Рабочая программа Внеурочной деятельности "Дорога к успеху"
рабочая программа (5 класс)

Василевская Ксения Михайловна

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Дорога к успеху"

5-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_k_uspehu_-_kopiya.docx58.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Дорога к успеху»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе  образовательной программы ГБОУ школы № 582 Приморского района Санкт-Петербурга.

В соответствии с ФГОС ООО, основная образовательная программа соответствующего уровня образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы. Она позволяет учесть индивидуальные особенности и потребности обучающихся, обеспечить достижение ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) за счёт расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.

Основой для  разработки программы внеурочной деятельности служит: «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. — 223 с.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьника, позволяет развивать его личность в рамках: социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном направлениях.

Комплексная программа включает  проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками и занятия крупными блоками — «интенсивами». Интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.

Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.

Цель программы: создать условия для успешной социализации детей, самореализации и личностного роста.

Задачи программы:

— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— формировать личность детского лидера, обладающего высокой культурой общения и влияния на людей;

— способствовать освоению организаторских качеств посредством игровой и проектной деятельности;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Общая характеристика курса

Программа «Дорога к успеху» нацелена на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, воспитание человека гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем, общаться с окружающими, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить и нести ответственность за свои действия.

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками в том числе в каникулярное время по нелинейному расписанию.

Курс «Дорога к успеху» состоит пяти модулей:

5 класс. «Островок дружбы»

6 класс. «Школа лидеров»

7 класс. «Я могу»

8 класс. «Я управляю собой и будущим»

9 класс. «Мой выбор»

Данная программа внеурочной деятельности разработана для учащихся средней школы. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов одной параллели.

Программа внеурочной деятельности «Дорога к успеху» основывается на следующих принципах:

Принцип общественной направленности воспитания – содержание программы социальной направленности должно соответствовать потребностям страны, гуманистическим нормам общества.

Принцип субъективности – деятельность в рамках реализации программы должна развивать способность ребенка осозновать собственное «Я» во взаимоотношениях с людми и миром.

Принцип учета индивидуальных, возрастных, половых, личностных характеристик и интеллектуальных возможностей школьников способствует учету внеучебных интересов, которые ученик раскрывает, участвуя в различных проектах, конкурсах, соревнованиях. 

Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной деятельности осуществляется за счет вовлечения школьников в общественно-полезную работу, которая может включать в себя социальные проекты различной направленности.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности

        Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Во внеурочной деятельности используются разнообразные формы организации деятельности обучающихся:

  • Беседа;
  • Диспут;
  • Игра;
  • Клубное мероприятие;
  • Конференция;
  • Круглый стол;
  • Проектная деятельность;
  • Теоретические занятия;
  • Экскурсии и др.

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Дорога к успеху»

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Реализация программы в основной школе должна обеспечить следующие личностные результаты:

5 класс. «Островок дружбы»

  • развитие способности понимать эмоции других людей, опыт конструктивного взаимодействия
  • развитие умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • развитие мышления, воображения
  • опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

6 класс. «Школа лидеров».

  • формирование социокультурных норм поведения в обществе;
  • развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие негативных факторов;
  • оценка ситуации с точки зрения правил поведения, морали  и этики
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

7 класс. «Я могу»

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • развитие внимания
  • приобретение знаний  принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к окружающему миру;
  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре

8 класс. «Я управляю собой и будущим»

  • Развитие компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам
  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности

9 класс. «Мой выбор»

  • формирование ответственного отношения к своим поступками, самостоятельному выбору
  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Метапредметные результаты:

 5 класс «Островок дружбы»

  • приобретение навыков групповой работы;
  • обогащение ключевых компетенций: деятельностных, коммуникативных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся
  • умение организовывать свой активный и пассивный отдых.

6 класс «Школа лидеров»

  • приобретение опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
  • поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
  • умение принимать на себя ответственность за пробы в социальном взаимодействии

7 класс «Я могу»

  • получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • Умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами
  • Умение планировать волонтерскую деятельность

8 класс «Я управляю собой и будущим»

  • способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для обучающегося и других людей;
  • способность дискутировать по социальным вопросам и творчески преобразовывать образцы поведения
  • Умение организовывать волонтерскую деятельность

9 класс «Мой выбор»

  • умение осознанно выбирать направления и формы любительских занятий, увлечений, хобби;
  • адекватная оценка своих возможностей.

