи.
  7. Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
  8. Отношение к себе.
  9. Завышенные требования со стороны родителей.
  10. Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
  11. Соматически ослабленные дети.
  12. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
  13. Леворукие.
  14. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.

2) Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в V—IX классах школы.

Родители считают детей этого возраста трудными, педагоги и психологи называют этот период "переходным", "критическим". Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Основные задачи развития в 5 классе: овладение базовыми школьными знаниями и умениями; формирование умения учиться в средней школе; развитие учебной мотивации, формирование интересов; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; переоценка своих возможностей; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность

Адаптация зависит от: 1. интеллектуальной готовности ученика; 2. коммуникативных навыков; 3. соблюдения школьных правил; 4. ориентации в новых ситуациях; 5. требований родителей. 6. требований учителей.

Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Следует обратить внимание на факторы, препятствующие успешной адаптации. Это прежде всего: противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов; На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами; В 5 классе многие дети ощущают одиночество, так как первой учительницы рядом нет; Смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней.

Все эти факторы могут привести к дезадаптации ребенка в новых условиях. Что в свою очередь приведет к деструктивным изменениям личности. Таким как: Снижение интереса к обучению, успеваемости; нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями; появление признаков тревожности, ухудшение здоровья; отчуждение от школы, семьи; неблагоприятный социальный статус.

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

В докладе представлен материал по изучению классного коллектива 5 класса.Разные виды диагностики в таблицах и диаграммах,выводы и предложения....

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»(Отчёт на педсовете)

Отчёт на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"...

Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....