статья "Кукольный театр "Казачок" как школа нравственности
статья

статья для всероссийской конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solomeinae_statya1_napravlenie_3.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Соломеина Е.А.,

 учащаяся

МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска

«КАЗАЧИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР В КОНТЕКСТЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Театр не знает времени, проходит через все эпохи, приносит в каждую жизнь драгоценные воспоминания и моменты, оказывая влияние на судьбу каждого человека. В театре есть нечто магическое. Это ощущаешь, находясь в зрительном зале. Ещё более удивительные перемены наступают, когда ты сам оказываешься на сцене. Идёт преображение - и внешнее, и внутреннее. Перевоплощаясь, играя другого человека, начинаешь лучше понимать чужие мысли, чувства и поступки. Становится понятнее: кто добрый или злой, жадный или щедрый и многое другое [1, с. 26].

В соответствии с Указом Президента РФ Владимира Владимировича Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен годом театра. Это решение направлено на сохранение и популяризацию лучших отечественных театральных традиций и достижений; на обеспечение доступности лучших образцов театрального искусства для разных категорий населения.  

Старшему поколению совершенно очевидно, что театр является важнейшим из искусств, он играет большую роль в воспитании и формировании характера человека. Театральные постановки позволяют развивать эмоциональную восприимчивость, видеть прекрасное в окружающем, помогают лучше воспринимать классические произведения литературы через визуальное восприятие. Но, к сожалению, по данным опроса ВЦИОМ, театральное искусство не пользуется популярностью среди молодежи. Несмотря на то, что театр не стоит на месте, появляются новые интерактивные формы взаимодействия со зрителем, создаются остросоциальные постановки, поднимающие важные для молодежи проблемы, повышается качество технической оснащенности театральных постановок, привлечение молодежи в театр происходит крайне медленно. Проведенный нами социологический опрос среди сверстников подтвердил неутешительные данные всероссийских опросов – интерес к театру невелик.

Что же необходимо сделать, чтобы разбудить в юном поколении интерес к театру? Как сделать театр истинной школой нравственности? Мы считаем, что к решению проблемы надо подходить комплексно. Очень важно развивать основы театральной культуры с раннего детства. Так мы вышли на решение проблемы через реализацию нашего проекта «Кукольный театр «Казачок» - как школа нравственности».

 

По силе эмоционального воздействия театр кукол занимает особое место в ряду других искусств. Кукольный театр всегда привлекал человека своей особой атмосферой, связанной с чудом оживления неживого предмета - куклы. Важно отметить тот факт, что до сих пор театральная кукла остается загадкой для теоретиков театра.          А. Н. Василькова пишет по этому поводу: «Что представляет собой тело куклы — видно всякому. Что такое кукольная душа - не знает никто: кажется, она окутана еще большей тайной, чем душа человеческая, и тем сильнее эта тайна к себе влечет» [2, с. 221]. Театральные куклы не могут оставить равнодушным никого: ни взрослых, ни детей, ни художника, ни писателя, ни поэта.

 Исходя из особенностей нашей школы, в которой активно используются идеи педагогики казачества как основы духовно-нравственного воспитания, в репертуаре нашего кукольного казачьего театра акцент сделан на произведениях казачьего фольклора как кладовой для творчества и развития нравственных основ личности.

Возможности казачьего фольклора неисчерпаемы и очень актуальны. Ведь казаки, придумывая поучительные истории, не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания – все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Глубокая патриотичность казачьего фольклора делает его незаменимым инструментом воспитания малышей.  

У казаков есть свой кукольный театр. Он существовал у казаков по-особенному, отличаясь от классического кукольного театра. Артист, держа в руках куклы, сам накрывался ковром, а другие казаки подыгрывали ему, подпевали, и получалась композиция, которую можно было развернуть у любого дома. Кукольные представления сопровождались игрой на гармони, бубне, литаврах. Много места в репертуаре кукольного театра занимает бытовой жанр, сцены из жизни. Казаки всегда вкладывали глубокий смысл в тексты, песни, рассказы и поэтому этот театр слушали и смотрели взрослые, и дети.

Объединив миссию школы как центра патриотического воспитания и уникальность казачьей культуры, можно добиться высокого уровня развития духовно-нравственных основ личности у младших школьников.

При составлении репертуара школьного кукольного театра «Казачок» мы распределили произведения казачьего фольклора на несколько групп (в зависимости от ценностей, которые они прививают::

- Человек - воспитание гуманности;

- Семья - первый коллектив ребенка;

- Труд - воспитание творчества и потребности в созидании;

- Знания - поиск истины;

- Культура - воспитание духовности;

- Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа;

- Земля - создание целостного образа мира;

- Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.

Помощь в организации и проведении кукольных представлений нам оказывают члены городского казачьего общества, которые на практике знакомят нас с основами казачьей педагогики, окажут помощь с выбором произведений фольклора, с особенностями казачьего быта, лексики. Совместно с членами казачьего общества организована деятельность творческих мастерских «Театральная кукла», «Казачий костюм», «Казачье подворье».

 Участие в деятельности казачьего театра кукол принимают учащиеся разного возраста. С ними проводятся занятия по сценическому мастерству, репетиции, занятия по истории и культуре казачества, мастер-классы по казачьим шермициям.

Очень важно, что младшие всегда и во всем чувствуют поддержку старших, учатся на лучших примерах, не на словах, а на деле понимают, что такое чувство локтя, что такое принцип «казачьего братства».

Наш проект «Кукольный театр «Казачок» как школа нравственности» - это  возможность привлечь сверстников к раскрытию своих творческих способностей; создание дополнительных стимулов для саморазвития и совершенствования на основе культурно-исторических и этнографических ценностей российского казачества.

Современная молодежь - это поколение будущего, которое должно отличаться не быстротой и резкостью, а глубоким внутренним миром, полным загадок и истинных желаний. Поэтому, нужно сделать все возможное, чтобы страсть к искусству у подростков не угасала, а лишь возгоралась, подпитывая себя новыми чувствами и желаниями [3, с. 40]!

Список литературы:

1.Грэм Г. Философия искусства. Введение в эстетику. М.: Слово, 2004. 256 с.

2.Павленко А. Теория и театр. СПб.: Изд-во С.-Петер. Ун-та, 2016. 236 с.

3.Цифринович М. В. У кукол все как у людей. М.: Аттике, 2013. 395 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание в школе – нравственная основа жизнеспособности государства»

Целью патриотического воспитания в школе является формирование патриотических чувств у обучающихся, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности....

Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...

Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»  

Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»   ...

Рабочая программа "Школа нравственности" в 6-9 классах

laquo;Уроки нравственности» были  направлены на усвоение детьми базовых и опорных нравственных понятий, которые лежат в основе нравственного сознания человека и норм его нравственног...