Предметные результаты:

5 класс «Островок дружбы»

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов  - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения

6 Класс «Школа Лидеров»

  • повышение уровня правовой грамотности учащихся
  • знания о нормах поведения в обществе и ответственности за их нарушение;

7 класс «Я могу»

  • умение составить и реализовать социальный проект;
  • опыт проведения социальной акции.

8 класс «Я управляю собой и будущим»

  • умение составить и реализовать социально-образовательный проект;
  • опыт самостоятельной деятельности по организацию акций;

9 класс «Мой выбор»

  • знание мира профессий;
  • профессиональное самоопределение
  • опыт презентации профессии.

Воспитательный результат программы внеурочной деятельности

        Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников можно распределить по трем уровням, предложенным Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.

Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

        Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.        

        Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Место курса в плане внеурочной деятельности ГБОУ школа №582

Приморского района Санкт-Петербурга

Программа «Дорога к успеху» предназначена для использования в ГБОУ школа 582 Приморского района Санкт-Петербурга в 5-9-ых классах  и рассчитана на 68 часов в каждой параллели  (из расчёта 2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Оценка результатов освоения курса внеурочной деятельности

«Дорога к успеху»

Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются промежуточный контроль:

учет активного участия;

 проекты / презентации по различным темам;

портфель (личные достижения)

Важным показателем успешности достижения результатов является участие в различных формах культурно-досуговой деятельности объединения, класса, школы.

•        Педагогическое наблюдение.

•        Ролевые игры.

•        Участие в массовых мероприятиях.

•        Беседы с родителями.

•        Анкетирование и тестирование.

•        Тренинги.

•        Диагностика.

Календарно-тематическое планирование

  1. класс

Тема

Количество часов

Форма проведения занятия

1.

Вводное занятие "Давайте познакомимся".

Знакомство с содержанием курса. Разработка правил по работе в группе, распределение ролей и обязанностей. Игры на сплочение группы.

2

теоретическое занятие

2

игра

2

беседа

2

игра

2.

"Кто такой лидер"

Понятие «Лидер», основные качества лидера. Понятие «Команда», работа в группе. Игры и тренинги на развитие лидерских качеств. Встреча с приглашенным гостем. Индивидуальные проекты на создание образа идеального лидера.

2

круглый стол

2

игра

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

3.

"Прошлое - ключ к настоящему"

Истоки русской истории и культуры. Славянская мифология. Выдающиеся деятели Древней Руси. Мини-конференция, подготовка проектов и презентаций.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

проектная деятельность

2

экскурсия

4.

"Познай себя"

Мониторинг на самоконтроль. Игры и тесты на определение типа характера

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

игра

2

игра

2

игра

5.

Я и общество

Понятие общества, человека и права. Игры и викторины на развитие правовой культуры.

2

теоретическое занятие

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

клубное мероприятие

6.

Социальное проектирование

Знакомство с примерами социальных проектов. Работа над собственным проектом.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

теоретическое занятие

7.

"Как наше слово отзовется…" Речь - главный инструмент лидера.

Язык и его история. Выразительные возможности языка. Выполнение упражнений на выявление изобразительно-выразительных средств.

2

беседа

2

теоретическое занятие

2

круглый стол

2

беседа

8.

Играем, творим, узнаем

Творческая деятельность, выполнение проектов.

2

игра

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

клубное мероприятие

  1. класс

Тема

Количество часов

Форма проведения занятия

1.

Вводное занятие Цели и задачи Планирование  будущей деятельности. Распределение ролей и обязанностей. Игры на сплочение группы.

2

теоретическое занятие

2.

"Я - часть природы" Понятие экологии. Участие в экологических мероприятиях. Проектная деятельность.

2

беседа

2

беседа

2

игра

2

круглый стол

3.

"Прошлое - ключ к настоящему"

Истоки русской истории и культуры. Выдающиеся деятели царской России. Мини-конференция, подготовка проектов и презентаций.

2

теоретическое занятие

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

4.

"Познай себя и мир вокруг" Мониторинг на самоконтроль. Наблюдение, техника составления опросов, интервью, анкет. Коллективно-творческая деятельность. Мастерская юного журналиста «Будь в курсе».

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

игра

2

игра

5.

Практика успешного взаимодействия. Как завоевывать друзей. Тренинг по технике успешного общения. Коллективно-творческая деятельность.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

игра

6.

Социальное проектирование Знакомство с примерами социальных проектов. Работа над собственным проектом.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

7.

"Как наше слово отзовется…" Речь - главный инструмент лидера. Выразительные возможности языка. Вербальные и невербальные средства общения. Основы риторики. Тренинг по технике выступления на публике.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

теоретическое занятие

2

круглый стол

2

беседа

8.

Я – лидер

 Творческая деятельность. Мини-конференция «Прирожденный лидер». Конкурс «Я - лидер». Подведение итогов.

2

теоретическое занятие

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

клубное мероприятие

  1. Класс

Тема

Количество часов

Форма проведения занятия

1.

Вводное занятие Цели и задачи Планирование  будущей деятельности. Распределение ролей и обязанностей. Игры на сплочение группы.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2.

"В здоровом теле - здоровый дух" Понятие здорового образа жизни и его составляющие. Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях.

2

беседа

2

игра

2

теоретическое занятие

2

круглый стол

3.

"Прошлое - ключ к настоящему"

Истоки русской истории и культуры. Выдающиеся деятели царской России. Мини-конференция, подготовка проектов и презентаций.

2

теоретическое занятие

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

4.

"Познай себя и мир вокруг" Мониторинг на самоконтроль. Наблюдение, техника составления опросов, интервью, анкет. Коллективно-творческая деятельность. Мастерская юного журналиста «Будь в курсе».

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

игра

2

игра

5.

Быть лидером - значит вести за собой Тренинг по технике успешного общения. Игры и упражнения  на развитие организаторских качеств. Работа над проектом - составление плана общественного мероприятия для родителей и его проведение. Коллективно-творческая деятельность.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

6.

Социальное проектирование Знакомство с примерами социальных проектов. Работа над собственным проектом. Социально полезная деятельность.

2

игра

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

7.

"Как наше слово отзовется…" Речь - главный инструмент лидера. Выразительные возможности языка. Вербальные и невербальные средства общения. Техника ведения дискуссии.  Тезис и аргументация. Тренинг по эффективному разрешению спора и поведению в конфликтной ситуации.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

теоретическое занятие

2

круглый стол

2

беседа

8.

Я – лидер

 Творческая деятельность. Мини-конференция «Прирожденный лидер». Конкурс «Я - лидер». Подведение итогов.

2

теоретическое занятие

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

клубное мероприятие

  1. Класс

Тема

Количество часов

Форма проведения занятия

1.

Вводное занятие Цели и задачи Планирование  будущей деятельности. Распределение ролей и обязанностей. Игры на сплочение группы.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2.

"Мыслю - следовательно, существую"

Механизм мышления и познания. Тренинги на развитие фантазии, образного и латерального мышления. Работа круглого стола, дискуссии по выбранной тематике.

2

беседа

2

игра

2

теоретическое занятие

2

круглый стол

3.

"Прошлое - ключ к настоящему"

Истоки русской истории и культуры. Культурные и общественные направления в России XIX – н.XX века. Мини-конференция, подготовка проектов и презентаций.

2

теоретическое занятие

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

4.

"Познай себя и мир вокруг" Мониторинг на самоконтроль. Наблюдение, техника составления опросов, интервью, анкет. Коллективно-творческая деятельность.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

игра

2

игра

5.

Быть лидером - значит вести за собой Тренинг по технике успешного общения. Игры и упражнения  на развитие организаторских качеств. Работа над проектом - составление плана общественного мероприятия для родителей и его проведение. Коллективно-творческая деятельность.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

6.

Социальное проектирование Знакомство с примерами социальных проектов. Работа над собственным проектом. Социально полезная деятельность.

2

игра

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

7.

"Как наше слово отзовется…" Речь - главный инструмент лидера. Выразительные возможности языка. Техника убеждения. Публичное выступление. Конфликт. Практикум по технике публичного выступления.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

теоретическое занятие

2

круглый стол

2

беседа

8.

Я – лидер

 Творческая деятельность. Мини-конференция «Прирожденный лидер». Конкурс «Я - лидер». Подведение итогов.

2

теоретическое занятие

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

клубное мероприятие

  1. Класс

Тема

Количество часов

Форма проведения занятия

1.

Вводное занятие Цели и задачи Планирование  будущей деятельности. Распределение ролей и обязанностей. Упражнения на сплочение группы.

2

теоретическое занятие

2

Беседа

2.

"Мыслю - следовательно, существую"

Механизм мышления и познания. Тренинги на выявление и формирование внутренней позиции. Работа круглого стола, дискуссии по выбранной тематике. Тренинги на развитие латерального мышления.

2

беседа

2

игра

2

теоретическое занятие

2

круглый стол

3.

"Настоящее - фундамент будущего"

Современное общество. Россия и мировая художественная культура. Обзор современной русской литературы. Мини-конференция.

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

4.

"Познай себя и мир вокруг" Сущность и приемы исследовательского проекта. Проведение индивидуального исследования по выбранной теме.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

игра

2

игра

5.

Быть лидером - значит вести за собой Тренинг по технике успешного общения. Манипуляция и методы защиты от речевого воздействия. Организация мероприятий и конкурсов для разных возрастных групп. Проведение мастер-класса «Как быть лидером» для младших школьников.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

6.

Социальное проектирование Знакомство с примерами социальных проектов. Работа над собственным проектом. Социально полезная деятельность.

2

игра

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

7.

"Как наше слово отзовется…" Речь - главный инструмент лидера. Выразительные возможности языка. Техника убеждения. Публичное выступление.

2

теоретическое занятие

2

беседа

2

теоретическое занятие

2

круглый стол

2

беседа

8.

Я – лидер

 Конкурс «Я - лидер»: финальный проект по самопрезентации. Формирование портфолио лидера.  Подведение итогов и самоанализ.

2

теоретическое занятие

2

проектная деятельность

2

проектная деятельность

2

клубное мероприятие

Методическое и материально-техническое обеспечение

  К реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

- учебный кабинет;

- диагностики, сборники игр и сценариев;

- дидактический материал;

- наглядный и раздаточный материал для игр;

- MP 3 проигрыватель, мультимедийный проектор, компьютер;

- аудио и видеозаписи.

Список литературы

  1. И. В. Вачков «Основы технологии группового тренинга. Психотехники:  Учебное пособие. -2-е изд. М.: Издательство «Ось-89», 2001 (Практическая психология)
  2. Е. А. Дагаева  «5 тренинговых программ «под ключ» : практическое руководство для тренера» - Ростов н/Д : Феникс, 2012

Для педагога:

  1. Джозеф Г. Бойетт, Джимми Т. Бойетт «Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления", Олимп-Бизнес, 2007г.
  2.  Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко, «Технология создания команды», Речь, 2004г.
  3. Г. Макмахон «Тренинг уверенности в себе» - М.: Эксмо,2003
  4. Л.М. Митина «Психология развития конкурентно способной личности» - М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
  5. Д. Моргенстерн «Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью». – М.: ООО  «Издательство «Добрая книга», 2007.
  6. О.В. Евтихов «Тренинг лидерства»  - СПб.: Речь, 2007
  7. А.А. Плигин « Как превратить кризис в выирыш или провести рефрейминг ситуации» // Вестник НЛП. 2007
  8. Е. В. Сидоренко «Тренинг влияния и противостояния влиянию» - СПб.: Речь, 2005
  9. Е. В. Сидоренко «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии» - СПб.: Речь, 2002
  10. Дейл Карнеги. «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично» М. Комета.1989.

Для родителей:

  1. С.В. Кривцова «Учитель и проблемы дисциплины» - М.: «Генезис», 2004.
  2. В.П. Шейнов «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» - Минск: Амалфея, 1996
  3. Н. Шухова «Организация времени старшеклассника» - Новосибирск : Научно учебный центр психологии Новосибирского госуниверситета, 1996.

Для детей:

  1. Е.В Коротаева «Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение» М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997.
  2.  П. Вайнцваг «Десять заповедей творческой личности» - М.: Прометей, 1990
  3. В.П. Зинченко «Как построить свое «Я» - М: Педагогика, 1991ю -136 с
  4. Под ред. Л.М. Митиной «Психологическое сопровождение выбора профессии» - М: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
  5. Д. Фейдимен, Р. Фрейгер «Личность и личностный рост» / Выпуски 1,2,3,4 – М: Изд. Российского открытого университета 1994-2004
  6. Добрович М.А. Общение: Наука и искусство. М. 1977г.
  7.  Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н/Д, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по спецкурсу "Психология успеха"

Спецкурс “Психология успеха ” предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 30 часов (один год обучения). Сейчас каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе,...

Программа внеурочной деятельности «Вектор успеха» Направление: социальное

Обучение пятиклассников в средней  школе — вторая и очень значительная ступень в их школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом завис...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по работе с одарёнными детьми "Путь к успеху". Предмет "География"

       Предлагаемый курс предназначен для учащихся общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению географии(5-11кл). Данная программа рассматривается, как си...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (7 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (7 класс)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (9 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (9 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...